Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Где ступило копыто коня Асана Кайгы

1972
Где ступило копыто коня Асана Кайгы  - e-history.kz
Атбасар находился в центре караванного пути из Средней Азии в Европу и славился своими ярмарками, где главным товаром всегда были лошади

В народе известно много версий о происхождении названия города Атбасар. По одной из них, появление названия Атбасар связано со знаменитым Асаном Кайгы. По легенде, жырау, избороздивший мир в поисках для своего народа священной, благородатной земли «Жеруйык» - «Земли обетованной», стреножил коня в устье реки Есиль. И так, с этого времени место называется «где ступило копыто коня Асана Кайгы», т.е. название пошло от «ат басқан» (т.е. «где конь ступил»). При образовании в составе Акмолинской губернии Акмолинского уезда (1921 г.) в последний входила волость под названием «Асан Кайгы» (или волости Актау, Алабас, Ортау, Сарытау, а также Успенский рудник). 

Некоторые исследователи приближают начало истории города Атбасар ко вступлению Казахстана в состав Российского государства и связывают зачастую с «лошадиным рынком». Но история Атбасара началась еще в эпоху камня. Древнейший человек стал селиться в окрестностях Атбасара в эпоху неолита. В археологии существует целое направление - Атбасарская культура. Это название культуры неолита в Северном Казахстане (VII — III тыс. до н. э.) по месту находки близ города Атбасар, где сосредоточены поселения этой культуры. Отмечены два локальных варианта: тельманский (районы верхнего течения реки Есиль, и нижнего течения реки Нуры) и явленский (река Чаглинка и среднее течение реки Есиль).

Профильная реконструкция мамонта, обнаруженного на территории Атбасара

Археологи В. Зайберт, В.С. Волошин исследовали поселения в долинах pек Есиль и Шаглы, принадлежащие к атбасарской культуре. Среди находок - наконечники стрел, скребки и ножи, массивные топоры, глиняная посуда полуовальной формы, покрытая узорами. Более 100 памятников каменного века в долинах притоков реке Есиль (Жабай, Аршалы, Колутон) открыла археологическая экспедиция под руководством В.Ф. Зайберта. Исследование Тельманского микрорайона близ г. Атбасар привело к открытию 18 памятников каменного века. Около села Покровка обнаружено поселение Саргалы (VIII—VII вв. до н.э.). Вблизи села Самарка находятся курганы, датируемые ранним железным веком. В окрестностях Атбасара встречаются «балбалы» - каменные изваяния тюркской культуры, относящиеся к VII—XII векам. Археологические памятники средневекового периода представлены мазарами (каменными склепами).

В XIII-XVIII века земли Атбасара принадлежали казахским кочевникам, основным занятием которых было скотоводство. У казахов табуны до тысячи голов были не редкость. Среди кочевого народа также славились курдючные бараны, жир которых имеет целебные свойства. «Рогатый скоту коренного населения хорош на мясо и довольно молочный, а главное не прихотлив», - утверждали путешественники.

 Реконструкция предметов эпохи Казахского ханства

Название Атбасар встречается в научных документах с момента создания Казахского ханства. В ХV веке знаменитые султаны Керей и Жанибек, несогласные с политикой властолюбивого Абулхаир хана, откочевали с народом из родных мест в Дешт-и-Кипчак. Во время откочевки, на одном из берегов реки Есиль, в устье под названием «Атбасар» произошли важные события. Согласно средневековым документам, в этом месте располагалась орда хана Мустафы. Средневековый автор Фатх-наме Шади, или Молла Шади некогда в своих трудах писал: «Хакан (подобный)» Фаридуну... с надеждой на бога направил поводья норовистого завоевателя мира в сторону Атбасар». Масуд бен Усман Кухистани в своем труде под названием «Тарих-и Абулхаир хани» упоминал о военной битве между Мустафой ханом и Ваккасбием. В итоге побежденный Мустафа хан отступил в западную часть Казахстана, позже откочевав в сторону Средней Азии. Таким образом, события XV века, произошедшие в Дешт-и-Кипчаке, были напрямую связаны с Атбасаром.

В 30-е годы XIX века началась новая страница истории Атбасара. Российским правительством у слияния рек Атбасарка и Керегетас был построен пограничный пункт № 96, обеспечивавший охрану караванов, шедших из Средней Азии в Петропавловск и Омск. В связи с народно-освободительным движением в 1837 году под предводительством хана Кенесары царское правительство усилило укрепление казачьими войсками.

В 1843 году генерал-губернатор Западной Сибири Горчаков предложил построить вместо укрепленного пункта станицу Атбасарскую. В марте 1843 года предложение губернатора было одобрено Николаем I. Данный укрепленный пункт постоянно затапливало паводковыми водами, поэтому при строительстве станицы пришлось отступить на три версты к юго-западу от первоначального места. Весной 1845 года на место строительства новой станицы прибыла команда мастеровых строительных рабочих из 29 человек во главе с урядником второго класса Василием Фураевым. 6 июня 1845 года рабочие строители получили свое первое жалование, и с этой даты по архивным документам началось строительство города Атбасара.

