Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Персоязычные источники по истории казахского народа XIV–XV веков

29824

Начиная с XI в. обширная территория от Днестра и северных берегов Черного моря до Иртыша и озера Балхаш носила название Дешт-и Кипчак. Западный Дешт-и Кипчак простирался с востока на запад от Яика до Днестра, а с юга на север – от Черного и Каспийского морей до г. Укека. Восточный Дешт-и Кипчак занимал земли от Иртыша до Яика и от озера Балхаш и низовьев Сырдарьи до Тобола. В XIII в. Дешт-и Кипчак вошел в состав улуса Джучи (Золотая Орда), основная масса населения которого состояла из тюркских и монгольских кочевых родов и племен.

В нарративных персоязычных источниках XIII–XIV вв. население улуса Джучи называется монголами, татарами, тюрками, кипчаками. С середины XIV в. в источниках встречается общее собирательное название – узбеки. В XV в., когда улус Джучи стал распадаться, слово "узбек" постепенно исчезло из употребления в западной части и осталось только за кочевыми тюркскими и тюркизированными племенами Восточного Дешт-и Кипчака [1]. Территорию, на которой они обитали, мусульманские историографы стали называть Узбекским улусом.

В персоязычных исторических сочинениях содержатся ценные сведения о кочевых племенах Дешт-и Кипчака и об их взаимоотношениях с соседними народами на рубеже XIV и XV вв. Среди источников XIV века интересны сочинения "Джам’ат-таварих" Рашид ад-Дин Фазлаллах ибн’Имад ад-давла Абу-л-Хайр Хамадани (написано в 710/1310–11 г.); "Раузат авли ал-албаб фи ат-таварих ва ал-ансаб" Абу Сулайман ибн Дауд ибн Абу-л-Фазл Мухаммед ибн Дауд ал-Банакати (написано в 717/1317 г.); "Китаб таджзийат ал-амсар ва тазджийат ал-а’сар" Шарафаддин ’Абдаллах Шараф Ширази ибн ’Иззаддин Фазлаллах Йазди (Ходжа Шихабаддин) (написано в 728/1372 г.). Из источников XV века можно отметить "Мунтахаб аттаварихи Му’ини" Му’ин ад-Дин Натанзи (написано в 1413–14 г.); "Зафар-наме-йи Темури" Шараф ад-дин ‘Али ибн Шайх Хаджи Йазди (написано в 829/1424–25 г.); "Тарихи арба’ улус" Мирза Улугбек (написано не позднее 1425 г.); "Му’ изз ал-ансаб" неизвестного автора (написано в 830/1426-27 г.); "Тарих-и Хафиз-и Абру" Шихаб ад-Дин ‘Абдаллах ибн Лутфуллах ибн ‘Абд ар-Рашид ал-Харави; "Муджмал-и Фасихи" Фасих Ахмад ибн Джалал ад-Дин Мухаммада; "Матла’ са’дайн ва маджма’ ал-бахрайн" [2] Камал ад-Дин ‘Абд ар-Раззак ибн Джалал ад-Дин Исхак Самарканди.

Для изучения истории казахского народа особый интерес представляют те разделы сочинений, где описываются тюркские и монгольские племена, история монголов и их завоевания, монгольские ханы и их преемники до Амира Тимура включительно.

Изложена история Турк-хана ибн Йафаса и правивших в Туркестане его потомков (Абу-джахан, Дибокуйхан, Куюк-хан и др.), татаро-монгольских и тюркских родов и их правителей (Могул-хан, Карахан, Огуз-хан и т.д.). Описываются порядок проведения дворцовых церемоний по приему гостей во времена Огуз-хана, структура тюркских войск, устройство улуса и т.д. Судя по сведениям о тюркских и монгольских родах, они жили настолько близко, что их родословные тесно переплелись. Есть записи о легендарной праматери тюрко-монгольских народов Аланкуве и ее потомках, в том числе о таких правителях, как Бузунжар каан, Букахан, Дутимен хан, Кабулхан, Байсунгурхан, Бортон базадур, Йасугай бахадур.

