Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Домбра - звонкая история

8566
Домбра - звонкая история - e-history.kz
Струны домбры хранят музыкальную мудрость столетий

Народные музыкальные инструменты являются замечательным источником изучения культуры казахов. Самым любимым инструментом народа была домбра. История домбровой музыки тесно переплелась с историей кочевников. Домбровые кюи обобщали их жизненный опыт, несли знание о природе, человеке, переходили от одного поколения к другому. Более чем четырехтысячелетняя история домбры говорит нам о том, что она является одним из первых щипковых музыкальных инструментов — предшественником современных музыкальных инструментов подобного вида.

На территории Казахстана в VII-IV вв. до н. э. cакские племена оставили после себя богатое духовное наследие, особенно в области прикладного искусства, устного и музыкального творчества. Многие казахские музыкальные инструменты восходят к сакам. Во времена саков особо были распространены сыбызгы и домбра. Из древних домбровых кюев, которые дошли до наших времен и до сих пор популярны в народе, можно назвать «Шаңырау», «Аққу» и другие. Нынешние казахские колыбельные песни, их мелодика и ритмика берут свое начало с тех времен. Как доказано научными исследователями, казахский смычковый инструмент — кобыз тоже использовали саки.

В III-II вв. до н. э. гунны были не только отличными воинами, но и талантливыми поэтами, музыкантами, жирши и кюйши, которые играли на сыбызгы, домбре, кобызе. До наших дней дошли кюи гуннов: «Кеңес», «Сары өзен», «Шұбар ат». Кстати, кюй «Сары өзен» великого кюйши, сыбызгышы — Саймака, творившего во II-I вв. до н.э., казахи исполняют до сих пор. В переводе «Сары өзен» — это «желтая река» или по-китайски — «Хуанхе». Гунны воевали с китайцами за землю у этой реки. Эти музыкальные произведения и музыкальные инструменты являются ярким свидетельством того, что казахи являются потомками гуннов.

В IX-VI вв. до н. э. на берегах Иртыша жили племена кимаков. Домбра была музыкальным инструментом и у кимаков. До нас дошли их любимые мелодии-кюи: «Ертіс толқындары» (Волны Иртыша), «Мұнлы қыз» (Печаль девушки), «Тепен көк» (Рысь), «Ақсақ қаз» (Хромой гусь), «Бозінген» (Светлая верблюдица), «Желмая» (Одногорбый верблюд), «Құланның тарпуы» (Топот Кулана), «Көкейкесті» (Переживание) и др. Стоит отметить, что музыкальные инструменты обслуживали различные стороны кочевой жизни: магические обряды шаманов, повседневный быт, военную практику, игры детей и молодежи, любительское музицирование, деятельность профессиональных музыкантов.

Домбра получила широкое распространение по всей Евразии благодаря совершенству своей конструкции. В силу повсеместной распространенности домбра имеет много региональных разновидностей. У домбры Западного Казахстана длинный гриф, двухоктавный диапазон, соотносимый со сложной формой западноказахстанских кюев. Приемы игры на ней отражают динамичный стиль кюев этого региона.

Домбра Восточного Казахстана имеет короткий гриф, ее диапазон 1,5 октавы, что связано с песенным стилем кюев Восточного Казахстана. Здесь же встречается и трехструнная домбра. Техника игры и звукообразования на домбре исключительно многообразна, что позволяет музыкантам воплощать на ней любые комбинации. Кюи для домбры — вершина музыкального развития казахской музыки.

Творческими усилиями многих поколений домбристов-кюйши, в том числе гениев, чья музыка пережила их на века, созданы тысячи кюев, которые отражают в наибольшей полноте духовный мир казахов.

Известный казахский композитор Ахмет Жубанов предполагал, что слово «домбра» образовалось из сочетания арабских слов «дүнбаһ» и «бурра», что означает «хвост ягненка». И действительно, корпус домбры имеет конусообразную форму и заканчивается подобно хвосту ягненка.

А исследователь казахской музыки Александр Затаевич писал, что часто в звучании двухструнной домбры он явственно слышал «третий голос».

Домбра обязательный инструмент традиционных профессиональных певцов - исполнителей эпических песен – жырау, мастеров песенно-поэтических состязаний - акынов, исполнителей лирических песен – салов и сере, самый распространенный инструмент бытового любительского музицирования.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?