«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Год мыши в истории Казахстана. Часть 1

1732 0
Год мыши в истории Казахстана. Часть 1
Согласно восточному календарю 2020 год – год Мыши. Символ этого года помогает честным людям. В приоритете такие качества как настойчивость, твердость, решительность и доброта

Мышь обращает особое внимание на честность и уважение как к окружающему миру, так и к людям.

Портал Qazaqstan Tarihy сделал экскурс в историю, чтобы посмотреть, каким был этот знак Зодиака в истории и, соответственно, знать, на что стоит обратить внимание при планировании 2020 года. Цикл исторических статей открывает первый год XX века - 1900 год.

В дореволюционном 1900 году в самом разгаре шла Вторая англо-бурская война, строили первые линии телефонной связи в Европе и проводили межконтинентальное телеграфное сообщение. В 1900 году на воду был спущен крейсер «Аврора», основан теннисный турнир «Кубок Дэвиса», а наука подарила миру первые дирижабли.

Для Казахстана 1900 год был годом строительства и больших лишений. В этот год на территории Казахстана пытались строить железную дорогу и угольные месторождения, кинотеатры и симфонические оркестры, претворяли в жизнь переселенческую политику, отбирая земли у местного населения, и насильно крестили казахов.

В новом столетии на территории Казахстана вовсю продолжалось строительство Ташкентской железной дороги, начатое еще в 1892 году. К 1900 году уже был построен ряд железнодорожных веток на территории современного Узбекистана. Общая протяженность железной дороги в 1905 году составила 1656 км.

Между тем, несмотря на продолжавшееся строительство Ташкентской железной дороги, для решения транспортно-логистической уязвимости региона были необходимы поиски альтернативных транспортных коридоров. Одним из таковых считается Иртышский водный путь, которому была предопределена большая роль в подъеме экономики северо-восточных районов страны. Учрежденное в 1900 году «Общество буксирного пароходства» способствовало развитию водных транспортных сообщений, которое, к слову, давало существенный доход. Согласно данным архивов, в 1900 году доход по Павлодарским пристаням составил 538 р. 38 коп., по Семипалатинским – 8.058 руб., по Омским – 1.266 р. 56 коп, а одним лишь торговым домом Плотниковых было перевезено порядка 250 тысяч человек в период с 1900 по 1911 гг.

Геологические изыскания, проводившиеся на территории Казахстана на протяжении всего XIX века, обнаружили.

В 1900 году русские купцы, французские и английские предприниматели начали разработку богатых угольных месторождений в Экибастузе и Караганде.

В 1900 году в Кокчетав прибыли представители Синода с целью привлечения местного населения в христианскую веру. В сентябре того же года церковный архиерей Троицкий открыто раздавал заранее подготовленные кресты и пытался насильно провести крещение местного населения. По мнению церковного служителя, население Российской империи должны были придерживаться одной веры. Для этого большое значение придавалось русскому языку. Ученики должны разговаривать между собой только на русском языке. Учителя должны назначаться только по рекомендации попа. Умерших можно захоронить только по разрешению и под наблюдением попа. В том же 1900 году архиерей Троицкий, собрав волостных и биев Кокшетауского уезда, зачитал устав: «Вы, киргизы, раньше жилы по закону мусульман – шариату. Это – устаревший устав. Теперь проповедники шариатского закона, муллы будут привлекаться к наказанию».

В январе 1900 года в народном доме имени Николая II в Пушкинском саду города Верный был поставлен первый киносеанс.  Для демонстрации кинофильма верненские «кинопрокатчики» от руки рисовали различные изображения на крупных стеклянных диапозитивах. Такие пластины-диапозитивы впервые появились в Казахстане благодаря физику К. О. Краузе и произвели фурор в Верном. Об этом грандиозном в мире искусства событии печатали в газетах следующее: «Сюда прибыл физик Краузе, показывающий через призму «волшебного фонаря» грандиозные движущиеся туманные картины, оживленные фотографии во весь рост посредством настоящего синематографа братьев Люмьер. Первое представление – «Сенсационные иллюзии американского биографа» - состоится во вторник, 25 января»  

 

Как происходил показ диафильмов в начале ХХ века

 

История создания симфонического оркестра в Алматы имеет на сегодняшний день 120-летнюю историю. Первые попытки создания оркестра в городе Верном начались в 1900 году. Силами «Общества ревнителей просвещения», которое занималось подготовкой музыкальных кадров, под новый 1900 год со сцены Общественного собрания были исполнены хоры из историко-романтической оперы Дж. Мейербера «Пророк». Хором и оркестром руководил итальянец Лука Доминикович Ланжели, приехавший в Верный из Милана. Он познакомил слушателей с замечательными оперными произведениями Дж. Россини, Дж. Верди, Р. Леонкавалло, А. Даргомыжского и П. Чайковского.

