Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Репрессии в Казахстане: истоки и предпосылки

29766

Томас Джефферсон, отец современной демократии, автор первой в истории Декларации независимости, основатель первого университета в Виргинии, президент Америки, писал еще в 1789 году - «существуют права, которые не имеет смысла передоверять правительству и которые  все правительства стремились нарушать до сих пор. Это право мыслить и предавать гласности свои мысли устно или письменно, это право свободной торговли, это право на личную свободу и неприкосновенность».

  По Джефферсону права правительства всецело подчинены  жизни и свободе человека, и для недопущения тирании или диктата необходимо самоуправление.

  Люди, утверждал Джефферсон, имеют естественное право на самоуправление.

  В письме к Джозефу Кемпбелу американский демократ писал: - «нет, друг мой, верный способ получить хорошее и безопасное правительство – это не доверять всего управления одному человеку или правительству, но разделять его между многими. Люди, управляющие собой, могут совершать ошибки, но у них есть возможность исправить их. А у людей, которыми правят, нет иного пути, как страдать от насилия и диктата. Людьми можно плохо руководить или обманывать их некоторое время, но там, где для правды пути открыты, люди не допустят фальши и лицемерия. Если люди владеют информацией, если они знают истинное положение вещей, если они образованны и осведомлены, не может быть тирании или насилия». Приведу еще одно высказывание Джефферсона: - «Если нация желает оставаться в невежестве и одновременно быть свободной, - она хочет того, чего никогда не было и никогда не будет». Думаю, что эта мысль Джефферсона может служить лейтмотивом международной научно-практической конференции, которая пройдет в день памяти жертв политических репрессий 31 мая в городе Павлодаре. В работе конференции примут участие известные ученые, общественные и государственные деятели, писатели, поэты, потомки репрессированных. Тема конференции «Иманжусуп в культурно-исторической традиции современности» выбрана не случайно, поскольку посвящена она возрождению имени выдающегося поэта и композитора, человека легендарной и уникальной  судьбы, героической личности, совершавшего во имя народа, по словам писателя Абиша Кекильбаева « незаурядные подвиги», на песнях которого воспитано было не одно поколение казахов. Конференция по праву  станет еще одной страницей в летописи истории политических репрессий на территории бывшего СССР. И мы должны сегодня знать и донести до потомков не только наши победы и достижения, но как сказал Нурсултан Абишевич Назарбаев, пусть и горький, но целительный опыт. Эти  знания нужны для того, чтобы молодежь, прикидывающая сегодня, с кого можно делать жизнь, обратилась к историческим личностям, которые служили идее свободы и независимости, которые отстаивая свои права на свободу и неприкосновенность, были верны этим принципам до конца и, отстаивая их, погибли во имя нашей сегодняшней жизни. Долгие годы эта правда была скрыта от нас – но сегодня она пришла к нам, и мы должны стремиться постичь, осмыслить эти знания, понять и простить. Простить  во имя единства нашего народа, чтобы не  допустить повторения подобных страшных страниц истории.

Нарушения прав людей в годы массовых политических репрессий и голода, политика внесудебных репрессий привели к тому, что жизнь и свобода человека перестали зависеть от его конкретных дел. Власть вторгалась в жизнь любой семьи, любого человека.

Для оправдания репрессивных действий была подведена законодательная база, где общие положения и конкретные составы преступлений формулировались расплывчатыми фразами, в связи с чем органы следствия и суда получали широкие полномочия для фальсификации любого дела.

«Мы будем уничтожать каждого врага, хотя был бы он и старым большевиком, мы будем уничтожать весь его род, его семью. Каждого, кто своими действиями и мыслями, да, и мыслями, покушается на единство социалистического государства, беспощадно будем уничтожать». Эти слова Сталина прозвучали как руководство к действиям. Была поставлена задача: не только физически уничтожать врагов народа, но и оклеветать, ошельмовать, ввести в заблуждение, заставить поверить в фиктивные факты, стереть память о человеке, репрессировать их семьи и изолировать родных и близких в специально созданных для них лагерях. В акмолинском лагере содержались известные всему миру ученые. Среди них – авиа конструктор Андрей Николаевич Туполев. Он вместе с другими учеными профессорами Страховичем, Орловым, Жуковым создал, сидя в камере, теоретические основы действия турбореактивного двигателя.

