Халел Аргынбаевич Аргынбаев
Имя | Халел Аргынбаевич Аргынбаев |
Дата рождения | 1924 |
Место рождения | Баянаульский район Павлодарской области |
Дата смерти | 1998 |
Родился будущий корифей этнологической науки 21 сентября 1924 г. в ауле № 17 (колхоз имени Джамбула) Баянаульского района Павлодарской области в семье крестьянина-середняка.
Семья Аргынбаевых испытала на себе последствия советской тоталитарной системы. Лишившись скота в годы коллективизации, спасаясь от страшного голода, поразившего некогда кочевые и полукочевые регионы, вынуждены были в 1931 г. переехать в Кузбасс, где его отец работал шахтером. В следующем году нужда заставила его отца, равно как и его родных братьев завербоваться на Дальний Восток — на Камчатку в г. Петропавловск, где он работал сторожем магазина, а мать Карабаева Майра в швейной мастерской. Здесь же в г. Петропавловске Халел Аргынбаевич учился в начальной школе. В 1934 г. окончил 2 класса. В том же году семья переехала в г. Новосибирск, где он закончил 3 класс. В 1935 г. Аргынбаевы переехали в Каратальский район, где отец вступил в члены колхоза, затем в 1938 г. — в Капальский район Талды-Корганской области, пока в 1952 г. он не вышел на пенсию.
В 1938–1939 учебном году Халел Аргынбаевич окончил Конурскую начальную среднюю школу и поступил в Капалское педагогическое училище, которое окончил в 1942 г.
Отсюда он в возрасте 18 лет был призван служить в рядах Советской Армии, воевавшей на фронтах Великой Отечественной войны. 1943 г. он был радистом штаба 10 артиллерийской дивизии Воронежского фронта, с 24 апреля 1943 г. до окончательного разгрома фашистской Германии в мае 1945 г. служил радистом 27-й артиллерийской бригады ІІ-ІІІ Украинского фронтов. В составе указанных фронтов принимал участие в военных действиях на территории Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Югославии и Австрии.
После демообилизации Халел Аргынбаевич возвращается в родной край и решает продолжить свое образование на более высоком уровне и в сентябре 1947 г. поступает на исторический факультет Алматинского Государственного Педагогического и Учительского института имени Абая, который окончил с отличием в 1951 г. В августе того же года он по распределению Министерства просвещения республики был направлен завучем Панфиловского педагогического училища в г. Панфилов, где одновременно преподавал историю СССР и Казахской ССР.
В 1954 г. Халел Аргынбаевич поступает на конкурсной основе в очную аспирантуру отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии имени Ч. Ч. Валиханова (в дальнейшем — ИИАЭ) Академии наук республики. Научным руководителем аспиранта назначили Ирину Витальевну Захарову, известную своими многочисленными трудами по традиционной этнографии казахского народа.
Тема кандидатской диссертации Халела Аргынбаевича перекликалась с научными изысканиями И. В. Захаровой и была утверждена на Ученом совете Института под следующим названием: «Историко-культурные связи русского и казахского народов и их влияние на материальную культуру казахов во второй половине ХІХ в. и до Октябрьской революции (по материалам Семипалатинской области)». Она была написана как на полевом этнографическом материале, так и с использованием архивных источников ЦГА КазССР и Семипалатинского областного краеведческого музея, а также с привлечением разнообразной дореволюционной литературы.
В середине октября 1957 г. зкончился срок аспирантуры у Халела Аргынбаевича, получившего подготовку по специальности «Этнография Казахстана». Отдел этнографии Института обсудил его работу и принял решение ходатайствовать об оставлении его в отделе в качестве младшего научного. Спустя два года результаты его историко-этнографического исследования были опубликованы в Трудах ИИАЭ АН КазССР [5]. Доработанный вариант диссертации на материалах всего Восточного Казахстана был обсужден в секторе народов Средней Азии и Казахстана Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в г. Москве и представлен для защиты в Диссертационный совет этого же института. 19 мая 1960 г. в Москве Х. А. Аргынбаев успешно защитил кандидатскую диссертацию.
В результате многолетних экспедиционных поездок в различные области и районы Восточного, Северного, Центрального, Западного, Южного Казахстана и Жетысу Халел Аргынбаевич совместно со своими старшими коллегами — академиком А. Х. Маргуланом, кандидатами исторических наук И. В. Захаровой, В. В. Востровым, ровесниками Э. А. Масановым, Г. Н. Валихановым, более молодыми М. С. Мукановым и Р. Д. Ходжаевой собрал значительный полевой этнографический материал. Они стали подспорьем при подготовке данных к историко-этнографическому атласу Средней Азии и Казахстана, двухтомника «Народы Средней Азии и Казахстана», монографии «Культура и быт казахского колхозного аула», а также для будущих публикаций сотрудников отдела этнографии упомянутого Института.