В главах, где излагается история Чингиз-хана (ум. в 1227 г.), интересны сведения о структуре монгольских войск, о белых знаменах Чингиз-хана девяти ступеней, о порядке проведения курултая и церемоний приемов. Уделено внимание 39 ханам – потомкам первого сына Чингиз-хана – Джучи-хана [3], правившим в Дешт-и Кипчаке.
В результате завоевательных войн Чингизидов к 1260 г. образовалась самая обширная и могущественная империя, простиравшаяся от Желтого моря на востоке до Дуная и Евфрата – на западе. Но уже к концу 60-х гг. XIII века Монгольская империя распалась на четыре улуса-государства, каждое из которых возглавляли ханы – потомки Чингиз-хана.

Согласно сочинению "Джам’ ат-таварих", обширные земли, завоеванные к западу от Монголии, были поделены между старшими сыновьями Чингиз-хана. Территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов: степные северные просторы – в состав улуса Джучи (ум. в 1227 г.), Южный и Юго-Восточный Казахстан – в улус Чагатая [4] (ум. в 1242 г.), а северо-восточные земли – в улус Угедея (ум. в 1241 г.).

Одна часть территории современного Казахстана была известна как Узбекский улус, а другая – как Моголистан. Образование Моголистана связано с распадом Чагатайского улуса. В середине XIV в. улус Чагатая распался на две части – западную и восточную. В западных владениях – Мавераннахре – род Чагатая потерял свое господство, и фактически власть находилась в руках тюрко-монгольских эмиров, среди которых выделился Амир Тимур (1370–1405).

В восточной части возводились ханы из рода Чагатая. Кочевники восточной части Чагатайского улуса называли себя моголами. Тогда же от этого термина было образовано персидское географическое название Моголистан.

При написании сочинения "Джам’ ат-таварих" автор использовал монгольскую официальную хронику, хранившуюся в ханской сокровищнице, а также другие монгольские предания через посредство вельможи Пулада Чансанга [5]. Источник хорошо известен в научном мире, имеются издания текста и множество переводов на другие языки [6]. В первом томе "Джам’ ат-таварих" подчеркивается, что те племена во владениях Монгольской империи, которые суть монголы, и являются господствующим этническим элементом, в действительности все или почти все являются тюрками [7]. Тюркские племена со времени возвышения монголов в престижных целях стали причислять себя к ним и называть себя их именами. Рашид ад-дин писал, что "вследствие же их могущества другие племена в этих областях стали известны под их именем, так что большую часть тюрков (теперь) называют монголами. Подобно тому как перед этим татары стали победителями, то и всех (других) стали называть татарами" [8].

Согласно Рашид ад-Дину, у Чингиз-хана от старшей жены Борте родились четыре сына и пять дочерей. "Эти четыре сына Чингиз-хана были умны, исполнены достоинств и совершенны, отважны и мужественны, ценимы отцом, войском и народом. Государству Чингиз-хана они служили как четыре основных столпа. Каждому из них он уготовил государство и их называл "четырьмя кулуками", а "кулуками" называют тех из людей, коней и прочих, которые выделяются, превосходят других и стоят впереди" [9]. Рашид ад-Дин приводит имена 13 сыновей Джучи-хана и их известных потомков.

В Дешт-и Кипчаке особенно интенсивно шел процесс слияния монголов с местным населением и образования новых этнических структур. В политической жизни покоренных монголами стран прочно укрепилась государственная идея, согласно которой хан – только Чингизид [10].

Уделы должны были служить для сыновей Чингиз-хана только источником дохода, оставаясь подчиненными главе империи. Но обширность монгольской державы, удаленность от общеимперского центра на Орхоне вели к тому, что действительной властью была только власть на местах.

По Рашид ад-Дину, Орда-Эджен, сын Джучи, с войском и четырьмя братьями – Удуром, Тукай-Тимуром, Шинкгкумом, Сингкумом – составляли левое крыло армии Джучидов, и "их до сих пор называют царевичами левого крыла". Земли между владениями Бату и уделом Орда-Эджена были пожалованы другому сыну, Шибану, с тем чтобы он проводил лето к востоку от Яика, на берегах Иргиза, Ори, Илека до горы Урала, зиму – в Аракуме, Каракуме, на берегах Сырдарьи и при устьях Чусу и Сарысу. Под власть Шибана Бату отдал народ, состоящий из 15 тысяч семейств, выделив ему из древних родов четыре главных племени – кушчи, найман, карлык, буйрак. Войско Шибана и его потомков вошло в состав правого крыла армии улуса Джучи [11].