Член комиссии по Нобелевским премиям, ученый – биофизик с мировым именем Чижевский, отбывая срок заключения в Карлаге, создал защитную маску от пыли, определил, что отрицательно заряженные частицы ионов положительно влияют на здоровье горняков.

Из отечественных ученых в Карлаге содержался талантливый ученый инженер Жармухамет Туленов.

Известное письмо пятерых к Сталину о массовом голоде в Казахстане, вслед за которым начались тотальные аресты и жесточайшие репрессии, подписали видные ученые, партийные, государственные и общественные деятели. Были арестованы первый секретарь тогдашнего акмолинского райкома партии Мансур Гатаулин, председатель облисполкома Абдулла Асылбеков. В Алматы были арестованы Ораз Жандосов, Турар Рыскулов, Абулхаир Досов, Нургали Нурсеитов, Жанайдар Садуакасов, Нугмет Нурмаков, Измухан Курамысов. На углу улиц Дзержинского и Виноградова подвергались жестоким пыткам Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Магжан Жумабаев, Ахмет Байтурсынов, Кудайберген Жубанов, Беимбет Майлин, Жусупбек Аймаутов и многие другие.

На заседании крайкома партии Голощекин ставил перед коммунистами конкретную задачу: «надо уничтожить 500 самых образованных, грамотных казахов, остальные, как стадо баранов, пойдут за нами». Выполняя эту задачу, арестовывали и бросали в тюрьмы и лагеря не только видных деятелей партии, государства, науки культуры, но так же и их жен, сестер, матерей, детей и тех, кто был замечен в тесных связях с врагами народа. Никто не был застрахован от репрессий: ни домохозяйка, ни видный государственный деятель, ни член партии. А сколько было тех, кто вынужден был покинуть родину и умереть вдали от нее. Одно из таких имен - имя прославленного сына казахского народа Мустафы Шокая, первого президента туркестанской республики, которая, подобно французской Бастилии, просуществовала около двух месяцев, а потом была жестоко разгромлена большевиками. Долгие годы существовал миф о руководителе туркестанского легиона, предателе, который воевал против советов. Но прошло время, и материалы архивов вскрыли подлинную правду и рассказали о высоком подвиге Мустафы Шокая, который ценой своей жизни спас десятки тысяч военнопленных, стоял у истоков зарождения современных политических наук, являлся политическим и общественным деятелем на мировом уровне.

Выполняя задачу, поставленную Сталиным об уничтожении не только врагов, но также и всего их рода, в акмолинский лагерь жен изменников родины были доставлены по этапу Азиза Рыскулова, Кунжамал Майлина, Дамеш Жургенева, Загфи Тналина, Фатима Османова, Бибижамал Сыргабекова, вместе с ними делили свою горькую участь Лидия Русланова, Рахиль Плесецкая, сестры маршала Тухачевского, жены Бухарина и Блюхера, мать Булата Окуджавы.

