Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Деревообделочное искусство

29093
Деревообделочное искусство - e-history.kz

ДЕРЕВООБДЕЛОЧНОЕ ИСКУССТВО

Многие традиции культуры и искусства ушедших поколений не исчезли бесследно - они сохранились в домашних промыслах и ремеслах казахского народа в недавнем прошлом, живут они и сегодня, являясь основой национального художественного творчества.

 Наиболее показательным в этом отношении следует считать декоративно-прикладное искусство, связанное с традиционными формами производства - обработкой продуктов животноводства, отчасти земледелия, металлургии и, наконец, с использованием растительного сырья. К распространенным видам казахского декоративно-прикладного искусства относятся: изготовление ковров и предметов домашнего обихода из орнаментированного войлока, узорных изделий из кожи, художественная обработка металлов, резьба по кости и дереву, узорное ткачество, выделка шерстяных ковров и мелких ковровых изделий, плетение узорных циновок из чия, вышивка по шерстяной ткани, войлоку и т. д.

Особое внимание обращали народные мастера на деревянные двери. Ведь они - единственная плоскость в круглых стенах юрты; с установки дверей обычно начинается сборка юрты. Лучшие из них-сыкырлаук-выделяются техникой глубокой рельефной резьбы с мягко снижающимися к фону округлыми краями в сочетании с плоскорельефной разработкой и нередко художественной росписью.

 Резчики по дереву, называемые в народе агаш уста, покрывали рельефами орнамента деревянные изголовья кроватей - жастык-агаш, ящики для хранения продуктов - кебеже; вырезали разнообразные по форме кумысные наборы из круглых и ладьеобразных чаш (тостаган, сабты-аяк), черпаков (ожау), мисок (шара), всевозможные блюда для подачи вареного мяса (табак), изготавливали седла, футляры для перевозки пиал.

Столь же популярными в народе были суекши - мастера резьбы по кости, создававшие интересные по орнаментальным мотивам и композиции предметы домашнего обихода.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?