1912 год в истории Казахстана знаменит выходом первого казахского букваря за авторством Ахмета Байтурсынова. В новом учебнике А. Байтурсынова казахская письменность предстает на основе арабской графики, в котором были исключены все арабские буквы, не используемые в казахском языке. Они были заменены на новые буквы, которые были специфичны исключительно для казахского языка. Букварь, получивший название «Жаңа емле» (тоте жазу), до сих пор применяется казахами, живущими в Афганистане, Иране, Китае.

 

Әліп-би. Ахмет Байтурсынов. Издание 1926 года. (Фото: Спутник / Абзал Калиев)

 

В том же году А. Букейханов обратился к членам Государственной Думы с открытым письмом, в котором он подверг критике колониальную политику российских властей. В частности, он писал, что «Переселенческое Управление озабочено не одной раздачей казенной земли в Киргизской степи лицам «всех сословий», а также подготовкой киргизского народа к восприятию православно-христианского вероучения». В пример А. Букейханов приводил документы, которыми руководствовались производители работ по землеустройству. Основное содержание их сводилось к созданию смешанных казахско-русских поселков. Выполнение указанных мероприятий обязательно, так как «по мнению священного синода, киргизское население Степных областей и Туркестанского края может быть подвинуто к восприятию православно-христианского вероучения». Такие действия Синода еще больше вызывали недовольство А. Букейханова и казахского общества тем, что после Указа царя о свободе религии «священный синод находит возможным свое вмешательство в дело веры инославных в форме давления на хозяйственную жизнь 5-миллионного киргизского народа».

Также в 1912 году открылась первая на территории Казахстана радиостанция. К слову, назвать ее радиостанцией трудно – на тот момент это была линия радиотелеграфа, которая соединила Форт-Александровск (ныне г. Актау) с фортом Петровский (г. Махачкала).

Хозяйство казаха зачастую зависело от прихотей природы. В степи циклично повторялись джуты. Джут 1912 года причинил значительный урон скотоводческому хозяйству казахов. Джуты возникали и распространялись на несколько областей или иногда почти на всю казахскую степь. В наиболее суровые годы падеж скота суммарно составлял до 70% и выше. Вот как описываются обстоятельства джута в литературе: «Иногда снег покрывается такою толстою ледяною корою, что она не проламывается под ударами копыта лошади и скот скользит по ней, как по льду. В таких случаях скот гибнет массами...».

В 1912 году в тургайской экспедиции ученые нашли немало древних останков, в том числе скелет огромного носорога, бродившего по этим местам примерно 32 млн. лет назад. Начиная с находки скелета гигантского носорога в 1912 году казахстанскими учеными были сделаны десятки научных открытий, подтвердивших, что наша страна является уникальной для палеонтологических исследований.

Вместе с тем, в 1912 году было немало социально-политических волнений. Так, 28 апреля 1912 г. в Оренбурге городской комитет РСДРП призывал к празднованию Первого мая, требовал установления 8-часового рабочего дня, политических свобод, роспуска армии и замены ее народной милицией. 12 мая 1912 г. из-за низкой заработной платы, тяжелых условий труда бастовали рабочие Спасского медеплавильного завода. Летом 1912 г. на ташкентском участке Оренбургско-Ташкентской железной дороги происходили волнения, 300 рабочих подрядчика Караханова были доведены до полного отчаяния шестимесячным ожиданием расчета.

Социально-политические волнения не думали прекращаться. Борьба между сторонниками старого и нового режимов обострялась повсеместно и с каждым разом она была все более и более активной. Непримиримость двух мировоззрений вылилась в революцию 1917 года и победе большевиков. 1912 год был последним годом Мыши при царской власти.

 

Год мыши в истории Казахстана. Часть 2

Автор: Аян АДЕН

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English