Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Религия и общество: прообразы новой цивилизации

29352
Религия и общество: прообразы новой цивилизации - e-history.kz

e7089358dddff6843a02807604f7d89a.jpg

Если социум в своем существе ориентирован на земные, материальные блага и интересы, то религия – на блага «небесные», духовные. Соответственно, в реальной истории возникали сложные коллизии меж- ду религией и социумом. Вот лишь некоторые наиболее бросающиеся  в глаза типы взаимоотно- шений религии и социума. Порой государство подавляло религию и становилось массово атеисти- ческим. Эта ситуация была характерна для недавнего советского прошлого,  отзвуки которого всё еще сильны. Порой религия брала верх, и государство становилось теократическим. Но тогда и религия превращалась в политическую силу, что противоречит ее сущности. Эта ситуация характерна для современного исламского мира. Сегодня – особая ситуация. Некоторые новые религиозные движения выносят себя за скобки государств и строят новое общество параллельно старому. Эта тенденция имеет место во всем мире. По-видимому, она – самая перспективная, если судить по ее практической духовности, набирающему силу планетарному размаху и по сбалансированности в ней устано- вок нон-конформизма и нонреволюционаризма. Религия тут становится мощной альтернативной общественной силой. Царство Бога или Высшего Разума в этих НРД видится необходимым не только в трансцендентных областях, но и воплощенным на Земле. И не в изоляции от людей, а в интенсивном предметном общении и братстве. И спасение здесь видят не в бегстве от трудностей и проблем, а в преодолении ненормального эгоизма и потребительских установок. Вот почему государство с такой настороженностью относится к НРД. Между тем, они являются способом радикального вывода человечества из кризиса (а не только благотворительностью, каковая лишь продлевает жизнь ненадлежащему типу человеческих отношений), прообразом и ре- зервуаром новых форм человеческого общежития  и гармонии человека с  природой, новой цивилизацией Единого человеческого рода, Единой Семьи человечества.

В последние годы, в глобально-критический, поворотный период разви- тия человечества, единственным типом общежития, способным выдержать глобальный катаклизм, становится именно община духовно-экологическо- го типа. Она – оптимальная форма выживания и дальнейшего развития че- ловечества в дни постепенного, но быстрого падения всей остальной чело- веческой цивилизации на планете Земля. И сами эти новые типы человеческих поселений становятся в современ- ном мире все более популярными среди тех, кто увидел и прочувствовал бесперспективность глобальной цивилизации в нынешнем ее виде. В одних только США на сегодняшний день насчитывается до 2000 альтернативных сообществ подобного рода.  Важно подчеркнуть, что основателем и лидером подлинно жизнеспо- собной общины может являться только выдающийся духовный Учитель, олицетворяющий в своей жизни и личности действительную Истину. В идеале это должна быть личность такого масштаба, которая, говоря без пре- увеличения, не появлялась на Земле со времен Христа Иисуса. Тем самым для людей (и в первую очередь – общинников) в нынешнюю переломную эпоху способна открыться не только полнота надлежащего миропонимания и смысложизненной перспективы, но и реальный образец человечности. Нынешние типы и формы человеческого общежития исчерпали себя с очевидностью. При этом главное – в том, что вся нынешняя цивилизация на- сквозь пронизана денежными отношениями и без денежной единицы разви- ваться не в состоянии, поскольку последняя  выполняет роль особой и наи- более значительной скрепы в удержании людей друг подле друга. Но, держа людей в узде мнимой коллективности, она в сущностном плане взаимно их отчуждает. Связь человека с человеком в условиях товарно-денежных отно- шений оказывается не прямой, а опосредованной, вернее, не собственно че- ловеческой. Все это создает непропорциональные, деформированные обще- ственные отношения, характерные как для города, так и  для села. Деньги здесь – не только основа и условие жизни, но и ее фактическая цель. А именно это и создает большинство из тех проблем, которые вызвали кризисную ситуацию на планете – начиная с духовно-нравственных и кончая экологическими. Общение, основанное на денежной единице, – чисто фор- мальное, внешнее единство людей, номинальная связь между ними. Такие формы организации общества, как нынешние город и деревня, являют собой пример той общности людей, которая отмечена едва ли не полным отсут- ствием внутреннего, духовного единства. И поскольку каждый здесь – сам за себя, неважно, идет ли речь об отдельном индивиде или о группах людей, связанных групповым эгоизмом, постольку общество в целом неизбежно на- целивается на неумеренное потребление природы и, значит, на ее нещадную эксплуатацию с помощью достижений науки и техники.