С историей сложения улусной системы в золотоордынском государстве связано разделение его на орды, в частности, на Кок-Орду и Ак-Орду. Название Кок-Орда в качестве официального применялось еще при жизни Джучи – для обозначения его ставки, располагавшейся в верховьях Иртыша, около озера Алакуль; позже термин Кок-Орда применялся к потомкам Орда-Эджена и их владениям, которые простирались от верховьев Иртыша дальше на запад к Или и Сырдарье; Джучидов Кок-Орды называли "царевичами левого крыла". Название Ак-Орда прилагалось к области, составлявшей основную часть владений потомков Шибана. Войско царевичей Ак-Орды входило в состав правого крыла армии Джучидов. Правители Кок-Орды фактически были независимыми и не ездили на курултай к золотоордынским ханам, хотя номинально признавали их своими ханами.

В каждый данный исторический период, в зависимости от политической ситуации границы между уделами Джучидов то сужались, то, наоборот, расширялись. Согласно сочинению Му’ ин ад-Дина Натанзи, в XIV веке в состав владений потомков Орда-Эджена входили кроме Сыгнака города: Сарайчук, Сауран, Дженд, Барчкенд, Отрар, где султаны этой династии Чингизидов возводили постройки и благотворительные учреждения. Точное название дошедшего до наших дней и принадлежащего перу Му’ ин ад-Дин Натанзи произведения неизвестно. Оно известно в научных кругах под названием "Аноним Искандера". Имеется также второй список под названием "Мунтахаб ат-таварихи Му’ ини", который посвящен тимуриду Шахруху (807/1405–850/1447 г.).

Урус-хан был из потомков "царевичей левого крыла" улуса Джучи и, по словам Му ‘ин ад-Дина Натанзи, по примеру своего деда Орда-Эджена, построившего "большую часть медресе, ханаке, мечетей и прочих благотворительных учреждений, которые находятся в Отраре, Сауране, Дженде и Барчкенде", воздвигал постройки в своей столице, городе Сыгнаке [12].

Кок-Орда после распада улуса Джучи осуществляла власть над землями, расположенными между Волгой и Днепром, включая Крым, Северный Кавказ, Булгар и северную часть Хорезма, и по-прежнему называлась Золотой Ордой. Ак-Орде были подчинены земли, находившиеся в нижнем и среднем течении Сырдарьи, и обширная территория, расположенная к северу от Сырдарьи и Аральского моря [13].

В начале 60-х годов XIV в, умело использовав усилившиеся тогда в Золотой Орде смуты, власть в Хорезме захватил Хусайн Суфи из племени кунграт и начал чеканить монету от своего имени. Согласно Му’ ин ад-Дин Натанзи, Хусайн Суфи был сыном влиятельного золотоордынского эмира Нангадая, убитого в Сарае в 1361 г. Кельдибеком.
В 1380–1381 гг. Тохтамышу [14] удалось объединить Ак-Орду и Кок-Орду [15]. Он стремился восстановить былое могущество Золотой Орды, и небезуспешно. "К Тохтамышу переходило Поволжье от Хаджи-тархана (Астрахани) до Булгар, Северный Кавказ, области на запад от Волги и Крыма" [16]. В 1383-84 – 1387 гг. Тохтамышу подчинялся и Хорезм. Власть Тохтамыша казалась относительно устойчивой. Однако у него были серьезные соперники, в частности золотоордынский Тимур-Кутлуг [17], который в 1388 г. был схвачен в плен Тохтамышем, но по пути в Сарай бежал в Самарканд.

В июне 1391 г. произошло сражение в долине реки Кундузча между Амир Тимуром [18] и Тохтамышем, последний, потерпев поражение, бежал с поля сражения. Битва на берегу Тереке в 1395 г. также завершилась поражением Тохтамыша, после чего он скрылся в булгарских степях. Тимур овладел Сараем и разграбил его. Однако Тохтамыш в том же году вернул Сарай и попытался укрепить свое положение в Золотой Орде. В 1396 г. Тимур-Кутлут снова одолел его и взял Сарай [19].

В начале 1406 г. Едигей [20], эмир ал-умара Шадибека (1400–1407), захватил Хорезм. Эмир Мусоко бежал, а Едигей назначил правителем Хорезма некоего золотоордынского эмира Инка, который при Булад-хане (1408-09 – 1410) был заменен Кальджой [21]. В 1408-09 г. Шахрух, победив Халил-Султана [22], утвердил свою власть и в Мавераннахре.