Социально-экономическое развитие Атбасара возросло во второй половине ХIХ века. В 1859 году в станице имелось все необходимое для нормального обустройства переселенцев: полковой дом с флигелем, кухней, людской, конюшней, завозней и амбаром с ледником, офицерская школа первой и второй сотен, караульные дома, аммуничья, цейхгауз, дом для обер-офицеров, пороховой и пожарный погреба. В новой казачьей станице большую заботу проявляли о лошадях, имелись конюшни для строевых и почтовых лошадей, конный лазарет, манеж. Из двух построенных магазинов один принадлежал провиантскому ведомству, а другой – Сибирскому линейному казачьему войску. Имелось в станице и питейное заведение – винный подвал. К гражданскому ведомству относился только заложенный артиллерийский парк. Недалеко за частными домами были размещены мусульманское и православное кладбища.

К началу 1860-х годов в станице насчитывалось 206 дворов, население составляло 1557 человек. Была построена мечеть, появились новые по функциональному назначению здания: одноклассное училище, казахские мужская и женская школы, почтово-телеграфная контора, метеостанция. Развивались кустарные предприятия по переработке продуктов животноводства и торговля: салотопенный завод, паровая, пять ветряных и две водяных мельницы, три кузницы, 29 лавок.

История Атбасара в этот период тесно связана с деятельностью Чокана Валиханова, вернувшегося в 1861 году из Петербурга. Желая преодолеть беззаконие в степи, в 1862 году Валиханов выставил свою кандидатуру на должность выборного старшего султана Атбасарского окружного приказа.

«Любезный друг, Федор Михайлович, - писал Чокан своему старшему другу Достоевскому, - я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя на пользу соотечественников, защищать их от чиновников и деспотизма богатых казахов. С этой целью я согласился быть выбранным в старшие султаны Атбасарского округа. На выборах меня выбирают большинством голосов. Но противник мой, человек неграмотный и бывший не раз под судом, по опыту знает, что деньгами можно сделать все. Деньги идут в Омск. И я вдруг получаю известие, что генерал-губернатор Дюгамель не хочет меня ни за что утверждать. Его адъютант сказал, что начальство через султанство мое боялось дать большое влияние моим родителям».

Таким образом, несмотря на преимущество Ч.Валиханова, решением чиновников колониальной администрации должность старшего султана-правителя получил Ерден Сандыбаев.

В 1878 году станица Атбасарская была переименована в город Атбасар и стала административным центром Атбасарского уезда. «Население составляло три тысячи человек, в уезде площадь составляла 114549 кв. верст с населением в 149481 человек, в том числе 92678 человек казахского населения».

Русская колонизация уезда началась в 80-х гг. XIX столетия, когда было образовано 7 крестьянских селений. В Атбасарский и Амолинский уезды главным образом направлялись переселенцы из степных внутренних губерний: Самарской, Воронежской, Харьковской, Донской областей. Объясняется это тем, что уезды представляли степное пространство, на котором могут приспособиться для ведения хозяйства только жители степных же губерний.

 Реконструкция интерьера городского дома конца XIX - начала ХХ века

В честь приезда в казахские степи старшего сына царя Российской империи Александра ІІ, князя Владимира, был организован смотр степных округов, подчиненных Сибирскому ведомству. Среди экспонатов выставки, устроенной по случаю приезда в степь великого князя Владимира Александровича в 1886 году посвященной культуре производства изделий казахского быта, была юрта, собранная и установленная на видном месте Нурмаганбетом Сагынаевым и Мейрамом Жанайдаровым. Гости с представителем династии Романовых посетили юрту Мейрама Жанайдарова, в которой были размещены предметы казахского декоративно-прикладного искусства, и попробовали кумыс. Познакомились с искусством изготовителей ковров (ковроткачества).

Атбасар был местом проведения крупных ярмарок. Один из местных исследователей Сайлау Байбосын писал: «Во времена царской власти в этом месте два раза в год проходила ярмарка: летом - «Бокшабай» (Петровская), осенью - «Знаменская». Лучшие люди Сары Арки, такие как Акан сери, Балуан Шолак, Газиз, Мади исполняли перед народом далеко разносившиеся песни.

К сведению, Атбасар не раз выдвигался на роль столицы или областного центра. Например, 24 декабря 1924 года на заседании бюро Киргизского (Казахского) областного комитета партии рассматривался вопрос о статусе Оренбурга как столицы Казахской Автономной Советской Республики. С.Садуакасов и С.Мендешев обосновали свои взгляды с разных позиций, назвали несколько городов, которые могли быть рассмотрены в качестве новой столицы, среди них был и Атбасар. Тем не менее, подавляющим большинством членов бюро Оренбург остался столицей Казахстана. В наше время, после переноса столицы в Астану, в 1999 году серьезно обсуждался вопрос переноса областного центра в Атбасар. Но Кокчетав оказался в более выгодном положении.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

Использованы фото с сайта Акмолинского областного истоико-краеведческого музея

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?