 Религия в глобальном мире 

Радикальный выход из этой ситуации, как подчеркивают философы, культурологи, экологи, необходимо искать в другом. В эпоху глобального общепланетарного кризиса единственное решение для человечества – за- нять еще не тронутую экологическую нишу и именно здесь осуществить подлинную технологическую революцию. При этом речь идет не только о новом способе удовлетворения потребностей, но, прежде всего, об измене- нии характера самих потребностей. Следует тратить лишь возможный ми- нимум вещества и энергии, чтобы быть здоровым и чувствовать полноту жизни. Основу новой жизни людей можно создать только параллельно старой: даже разрушив обветшалый дом, невозможно построить надежное новое здание на негодном фундаменте.  Применительно к типам человеческих территориальных общностей и формам совместного проживания людей, параллельное созидание нового означает, что на смену городу, деревне (аулу, кишлаку, хутору, фермерско- му хозяйству), монастырю и т. д. должны прийти совершенно иные типы, формы и виды сообществ, а, выражаясь шире и глубже – преобразованное социальное пространство. Основой, началом и прообразом нового, альтернативного жизнеустрой- ства, – во всяком случае, на первое время, хотя, вероятно, и довольно про- должительное, – станут экополисы, эконоосферные поселки. Они представ- ляют собой компактные поселения, гармонично вписанные в природу, на земельных участках, достаточных для продовольственного самообеспече- ния жителей. Причем эти поселения могут быть рассредоточены на боль- шой территории, образуя в совокупности целые экологические регионы, области, провинции и т. д. Если, по определению экологов, города – это «паразиты биосферы», «антиоазисы в пустыне природы», разрушающие важнейший для жизни человека принцип биогеоценоза, то новый тип поселения будет, по контра- сту, городом-биогеоценозом. Собственно, понятие «город» будет в данном случае лишь фигуральным. Это будет экополис – экологический «оазис для жилья», гармоничный синтез достоинств города (его культуры) и села (единения с природой), причем изъяны того и другого (изоляция города от при- роды и деревни – от культуры) будут устранены. Существующие новые системы расселения и типы поселений доволь- но разнообразны. Эконоосферные поселки могут располагаться где угод- но: окрест крупных городов, в тундре, лесу, пустыне, приполярных обла- стях, на берегу моря. Хорошо известный Ауровиль на юге Индии создан в пустынной области путем масштабного ее озеленения; во Франции есть речная плавучая община-флотилия; духовно-эконоосферное мегапоселение «Тиберкуль» расположено в таежной зоне Южной Сибири. При всех раз- личиях имеющихся на сегодня духовно-экологических общин, в них пред- С. Колчигин. Религия и общество: прообразы новой цивилизации полагаются некоторые принципиально общие черты и единство важнейших принципов. Назову лишь некоторые из них. 1. Мировоззренческое единство и духовное согласие при уважении и по- ощрении многообразных особенностей мироощущения и творческого вы- ражения. 2. Добровольность вхождения в общинную жизнь и выхода из нее. 3. Совместное принятие решений на собрании, вече и т. п., не ущемляю- щее, однако, инициативы каждого, а, наоборот, поощряющее ее. 4. Образование и воспитание подрастающего поколения, свободное от всякой негативной информации, малейшего проявления агрессии и даже ка- кого бы то ни было понятия о ней. 5. Установка на безденежные отношения (хотя в отдельных случаях – как, например, в Федерации Даманур на севере Италии – используется своя, общинная валюта); постепенное освобождение от денежной зависимости и использования денег; бесприбыльный обмен произведениями, продуктами и изделиями. В экопоселениях учатся шаг за шагом выходить из деформи- рующей человека денежной зависимости, стараясь делать все необходимое для жизни своими руками. 6. Безотходное производство, использование альтернативных, эколо- гически чистых источников энергии – воды, ветра, солнца, а также, как правило, запрет на двигатели внутреннего сгорания: вся материально-про- изводственная деятельность осуществляется ручными инструментами, с применением конной тяги и других подобных средств труда. 