По этому случаю в Самарканде, а затем в Герате им были устроены большие торжества, на которых присутствовали и послы, направленные из Хорезма Едигеем от своего имени и от имени Булад-хана [23]. "Из Дешт-и Кипчака и Узбекского государства с посольской миссией прибыли люди Булад-хана, эмира Идику бахадыра и эмира Ибсия и преподнесли царские подарки в виде кречетов и (других) ловчих птиц. Содержание посольства заключалось в следующем: "Его превосходительство известен во всех странах мира, в том числе и в Дешт-и Кипчаке, своим добродушием и хорошими поступками. В те дни, когда славные земли Самарканда, являющиеся основой государства и источником счастья, озарены сиянием нового благословенного восшествия, эти вилайеты посчитали необходимым вновь выразить свои поздравления. (Наша) просьба заключается в том, чтобы с настоящего момента восстановить двухсторонние связи и чтобы между двумя сторонами возникли согласие и дружба" [24]. Послы были встречены Шахрухом с большим почетом, и с ними в Хорезм и Дешт-и Кипчак были направлены послы Шахруха во главе с эмиром Хасанко. С гератскими послами были также отправлены караваны подарков Булад-хану, Едигею и Исабеку [25], а Шахрух просил Едигея согласия на брак с его дочерью своего сына – Мухаммада-Джуки [26].

Факт сватовства свидетельствует о стремлении обоих государств к установлению добрососедских отношений. Вот как пишет ‘Абд ар-Раззак Самарканди: "Его величество поручил наградить послов, одарив их царскими головными уборами и кушаками, а также определил соответствующие подарки для Булад-хана, эмира Идику и эмира Ибсия. Определил направить к Булад-хану обладающего хорошими манерами и красноречием эмира Хасанко и попросить для счастливого принца мирзы Мухаммада Джуки бахадыра (в жены) принцессу из ханского дома и потомков Чингиз-хана и указал в качестве кандидатуры дочь эмира Идику из рода мангыт. Эмир Хасанко отправился в путь [27].

Согласно ‘Абд ар-Раззаку Самарканди, в годы борьбы Шахруха и Улугбека с Шайх Нур ад-Дином [28] (1400–1410 гг.) в Узбекском улусе владычествовал Чингиз-оглан, свергнутый в самом начале 1416 г. Джаббаром-берды, сыном Тохтамыша [29].

Весной 1410-11 г. к Шахруху прибыл Абакан-таваджи. Он вручил дары и письмо Едигея, который выразил готовность признать над собой верховную власть Шахруха [30].

После смерти Булад-хана в 1410-11 г. престолом Золотой Орды завладел Тимур-хан. Тогда между Едигем и Тимур-ханом началась острая борьба. Вот что писал об этом Му’ ин ад-Дин Натанзи: "Идику также по необходимости посадил на престол царства Тимур-султана из-за согласия, которое было (у него) с его отцом… Затем Идику дал ему свою дочь, дабы благодаря родству сузился доступ для разговоров подстрекателей. Так прошло некоторое время, и Тимур-султан совсем понравился людям, они склонились к нему, чтобы уничтожить Идику. Между ними возникла вражда и озлобление, так что они один-два раза сражались (друг с другом)… Идику по необходимости распрощался со своим государством и бежал в Хорезм" [31].

Согласно ‘Абд ар-Раззаку Самарканди, Едигей в 1411-12 г. бежал в Хорезм. Уджук-бахадур и Газан, посланные Тимур-ханом для преследования Едигия, настигли его в местности Сам. Едигей не принял бой и бежал в Ургенч, где ему пришлось сидеть в осаде в течение 6 месяцев. В это время в Золотой Орде произошел очередной государственный переворот. Тимур-хан был свергнут Джалал ад-Дином султаном, сыном Тохтамыша, и бежал, так же как и Едигей, в сторону Хорезма. В дороге был убит своим нукером. Уджук-бахадур и Газан по указанию Джалал ад-Дина вступили с Едигеем в переговоры, и последний согласился на поставленное ими условие мира: беспрекословно повиноваться Джалал ад-Дину и послать к нему во дворец одного из своих сыновей. Газан, заключив с ним мир, направился в сторону Дешт-и Кипчака. Однако Джалал ад-Дин вскоре отказался от мира с Едигеем и направил против него трехтысячный отряд под начальством Куджулая. Едигей вышел из Ургенча и наголову разгромил отряд Куджулая. В руки Едигея попало около тысячи человек пленными и богатая добыча. Пленных заковали в цепи и распределили среди населения Ургенча, и под угрозой смертной казни предписали горожанам охранять и содержать их, что вызвало большое недовольство у населения Хорезма.