Репрессивная политика распространялась не только на жен, сестер, матерей, но и на детей репрессированных. После ареста родителей детей отправляли в детские дома, в трудовые исправительные колонии. Государство объявляло себя главным воспитателем детей и врагов народа. В течение всей своей жизни их воспитанники всюду чувствовали железную руку своих воспитателей, всегда пребывая под их зорким недреманным взором, находясь под прицелом, как писал Твардовский – «на случай массовых врагов». Один из таких детей, воспитанных государством – мой отец Нурхан, который всю свою жизнь вынужден был жить под другой фамилией, данной ему в наманганском детском доме в Узбекистане. Его отец – выдающийся поэт, акын, композитор, внук знаменитого наместника Туркестана Турганбая, сын сподвижника Кенесары Кутпана Дайрабаева, Иманжусуп Кутпанов, уроженец Акмолинской области, автор таких популярных песен, как «Сары - Арка», «Сармойын», «Ерейментау», вошедших в золотой фонд культурного наследия народа,  был репрессирован как враг народа и расстрелян 2 марта 1931 года. Но этот факт стал известен лишь со времени обретения Казахстаном независимости.  Его сын всю жизнь занимался поисками отца: писал запросы, встречался с людьми, которые могли знать правду. Незадолго до кончины, выступая по республиканскому радио, отвечая на вопрос корреспондента: кем был для вас ваш отец, он ответил: он был казах. Настоящий казах. Он был сильный и смелый. Его любили все, а он любил только меня. В этих словах – вся нерастраченная любовь сына к отцу, боль и страдания прожитых лет с обжигающим клеймом сына врага народа, все притеснения и незаслуженные оскорбления и унижения, которые он вынужден был сносить. Перед решающей Сталинградской битвой, политрук, скомкав и отшвырнув анонимку, в гневе закричал: «да, мы принимаем в партию Юсупова Нурхана. Мы принимаем в партию, потому что ей нужны такие преданные и отважные солдаты. А о его происхождении мы знаем от него самого. Он не скрывал этого факта, а значит, он будет настоящим коммунистом». После войны в жизни сына Иманжусупа было немало подобных эпизодов. Можно сказать, что он постоянно чувствовал за собой угрюмый оскал тех, кто держал его в поле своего зрения, не давая почувствовать себя свободным человеком, не давая возможности рассказать правду о том, что было, о том, что его отец -  достойный человек. И по мере возможности он пытался выполнить свой долг и вернуть честное имя Иманжусупа. Да, мы не должны забывать о том, что так было, но мы не должны ожесточиться сердцем, требовать не мщения, а восстановления справедливости – так, как писал об этом в своем письме мой отец. Благодаря наступившим новым временам, благодаря благородной памяти многих и многих сынов нашего народа, благодаря их самоотверженному подвигу, а также высокому подвигу моего отца Иманжусуп восстал, как Феникс из пепла, чтобы своим появлением в нашей жизни доказать, что свобода наша – на века, что независимому Казахстану – быть и процветать. А нам, живущим на родной земле – жить в счастье и радости, храня в сердцах своих память о дорогих именах.

В 2013 году исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося поэта, композитора и певца, народного батыра, одного из активных участников национально-освободительного движения в Казахстане Иманжусупа Кутпанова. По всей республике идут юбилейные торжества в память о нем.  В Акмолинской области, где Иманжусуп прожил более полувека,  в селе Жибек жолы, расположена школа его имени, в трех верстах от села находится  родовое кладбище Кутпановых. Там похоронены его родители, братья, сестра, близкие. 31 июля прошлого года в это село съехались делегации со всего Казахстана. Из города Тараза, месте гибели Иманжусупа,  доставили в контейнере землю, и была произведен обряд символического захоронения ее под могильным камнем, на котором были высечены строки из дастана Мансура Бекежанова

Ты тулпара могучего след на земле,

Скакуна, победившего время в байге,

Ты тенистой чинары стройный побег,

Острой сабли клинок, закаленный в огне.

В сентябре 2012 года произошло знаменательное событие в Павлодарской области, всколыхнувшее всю страну. Люди передавали из уст в уста: в Аксу, на родине поэта и композитора его именем назван уникальный Дворец спорта. На открытии Дворца аким области Ерлан Мухтарович Арын подчеркнул, что открытие Дворца – это начало больших, важных по значимости мероприятий не только областного, но и республиканского, и международного масштаба в рамках проведения юбилейных торжеств, посвященных 150 – летию  Иманжусупа Кутпанова. Это вечера памяти, выпуск и презентация книг, документальных фильмов, конкурсы исполнителей песен Иманжусупа, айтысы певцов-импровизаторов области, республиканский конкурс мастеров традиционного пения и многое, многое другое. И международная научно-практическая конференция, о которой было сказано выше, без сомнения, явится знаковым событием не только регионального, но и республиканского, и мирового уровня.    

 Я надеюсь, что и в городе Павлодаре, как и в других городах республики появится улица Иманжусупа, и мы с вами услышим его песни в концертных залах. Песни Иманжусупа научатся петь молодые, и в этой преемственности я вижу торжество и праздник высокого духа Свободы и Справедливости.

Я думаю, что мы должны сегодня помнить не только о жертвах политических репрессий, но и о тех, кто доносит до нас правду, все свои силы и таланты отдающих во имя восстановления справедливости.

  У Пушкина есть такие строки.

- Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу –

Любовь к отеческим гробам –

Любовь к родному пепелищу.

  И пусть сегодня эти строки станут духовной пищей для всех, кому дорого наше прошлое и наше будущее. Нас объединяет наше отечество, которое навсегда и на века. Қазақ елі – мәнгілік! Мы всегда вместе на нашем общем казахстанском пути.

Кошенова Раушан, исследователь жизни и творчества репрессированных деятелей науки и культуры, доктор философских наук, член Союза журналистов Казахстана.

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?