7. Вегетарианское питание, а порой – для адаптации организма к воздей- ствию прямого ультрафиолетового излучения в условиях снятия озонового слоя над Землей – и так называемое веганство, т. е. отказ от всякой пищи животного происхождения; при этом поставщиком необходимого организ- му белка становится, например, соя и, соответственно, соевые продукты. Смысл и цель жизни обитателей экологических поселений – в том, что- бы своим трудом построить модель общества, в котором воплотились бы высшие и единственно достойные человека духовно-нравственные прин- ципы и творческие навыки. Здесь формируется особая атмосфера – атмос- фера чистоты. Здесь стремятся создать такое общество, в котором люди, особенно дети, могли бы жить и расти без страха, ненависти, обмана. Здесь делается попытка заложить основу новой культуры, для чего осваиваются и возрождаются ремёсла, и главной фигурой является ремесленник-худож- ник, мастер-творец. Одно из важнейших требований, предъявляемых к проживающим в эко- полисах, – «не навреди»: ни ближнему, ни природе. Жители такого посе- ления стараются восполнить взятое у природы по принципу «срубил одно дерево – посади два». Более того, при всякой возможности, а иногда и вопреки кажущейся невозможности, они облагораживают окружающую при- Религия в глобальном мире роду, делают ее еще более привлекательной для полноценной, здоровой и красивой человеческой жизни. Очень активно в существующих экопоселениях ведутся поиск и использование безвредных источников энергии, внедряются новые технологии по очистке и незасорению воды, переработке пищевых отходов. Общественные и жилые дома в поселениях проектируются индивидуально, с применением экологически чистых материалов, с максимальным использованием солнеч- ной энергии, локальной утилизацией жидких и твердых стоков. Для целей освещения и питания радиоаппаратуры применяются солнечные батареи, ветрогенераторы, термоэлектрические генераторы, щелочные и кислотные аккумуляторы. Тем самым выстраиваются отношения с окружающей природой, основанные не на грубом потребительском вмешательстве в нее, а бережном с ней сотрудничестве. Особенно важно то, что в экопоселениях ставится практическая задача преодоления разобщенности людей, которая привычна для урбанистической цивилизации, основанной на чрезмерной специализации, индивидуалистической узости и отсутствии элементарных предметно-практических умений у огромной части населения. Новый тип общежития – жизнь друг для друга, царство взаимопомощи. Здесь не должно допускаться  положение, при котором кто-то владеет значительной собственностью, а кто-то не владеет ничем. Эконоосферное сообщество призвано жить как единый народ, или единая семья, оптимально распределяющая трудовые и материальные ресурсы и наилучшим способом использующая возможности окружающей среды при ограничениях, естественно налагаемых эконоосферным принципом проживания. Коротко говоря, краеугольный камень духовно-экологического экополиса – строить человеческую жизнь так, чтобы она стала, наконец, действительно человеческой, проникнутой духовностью, чтобы она стала основой новой человеческой культуры и Эпохи истинного Возрождения. Состав единой духовной семьи – интернационален, и не накладывает в этом отношении никаких запретов или условий. Этнонациональные признаки в экопоселениях постепенно сменяются различного рода оттенками культурных проявлений. Добровольность вхождения в подобное сообщество является реальным и принципиальным основоположением, тем не менее, для полноценного развития в таком Саду, или Городе Солнца, необходимо духовное и мировоззренческое единство между его членами. Если человек не разделяет мировоззренческих основ, которые объединяют этих членов, он волей-не- волей будет вынужден в скором времени покинуть единую семью общинников, чтобы вернуться в мир плюрализма, раздираемый бесчисленными противоречиями и разногласиями. В общине духовно неподготовленному человеку необходимо преодолеть исторические, преходящие чувственные привязанности, поэтому, наряду с С. Колчигин. Религия и общество: прообразы новой цивилизации увеличением числа прибывающих в экологические общины на постоянное жительство, происходит и известный их отсев, так что количество населе- ния в общинах в целом держится примерно на одном уровне. Сегодня тех, кто способен строить жизнь на новых основаниях, пока еще немного. Это и понятно: всякое начало трудно. Покуда не будут сформированы истинные отношения между людьми и надлежащая технологическая база для самостоятельного существования, в жизни экопоселений будет продолжаться процесс «выгорания» налета ложных привязанностей и непомерного эгоизма. Здесь не должно быть иллюзий. При этом следует еще раз подчеркнуть, что такого рода поселения – не про- сто проект, или набросок будущего. Миллионы людей ведут поиск альтернативных стилей жизни и путей самоосуществления. И общества с новой