Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Астрономия – самая древняя из наук

29074
 Астрономия – самая древняя из наук - e-history.kz

Астрономия

Из книги О. Жанайдарова «Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков», некоторые обычаи и поверья казахов, связанные с конем

Астрономия - самая древнейшая из наук. В частности, есть веские основания считать что имя самого популярного в Северном полушарии созвездия "Большой Медведицы" было дано ему, по крайней мере, 100 тысяч лет тому назад. Дело в том, что семь ярких звёзд созвездия в настоящее время более похожи на ковш, на "Аспан Кайыгы" (Небесная ладья"), а не на медведицу. А вот 100 тысяч лет тому назад звёзды созвездия были весьма похожи на очертания медведицы. Звёзды, хотя и медленно, но перемещаются по небу, поскольку каждая звезда движется в мироздании своим маршрутом, соответственно за десятки и сотни тысяч лет меняются и очертания созвездий. То обстоятельство, что древние люди 100 тысяч лет тому назад уже умели говорить и даже обозначали небесные объекты, давали названия звёздам и созвездиям, свидетельствует о том, что человек обрёл речь и разум очень давно. Тем более, что никто сейчас не может сказать точно, когда у человека появилась речь.

В казахских сказках Большую Медведицу называют "Жети каракши"("Семь разбойников") или "Аспан Кайыгы"("Небесная лодка-ладья"). Причём привязаны эти "семь разбойников" каждый со своим конем к Полярной Звезде, которую казахи называют "Темир казык"("Железный кол"), вокруг которого вращаются все остальные звезды и созвездия.

Каждый крупный небесный объект имеет казахский аналог названия. Это не только "Темир казык" "Аспан Кайыгы", но и "Уркер" - ("Плеяды"), "Арай"- ("Марс"), "Шолпан" -("Венера"), "Босага"- ("Близнецы"), "Ушархар Таразы"- ("Орион"), "Камбар"-("Лев"), "Каракурт"- ("Кассиопея"), "Сумбуле"- ("Сириус").

Геродот в своей "Истории" пишет о верованиях скифов следующее: "Скифы почитают Зевса, Гею, Гестию - богиню огня, Ареса, Афродиту, Уранию… У них не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса. Ему же они воздвигают.

Зевсом у скифов служил сам Тенгри, Гея - Умайшеше, шумерский вариант - Инанна, греческий Арес - это тюрко-казахский Арай - латинский Марс. Можно продолжить ряд до его окончания. В греческом же написании имя Зевса звучит, как Папай. То есть тюркское Бабай (Ата-Баба). Папай считался прородителем скифов. Гея - у Геродотовых скифов - Апи, то есть Апай. Как мы помним, союз Неба и Земли - Зевса и Геи - союз Папая и Апай.

Гестию - богиню судьбы скифы звали вовсе по-казахски - Табити, то есть Таубе (Тауба) - судьба, рок.

Большинство ученых сходится во мнении, что впервые названия созвездиям были даны в Междуречье и прилегающих к нему территориях.У шумер, вавилонян и ассирийцев была очень развитая астрономия и математика, легшая в основу других древних естественных наук. Но названия созвездий и звезд, взятые из быта кочевника-животновода и охотника, украшающие звездную карту, лучше любого другого документа говорят о своем степном происхождении: Заяц, Лев, Волк, Лебедь, Конь, Большой и Малый гончие псы, Овен (Баран), Телец (Бык-Огуз), Козерог, Стрелец-Мерген - Кентавр - всадник, скачущий на коне и стреляющий из лука, Пегас-Тулпар - крылатый конь.

 В современных турецких книгах о звездах созвездия Пегаса называют "Ат жулдызы" - "Звезда Коня". У созвездия Ориона, характерного тремя яркими звездами, есть точное казахское название "Уш архар таразы" - (Три архара, Три оленя).

Поскольку Небо - отражение людских деяний на земле, то и в названиях звезд, планет и созвездий нашими предками интерпретировались важнейшие события их жизни. Небо имело практическое значение не только как ориентир в бескрайних степных просторах, в кочевом пути, но и как свидетель и судья, как помощник и спаситель.

Земледелец видел в небе отражение своих тяжких трудов и быта.

Кочевник видел в звездном небе отражение и отображение своей нелегкой походной жизни. Люди переносили на небо важнейшие реалии своей жизни, тем самым фиксируя в памяти народа свою историю.

Я не отделяю тюркскую астрономию (в том числе казахскую) от европейской, индийской или китайской потому, что Северное Полушарие Земли общее для всех народов Евразии, живущих под созвездиями Млечного пути.

Вообще, когда говорят о восточном ренессансе, то почему-то не вспоминают, что Аль Фараби, Бируни, Ибн-Сина и другие ученые средневекового Востока были тюрками, жили на земле Туркестана до монгольского нашествия, и их достижения являются общим достоянием тюркских народов, и тем более казахского, одного из основных тюркских народов. Доходит до того, что кочевникам отказывают во всем, в наличии не только древнейшей письменности и литературы, но и наук, математики, геометрии, метафизики, философии.

Знания же кочевали от одного народа к другому, по древней казахской земле, через которую с Востока на Запад пролегали трассы Великого Шелкового пути, и было бы неправомерным отказывать одному народу перед другим в элементарном умении наблюдать ночное звездное небо… Точно так же неперспективно отказывать ученым одного народа в математических или натурфилософских способностях перед учеными какого-либо другого народа. Кипчак Аль-Фараби из Отрара жил в 10 веке, и среди сотен своих основательных трудов оставил нам в наследие трактат "Наука о звездах".

Это кроме капитального труда "Комментарии к Аль-Магесту",то есть действительного и основательного критического анализа книги "Аль-Магест" древнегреческого астронома, теоретика геоцентрической системы вселенной Клавдия Птолемея. В другом трактате "Метафизика" Аль-Фараби делает поправки к некоторым положениям Аристотеля.

В трактате "Наука о звездах" Аль-Фараби отделяет астрономию - математическую науку о звездах, от астрологии, называя ее наукой о звездных приговорах, как бы подчеркивая некоторую "некорректность" астрологии, как науки.

Еще один тюрок Улугбек, потомок Тимура, как известно, был ученым, математиком и астрономом, писавшим научные трактаты и измерявшим на собственном секстанте расстояния до звезд. Именно Улугбек построил в Самарканде обсерваторию, прослужившую ему и науке немало лет. Хотя казахи могут гордиться и собственной древней обсерваторией в Малайсары.
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?