Майкы би Манулы
Имя | Майкы би Манулы |
Дата рождения | XII |
Дата смерти | XIII |
Его называют "Майкы би", Байки, Байку. Отец - Ман. С детства Майкы был хромым. Видимо, потому его и назвали Майкы, и к тому же 18 деда тоже звали Майкы. Современник и советник Чингисхана. Его называли авторитетным человеком, аулие, т.е. он мог прогнозировать события, предсказывать судьбы людей. Сын Чингисхана, уходя в поход на Запад, доверил Майкы бию право на управление правым крылом своей армии. Абай причислял Майкы к числу 12 биев-казахов, так как он в числе 12 ханов ходил поздравлять в 1206 г. Чингисхана, когда тот стал ханом Монголии.
По легендам, после смерти Орманбет бия и откочевки ногайцев Майкы би разделил казахов на три жуза. "Жуз" в переводе с арабского переводится как "подраздел", "раздел". Представителей уйсунов назвали "старший жуз", подраздел под руководством Кабанулы Болаткажы назвали "средний жуз", подраздел под руководством Когамулы Алшын - "младший жуз". Одного из ханов-ногайцев - Ахмета (Алаша-хан) - сделали ханом трех жузов. В эти объединения вошли представители 40 родов и каждому подразделу вручили знаки. Уйсунам вручили "флаг", аргынам - "глаз", тому, кто должен был первым идти на врага Алшыну - "копье". Также были розданы знаки всех 40 родов, которые были высечены на наскальных камнях. Эти камни в истории остались под названиями "Майкы танбасы" ("Знаки Майкы") или "Нура танбасы" ("Знаки Нура"). Последнее название в честь местности, где они были высечены,
У него было много детей. Он был недоволен своими сыновьями Узыном и Кортыком. Сильно удивленный Майкы говорил: "Когда от плохих рождаются хорошие дети - можно поверить с трудом, бывают случаи, когда и от хороших рождаются плохие, от которых нечего взять". В целом, по его мнению, от плохих рождаются плохие, а от хороших - хорошие, за редкими случаями, от бесчувственных - вовсе тупые, от ничего не видящих, не замечающих - слепые, и т.д. Отклонения могут быть очень редко. Среди народа осталось значительное количество высказываний и афоризмов Майкы.
Майкы, как би, участвовал в спорах, возникавших между жузами. Он всегда ссылался на народные пословицы и изречения. При этом превыше всего ставил единство народа.
По мнению Майкы, государственные объединения должны управляться по народным традициям и обычаям. Даже в давно забытых традициях заложен определенный смысл.
Не только казахи, но и узбеки, татары, башкиры, каракалпаки тоже считают Майкы своим бием.
Простился со светом Майкы би, когда ему было 120 лет.