Шахрух следил за событиями в Хорезме и, улучив момент, в 1412-13 гг. направил туда войско [32]. Но только год спустя, в 1413–1414 гг. Шахмалику [33] удалось склонить на свою сторону знать Хорезма и изгнать оттуда Мубаракшаха и его сторонников. С этого времени Хорезм вновь был включен в состав государства Тимуридов, и правителем был назначен эмир Шахмалик.

В 1418–1419 гг. власть над Узбекским улусом оспаривали Барак-оглан [34], сын Куйручук-оглана, и Улуг Мухаммад [35], потомок Туга-Тимура. В конечном итоге победил Улуг Мухаммад. Барак бежал в Самарканд и нашел приют при дворе Улугбека. Последний оказал ему вооруженную помощь, отпустил в Узбекский улус. Абд ар-Раззак Самарканди пишет: "В последний день раби’ ал-ахира (25 мая 1419 г.), обивая челом порог дворца мирзы Улугбека гургана, прибыл отвернувшийся от Узбекского улуса Барак-оглан (и), удостоившись чести целования руки, был награжден благосклонностью и занял место среди царевичей; после того как он пробыл некоторое время в Самарканде, мирза Улугбек распорядился приготовить для Барака подобающее царевичам снаряжение, и он получил позволение вернуться (к себе)" [36]. Однако Барак-оглан снова потерпел поражение от Улуг Мухаммада и долгое время скитался близ окраин Дешт-и Кипчака.

Улугбек поддерживал Барака, тогда как Шахрух завязал дружественные отношения с другим джучидом – Улуг Мухаммадом. Улуг Мухаммад через послов стремился расстроить союз Барака с Улугбеком, нейтрализовать государство Тимуридов в своей борьбе с другими претендентами на трон Белой Орды [37].

В середине сентября 1420 г. в Самарканд прибыл посол Барака Суфиоглан, который поднес Улугбеку богатые дары, – зверей, кречетов, коней и драгоценности [38]. В 1423 г. Барак, умело использовав не прекращавшуюся борьбу феодальных групп за власть в Золотой Орде, при помощи Улугбека овладел властью над Узбекским улусом.


Литература:

