Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Мастер национального стиля

1723
Мастер национального стиля - e-history.kz
Автор проектов более 50-ти музеев, черпавший чувство прекрасного от гор и скал, от пустынь и песков, проложивший путь к развитию национального дизайна, Аманжол Найманбай 

Необыкновенность искусства дизайна – в непрекращающемся поиске гармонии в выражении простых вещей, предметов быта и хозяйства. А если это еще и национальный дизайн, то он должен быть пропитан национальным духом. Ни с чем несравнимый колорит наблюдается с древних времен в творениях казахского народного ремесла. Даже простое казахское веретено для пряжи имеет свой индивидуальный дизайн. Национальное оружие, посуда, музыкальные инструменты, архитектура, сундуки – все это является доказательством вышесказанного. 

В ХХІ веке новая точка зрения поможет национальному искусству занять свою нишу в мировой культуре. Кого из рьяных ценителей национального достояния мы знаем? 

В этом случае следует вспомнить автора «комплекса Коркыт ата», музея Абая, духовного музея Аль-Фараби, 162 юрт для фильма «Кочевники» – Аманжола Найманбая. 

Архитектор–дизайнер родился 3 апреля 1948 года. Его знают, как уважаемого профессора, деятеля культуры. Работал Вице-президентом Союза дизайнеров РК (1987-2003 гг.), Председателем филиала Союза дизайнеров города Алматы (1991-2003 гг.), руководителем учреждения «Этнодизайн Қазақ 2030». 

А. Найманбай черпал вдохновение от красоты природы родного края. Главным вдохновителем и наставником он считал Озбекали Жанибекова. Когда-то великий учитель, будучи заместителем Министра культуры, доверил молодому художнику возглавить музей Сабита Муканова в Алматы. 

В 1976 году он занялся оформлением музея, создал для значимого исторического здания новый дизайн. О. Жанибеков оказал большое влияние на становление молодого художника, выбора им направления в искусстве. С подачи и благословения великого учителя он узнал, что такое музей. 

Окончив художественное училище в Алматы, после продолжив обучение на художественном факультете Казахского педагогического института, молодой специалист начинает свой трудовой путь в художественно-промышленном комбинате «Казторг». Участвует в создании проектов интерьеров и экстерьеров зданий государственных и общественных учреждений Алматы и городов республики. В 1981-1991 годах работает главным художником на производстве «Казмузейреконструкция» при Министерстве культуры. С тех пор как он впервые стал лауреатом Всесоюзной молодежной премии в 1976 году, он выиграл множество международных и республиканских конкурсов. За 40 лет он принял участие в строительстве 52 музеев. Стал автором проектов, экспозиций и переоборудования музеев. Его дизайнерские решения украсили гордость всей страны – «Комплекс Коркыт ата» в Кызылорде, «Музей жертв политических репрессий» в Семее, экспозиции в музее Махамбета в Атырау, в музее Резиденции Президента в Астане. Музей Абая в Шымкенте, музей Аль-Фараби в Отраре, историко-этнографический центр в Туркестане относятся к числу работ Аманжола Найманбая. 

В каждой реликвии заключена история, вековой дух и души наших предков. 

Огромный вклад он внес в открытие музея Назира Торекулова в священном Туркестане. Наряду с авторскими работами есть проекты, созданные совместно с другими архитекторами и дизайнерами. 

ad95481a74b2e7d994bc2e0df93837b7.jpg

Он сделал 162 юрты для кинопроекта «Кочевников». В 2002 году 10 из них были представлены во Франции в «Казахском ауле». Это были восьмикрылые, десятикрылые, двенадцатикрылые юрты. В 2004 году он собрал и повез в Астану юрту «Ақ орда». По заданию Елбасы в год Казахстана в России для отправки в Москву были специально сшиты 2 семикрылые юрты. Убранство одной из них было создано в современном, а другой в древнем стиле. 

Аманжол Найманбай прилагал все усилия, чтобы сохранить юрту, как народную культурную ценность. В 1988 году в Алматы было решено всенародно отпраздновать Наурыз. Когда возник вопрос о построении нескольких юрт, решение он взял на себя. Озбекали Жанибеков обратился к Аманжолу: «Мы могли бы открыть музей юрты в Алматы, выставить множество ее видов. Было бы правильно, если бы этим занялся ты». Для исполнения этого задания казахский дизайнер вложил все свои знания, силы и мастерство. Юрта обновилась, осовременилась, при этом сохранила национальный колорит. Она была представлена в США, Франции, Турции, России. 

Аманжол Найманбай в 1987 году проработал вице-президентом Союза дизайнеров. На сегодняшний день в 8 областях страны есть филиалы Союза. Дизайн – сложная часть искусства. Он сравним с научной работой или с художественным творчеством. В мире существует более 200 видов искусства оформления. 

У Аманжола Найманбая было три направления: первое – музейное дело, второе – национальное искусство, юрта, третье направление – дизайн. 

cd281196ad4ff89256cd8f28f9654835.jpg

До последних дней жизни он читал лекции для студентов по теме национального дизайна. Еще он был постоянным читателем и активным автором газеты «Алматы ақшамы». Он ушел из жизни в 2016 году 5 июля. Аманжол Найманбай навсегда останется в памяти народа своими делами во имя сохранения национальных ценностей. 

Найманбай сумел создать и передать национальный стиль в казахстанской архитектуре. Наш долг и обязанность – говорить о таком выдающемся человеке, о его жизни и деяниях, которые он посвятил своему народу. 

Даулет ИЗТЕЛЕУОВ 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?