Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

След копыта тулпара

29119
След копыта тулпара - e-history.kz

След копыта тулпара

ИЗ КНИГИ О. ЖАНАЙДАРОВА "ТЕНГРИАНСТВО: МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ" НЕКОТОРЫЕ ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ КАЗАХОВ, СВЯЗАННЫЕ С КОНЕМ

В различных регионах Казахстана есть обычай поклонения изображениям копыта лошади на камнях, которые называются "след копыт тулпара". А. Маргулан описывает легенду местных казахов о том, что в горах Бегазы, в Сарыарке, есть следы тулпара Аккула, коня батыра Манаса. Г. Спасский в своих трудах, изданных в 1818 году, дает изображения отпечатков человеческих и лошадиных следов на скале у реки Иртыш.

 "…Изображения человеческой ступни и лошадиного копыта зафиксированы в Улутауском районе, в горах Аргынаты, в долине Сарысу и в Каркаралинских горах. Камни с изображением лошадиного копыта повсюду называют тулпартас - камень скакуна…".

 Возле мечети Масат-аты в Мангистау на холмистой возвышенности красиво отпечатались следы босоногого человека и кобылицы с жеребенком. По легенде, Масат был уважаемым, почитаемым человеком среди туркмен. Враги боялись сразиться с ним в открытую, один на один, коварно подкрались сзади и отрубили ему голову во время намаза в мечети. Возмущенный Масат, подхватил свою голову в полу чапана и пустился вдогонку за своими врагами. Кобылица с жеребенком, видя горе хозяина, поскакали за ним. Даже камень не смог остаться равнодушным к смерти Масата, застигнутого врасплох и ставшего жертвой злодеев. С тех пор на камнях остались следы Масата, его кобылицы и жеребенка. У могилы Масат-аты до сих пор молятся бездетные женщины, считают, что след кобылицы с жеребенком священен, гладят его рукой и прикладывают ее ко лбу.

 Казахская пословица "След тулпара не стирается" означает, что копыта тулпара - волшебного скакуна очень твердые, поэтому отпечаток их следов не стирается. Поклонение следам лошадей на камнях, почитание следов конских копыт является проявлением элементов степной магии.

 Если у кого-то сын единственный, его называют Туяк (копыто), Туякбай, т. к. - он единственный наследник отца. Слиток серебра - жамбы делают в форме копыта (тайтуяк - копыто стригунка). Это все связано с магической верой в священную силу конского копыта.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?