1 Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. – Алматы, 2001. – С. 125.
2 Первый том сочинения был закончен в 871/1466 г., второй в 875/1470-71 г.
3 Потомки Джучи-хана правили в Дешт-и Кипчаке до середины XIX в.
4 История Казахстана и Центральной Азии: Учебное пособие/ Абусеитова М.Х. и др. – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – С.179.
5 Собрание Восточных Рукописей АН Республики Узбекистан. История. – Ташкент: ФАН, 1998. – С. 33.
6 Histoire des Mongols de la Perse ecrite en persan Rashid-eldin. Publiee, traduite en francais, accompagnee de notes et d?un memoire sur la vie et les ouvrages de l?auteur par M.Quatremere, t. I, Paris, 1836; Djami el-tevarikh. Histoire generale du monde par Fadl Allah Rashid ed-Din. Tarikh-i moubarek-i Ghazani. Histoire des Mongols editee par E.Blochet, t. II, Leyden-London, 1911 (GMS, XVIII, 2); Geschichte Gazan-Han?s aus dem Tarikh-i moubarek-i Ghazani… herausgegeben… von Karl Jahn, London, 1940 (GMS NS, XIV); Geschichte der Ilhane Abaga bis Gaihatu… Kritische Ausgabe… von Karl Jahn, 1941; Фазлаллах Рашид ад-дин. Джами? ат-таварих, т. I. Ч. I.
Критический текст А.А.Ромаскевича, Л.А.Хетагурова, А.А.Али-заде. М.: Наука, 1965; "Сборник Летописей"… История Чингиз-хана от восшествия его на престол до кончины. Русский перевод с примечаниями И.Н.Березина. Персидский текст в издании И.Н.Березина. – ТВОАО, XV. СПб., 1888; Фазлуллах Рашид-ад-дин, Джами ат-таварих, т. III. Составитель научно-критического текста на персидском языке А.А.Али-Заде. Перевод с персидского языка А.К.Арендса. – Баку, 1957 и др.
7 Юдин В.П. Центральная Азия в XIV–XVIII веках глазами востоковеда. – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – С. 107.
8 Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т.1. Кн. 1. – М.; Л., 1952. – С.77.
9 Рашид ад-Дин. Там же.– С. 69–70.
10 Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – С.27.
11 Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата: Рауан, 1992. – С. 188.
12 Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Там же. – С. 198.
13 Греков Б.Д. и Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. – М.;Л., 1950. – С.261.
14 Тохтамыш – хан Золотой Орды в 1381–1395 гг., убит в 1404-05 г.
15 Греков Б.Д. и Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. – М.;Л., 1950. – С. 316.
16 Греков Б.Д. и Якубовский А.Ю. Там же. – С. 323.
17 Тимур-Кутлуг-хан – сын Тимур-бека, сына Кутлуг-Тимура; потомок Тука-Тимура; хан Золотой орды в 1396–1400 гг.
18 Амир Тимур – великий полководец и государственный деятель, 1336–1405 гг., годы правления – 1370–1405 гг.
19 Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. – М., 1965. – С. 38.
20 Едигей, Идику-бек – могущественный временщик Золотой Орды, родоначальник мангытских мирз.
21 Абд ар-Раззак Самарканди. Рукопись Института Востоковедения АН Республики Узбекистан, инв. № 5374, д. 247б.
22 Халил-султан – сын Мираншаха, сына эмира Тимура, правитель Мавераннахра в 1405–1409 гг.
23 Абд ар-Раззак Самарканди. Рукопись Института Востоковедения АН Республики Узбекистан, инв. № 5374, д. 234б.
24 Абдураззок Самаркандий. Матлаи саъдайн ва маджмаи бахрайн. II-ж., I-к., форс-тожик тилидан таржима, кириш суз ва изохли лугатлар тарих фанлари кандидати А.Уринбоевники. – Тошкент, 1969. – С. 155.
25 Исабек – старший брат Едигея, в те годы занимал пост сахибихтияра при дворе золотоордынских ханов.
26 Мухаммад Джуки – 1406–1464 гг., четвертый сын Шахруха (1409–1447 гг.).
27 Абдураззок Самаркандий. Матлаи саъдайн ва маджмаи бахрайн. II-ж, 1-к., форс-тожик тилидан таржима, кириш суз ва изохли лугатлар тарих фанлари кандидати А. Уринбоевники. – Тошкент, 1969. – С. 156.
28 Шайх Нур ад-Дин – один из старших эмиров Амира Тимура.
29 Абд ар-Раззак Самарканди. Рукопись Института Востоковедения АН Республики Узбекистан, инв. № 5374, л. 108а.
30 Абд ар-Раззак Самарканди. Там же. – Л. 240а.
31 Аноним Искендера / В.Г.Тизенгаузен, т.2, с.238–239; Ахмедов, с. 116.
32 Абд ар-Раззак Самарканди. Рукопись Института Востоковедения АН Республики Узбекистан, инв. № 5374, л. 248а.
33 Шахмалик – видный военачальник Тимура, Улугбека и Шахруха. Наместник султана Шахруха в Хорезме с 1413-14 по 1426 г.
34 Барак-оглан – 1425–1428 гг., сын Куйручук-оглана, сына Урус-хана.
35 Улуг-Мухаммад – в восточных источниках известен как Мухаммад-хан.
36 Абдураззок Самаркандий. Матлаи саъдайн ва маджмаи бахрайн. II-ж., 1-к., форс-тожик тилидан таржима, кириш суз ва изохли лугатлар тарих фанлари кандидати А.Уринбоевники. – Тошкент, 1969. – С. 390.
37 Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. – М., 1965. – С. 122.
38 Абд ар-Раззак Самарканди. Ркп. ИВ. АН РУз, инв. № 5374, л. 267а.

Ж.М. Тулибаева 

доктор исторических наук,
заведующая кафедрой регионоведения ЕНУ имени Л.Н. Гумилева

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?