Понятие Государственной Думы впервые относится к периоду первой российской революции.
Степное генерал-губернаторство (Степной край), образованное в 1882 г. для проведения в жизнь национально-административных реформ, устройства транзитных путей, развития городов, промышленности и торговых связей, просуществовало до марта 1917 г. Такие области как Акмолинская и Семипалатинская вошли в состав генерал-губернаторства. В конце XIX — начале ХХ вв. эти области делились на 5 уездов, всего в Степном крае насчитывалось 10 уездов. Акмолинская область состояла из следующих уездов: Омский, Петропавловский, Кокчетавский, Атбасарский, Акмолинский. В состав Семипалатинской области входили Каркаралинский, Павлодарский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский, Зайсанский уезды.
Разработка проблемы общественного движения ХIХ-ХХ вв. в Степном крае представляет интерес и в практическом плане. В частности, в современных условиях исторический опыт избирательных кампаний и деятельность депутатов Степного края в Государственной думе может быть использован во время предстоящей модернизации органов представительной власти.
Понятие Государственной Думы впервые относится к периоду первой российской революции. 1905 г. — особая страница в истории России. Развитие революционных событий — это одна из драматических страниц в российской истории. В 1905 г. было издано 4 документа относительно выборов и организационной работы Государственной думы. Динамика их издания выглядит следующим образом: 18 января, 6 августа, 17 октября, 11 декабря 1905 г. Государственная дума в глазах большинства казахского народа представлялась высшим форумом, на котором можно было обсудить и разрешить назревшие проблемы. Также, многие питали серьезные надежды на демократизацию текущего строя парламентским путем.
Манифест 17 октября 1905 г., переведенный на казахский язык, распространялся по кочевым аулам края. Знающие грамоту лица доводили до населения содержание закона. «В конце октября 1905 года, — писал А. Букейханов в своих воспоминаниях, посвященных 10-летию I Государственной думы, — интеллигентные киргизы, жившие в Омске, перевели манифест 17 октября на киргизский язык и, с благословения цензора местных газет — вице-губернатора, напечатали в Акмолинской областной типографии и послали в степь 10 000 экземпляров. Благодаря подвижности киргизов, в короткое время манифест сделался достоянием всей степи. Повсеместно киргизы съезжались на большие, и малые съезды, читали манифест, комментировали его, обсуждали вопросы о будущих выборах в Государственную Думу. Киргизы самых отдаленных волостей массами поехали в степные города, где принимали участие на городских митингах...».
Кадеты вели активную агитацию на предвыборных собраниях кочевого населения, обещая отстаивать его интересы в Государственной думе. Одним из претендентов в депутаты Думы от казахского населения был представитель кадетской партии А.Н. Букейханов (1870 — 1937). В ноябре 1905 г. А.Н. Букейханов участвовал в работе очередного съезда земских и городских деятелей России в Москве, где подготовил доклад о необходимости свободного употребления родного языка, свободе вероисповедания, либеральном законодательстве о выборах. В своем выступлении на съезде А.Н.Букейханов, в частности, говорил: «Я являюсь представителем своего четырехмиллионного народа, занимающего огромную территорию от Урала до Алтая, от линии Сибирской железной дороги до Омска. У нас преследуется школа с казахским языком, нас тоже давит цензура. Вот уже 13 месяцев, например, не могу добиться от цензуры разрешения на издание киргизского перевода 46 басен И.А. Крылова».
В том же году он вступает в партию кадетов (конституционно-демократическая партия) и избирается членом ЦК. Имя Букейханова становится известным благодаря публикациям в печатных изданиях.
Важным этапом в биографии А. Н. Букейханова как общественного деятеля стало участие в избирательной кампании в I Госдуму. Он совершал поездки в казахскую степь, проводил встречи с коренным населением Степного края, излагая свои взгляды на предстоящие выборы и те задачи, которые неотложны были для казахского народа. Кроме того, в его публикациях на страницах местной периодической печати звучали призывы к демократизации политического строя царской России. Так, в одной из статей, опубликованной в газетах «Степной край» (Омск) и «Семипалатинский листок», А. Н. Букейханов называл чиновников царской администрации «могильщиками приказного строя», превратившими казахские степи в «сатрапию», и заявлял, что их "дни сочтены«[3, 26 июля].
С целью участия в работе Государственной думы первого созыва А.Н. Букейханов выехал в Петебрург лишь 3 июля 1906 г., доехав до места своего назначения незадолго до роспуска I Думы. 9 июля 1906 г. I Государственная дума была распущена, а ее депутаты насильственно разогнаны. Но большинство членов I Думы, несогласные с ее насильственным роспуском, тайно собрались в г. Выборге, где ими было подготовлено обращение к царю и отдельно обращение «Народу — от народных представителей», известное более как Выборгское воззвание. Историческое обращение было подписано более 200 депутатами. От депутатов Степного края к нему присоединились А.Н. Букейханов и В.И. Ишерский. Реакция правительства не заставила себя долго ждать: оба депутата в числе остальных подписавших воззвание были приговорены судом к шести месяцам заключения и впредь лишались права баллотироваться в Думу. После тюрьмы Алихан по распоряжению военного губернатора генерала Галкина был сослан в Самару без права посещения за время ссылки родного края.
После роспуска Первой Государственной Думы, лишенный возможности привлечь внимание к проблемам казахского народа, он пытается сделать это через российскую печать. Многоопытный журналист и талантливый публицист А. Букейханов в 1906 — 1907 гг. сотрудничал в омских газетах «Иртыш», «Омич» и «Голос степи», близким по своим идейным позициям к местному отделу конституционно-демократической партии. В журнале «Сибирские вопросы» появляются его статьи «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», «Отчуждение киргизских орошаемых пашен», которые убедительно доказывают, что традиционная форма хозяйствования казахов — кочевое скотоводство — не прихоть казахов, не дань «природной лени», а единственная возможность выжить в условиях сурового и засушливого климата. Вместе с тем А.Букейханов раскрывает факты искажений результатов обследования хозяйств о невозможности обработки земли обычными экстенсивными методами, убеждает, что переселение — бедствие не только для казахов, лишившихся пастбищ, зимовок, водопоев, но и для самих переселенцев. Алихан Букейханов разоблачил лживые призывы царского правительства «облагородить степь» как не имеющие оснований и несущие только бедствие народам степи.
С роспуском I Думы общественное возбуждение в казахской степи не затихло. Государственной думы А. Букейханов вычеркнут из списка избирателей».
В дальнейшем А. Букейханов выдвинул свою кандидатуру в депутаты II Думы от казахского населения Семипалатинской области. Однако 1 января 1907 г. помощник министра внутренних дел Крыжановский потребовал: «Вывести А. Букейханова из списка избирателей города Омска и списка выборщиков от казахов Каркаралинского уезда его выборы признать недействительными». По прямому указанию Степного генерал-губернатора из состава выборщиков Каркаралинска помимо А. Букейханова был исключен и адвокат Ж. Акпаев.
Р. С. Буктугутова
Использованная литература:
1. Букейханов А. Выборы в Степном крае. 1906. Семипалатинская область // Простор. 1998. № 10.
2. Семипалатинский листок. 1906. 26 июля.
3. Толочко А.П., Плотников А.Е., Родионов Ю.П., Зиновьев В.П. Общественное движение в Омске.1895 — 1917 гг. Омск, 1996.С.131.
4. ЦГА РК. Ф.322. Оп.1. Д.19. Л.10; Д.17. Л.29, 37, 56, 71, 74.
5. ЦГА РК. Ф.64. Оп.1. Д.3685. Л.38 — 47.