основой развития – уже реальность. Духовно-экологические общины на территории России, Америки, Индии, экополисы в различных районах Великобритании – это лишь малая часть из тысяч ныне существующих новых многонациональных форм общежития людей, стремящихся к установлению гармонии с собой, другими людьми, природой и Богом. Уже сейчас преимущества этой грандиозной и подлинной «жилищной реформы» с каждым годом все очевидней для многих тысяч  людей во всем мире. Количество и населенность духовно-экологических сообществ по- стоянно растут, а вместе с этим, обогащается и в целом ширится их уникальный опыт. Эту альтернативную цивилизацию отличает, прежде всего, то, что в ней осуществляется надлежащее соотношение материального и духовного – имен- но как взаимно дополнительных сторон полноценной человеческой жизни. Уникальность этого опыта заключается в том, что все другие общественные системы или группы строились и продолжают строиться на односторонней ос- нове. В большинстве существующих форм социума ведется в лучшем случае работа по выживанию, тогда как важно не просто выжить, но научиться жить, любить, общаться  подлинно человеческим образом, строить жизнь на началах любви, взаимного понимания и взаимной поддержки. Другими словами,  в «идеально-типической» духовной общине главный принцип – безмерно выше и глубже принципа «научись выживать» и звучит он так: «Научись возлюбить ближнего больше, чем самого себя», причем речь идет о научении не только внутреннем, душевном, но и о его реализации на внешнем, практически-деятельном плане: духовность должна быть не только внутренним состоянием, но и практическим одухотворением, «обожением» материального бытия и мира природы. Таким образом, хотя среди общиннников много квалифицированных специалистов, представителей интеллигенции, они видят необходимость и имеют возможность параллельно или одновременно с развитием своих профессиональных способностей и навыков осваивать новые для себя профессии и ре- Религия в глобальном мире мёсла. Здесь существуют столярные и гончарные мастерские, кузницы, воз- рождаются плетение из лозы и лыка, ткачество. В экопоселении искусство входит в сам быт человека: здешние мастера, либо «по совместительству», либо непосредственно в своих ремеслах, являются подлинными художниками, творят красоту, в которой ярко и полно виден облик нового человека. Такого же рода гармоничная особенность отличает в эконоосферных по- селениях обучение и воспитание детей. В образовании юного поколения во главу угла ставится воспитание в духе и атмосфере реального гуманизма, любви и взаимоуважения. Преподавание общеобразовательных предметов тут переплетается с предметами искусств и ремесел, непосредственным развитием творческих способностей, трудовых мотиваций и навыков у детей, с живым изучением природы в общении с ней. Новое  общество строится на «прозрачных», открытых началах, полностью доверительных отношениях между людьми. Тогда возникает небывалая в истории общность людей. На смену роду, племени, этносу, нации и союзу наций приходит единый народ, или единая семья человечества. Это происходит на основе заповедей и заветов Единой Веры, или Единой Истины, т. е. общего и единого миропонимания (хотя в разных общинах оно представлено пока еще весьма различно). При этом постепенно складывается синхронизация на уровне душ и сознаний и тем самым возникает духовная целостность истинной коллективности. В нынешний критический период развития человечества, отмеченный общепланетарными проблемами и связанный, в конечном счете, с глобальным эгоизмом, создание альтернативных духовных сообществ – не просто манящий зов будущего, но прямое требование настоящего. Кроме того, если прежние попытки создания таких «Городов Солнца» были неудачны, то во многом – потому, что люди объединялись в общины, как правило, по классовому, этническому, профессиональному или конфессиональному признаку, тогда как в сегодняшних экопоселениях эти ограничения снимаются. На смену им приходят ценности и принципы духовного, нравственно-практического характера. Это означает, помимо прочего, что религия в современную эпоху должна превратиться из закоснелой и подчас агрессивной догмы и ветшающего формального культа в школу жизни подлинного Человека,  а далее – в искусство всегда жить по Истине.

Опубликовано в: Религия и общество: прообразы новой цивилизации // Религия как социальный институт: сборник. – М.: ИД «Атисо», 2011. – 427 с.               – С. 173–181.

Сергей  Колчигин
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?