Большой научный интерес не только среди историков, этнографов и представителей гуманитарных специальностей, но широкой общественности вызвало издание в 1973 г. капитальной монографии Халела Аргынбаевича о семье и браке казахского народа. В ней ученый одним из первых всесторонне проанализировал форму, типы и структуру традиционной казахской семьи, специфику ее внутрисемейных отношений и семейной обрядности, а также формы заключения наиболее распространенных типов брака в дореволюционном Казахстане. В заключительной четвертой главе он указал составные части семейно-брачных отношений советского периода, подкрепив их полевыми этнографическими материалами, собранными им на протяжении 20 лет в различных регионах республики. При этом автор уделил основное внимание раскрытию раскрепощения женщин, ликвидации многоженства и аменгерства в 1920–1930-х годах. Им были показаны дальнейшие изменения в социально-экономической и культурной жизни, в сфере семейного быта в последующие десятилетия.
Результаты такого блестящего монографического исследования позволили Х. А. Аргынбаеву в 1975 г. защитить докторскую диссертацию на тему «Семья и брак у казахов» в Диссертационном совете ИИАЭ имени Ч. Ч. Валиханова Академии наук республики.
Такой солидный научный потенциал, разносторонняя деятельность, чуткое и доброжелательное отношение к коллегам по отделу и коллективу способствовали тому, что в декабре 1976 г. директор Института, вице-президент АН КазССР академик А. Н. Нусупбеков назначил Халела Аргынбаевича исполняющим обязанности зав.отделом этнографии. В мае 1977 г. он как прошедший по конкурсу был утвержден на должность заведующего отделом этнографии. А 19 февраля 1982 г. решением Высшей Аттестационной Комиссии при Совете Министров СССР ему было присвоено ученое звание профессора по кафедре археологии и этнографии.
В опубликованной в 1980 г. коллективной монографии «Хозяйство казахов на рубеже ХІХ-ХХ вв.», подводившей итоги многолетней работы по историко-этнографическому атласу народов Средней Азии и Казахстана, Х. А. Аргынбаев явился автором таких основополагающих разделов, как «Основные виды домашнего скота и их распространение» и «Обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством».
На 1 января 1990 г. Х. А. Аргынбаев имел 7 монографий и 167 статей, в том числе с момента защиты докторской диссертации 2 монографии и 102 статьи.
Заметным явлением в научной жизни ИИАЭ имени Ч. Ч. Валиханова стал выпуск в 1995 г. коллективной монографии «Казахи. Историко-этнографическое исследование», посвященной этническим процессам, традиционным способам ведения хозяйства, народным промыслам и ремеслам, элементам материальной и духовной культуры, семье и браку казахского народа в ХІХ-ХХ вв. В ней ученый являлся автором разделов по народным знаниям и семейно-брачным отношениям казахов.
Во второй половине 1990-х годов ученый начал усиленно заниматься и другими еще не исследованными проблемами исторической этнографии казахов — жизнеобеспечивающими функциями народных знаний и генеологии (шежире) казахов.
Уже после его скоропостижной смерти в 1998 г. издается колективная монография «Традиционная культура жизнеобеспечения казахов», представляющий собой первый в отечественной этнологии опыт такого рода теоретического и конкретно-этнографического изучения. Халел Аргынбаевич исследовал в ней такие компоненты культуры жизнеобеспечения казахов, как народные знания.
В 2000 г. также посмертно публикуется совместное исследование ученого и его коллег М. С. Муканова и В. В. Вострова, посвященное генеологии (шежире) родо-племенных групп всех трех казахских жузов — Старшего, Среднего и Младшего. В отличие от других аналогичных шежире данный труд выгодно отличается своим научным подходом не только в описании, классификации, но и в исследовании генезиса казахских жузов, в их расселении и этническом составе.
Можно смело говорить и о том, что Х. А. Аргынбаев создал свою казахстанскую школу этнографов. Под его научным руководством было защищено около 15 докторских и кандидатских диссертаций в г. Москве и Алматы по специальности «этнография». Среди его учеников можно выделить докторов исторических наук, таких как У. Кыдыралина, С. Е. Ажигали, Ж. О. Артыкбаев, Ш. Ж. Тохтабаева, А. У. Токтабай и др.
По материалам А.Б. Калыш, д.и.н., профессора КазНУ имени аль-Фараби