Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

О Семипалатинской учительской семинарии

2047
О Семипалатинской учительской семинарии  - e-history.kz
114 лет назад она была открыта для подготовки преподавателей народных школ не только для бывшего тогда Степного Края, но и многих регионов Западной Сибири

Попечитель Западно-Сибирского учебного округа Л.И.Лаврентьев в феврале 1899 г. поднял вопрос об открытии в округе новой учительской семинарии, второй в Западной Сибири. Л.И.Лаврентьев своими аргументами смог убедить Степного губернатора об учреждении семинарии в городе Семипалатинске. Город занимал как бы срединное положение между киргизскими областями: Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской.

С 1 июля 1903 года семинария начала финансироваться из государственного казначейства и получила 12 тысяч рублей: 5,3 – на содержание личного состава, 3 – на содержание воспитанников и стипендии и 3,7 – на хозяйственные расходы. Со следующего года финансирование было удвоено.

23 сентября 1903 года состоялось открытие Семипалатинской учительской семинарии. Для поступления в нее съехались абитуриенты из губерний: Томской, Тобольской, Воронежской, Орловской, Виленской, областей Семипалатинской, Семиреченской и области Войска Донского. Позднее стали принимать учащихся из Тобыла, Барнаула, Жетысуа.

После приемных экзаменов в первый год существования семинарии ее воспитанниками стали 35 мальчиков: в подготовительном классе – 13 и в первом 22. Со следующего учебного года в семинарии уже функционировало 3 класса: приготовительный, 1-й и 2-й, в которых обучалось 59 воспитанников. В это время при ней существовало 60 казенных и 9 частных стипендий, по 100 руб. каждая.

В 1904 году при семинарии было открыто образцовое 2-классное училище, в которое поступило 24 мальчика.

Первый директор семинарии — А. И. Белый. В формировании семинарии внесли вклад педагоги: братья Белослюдовы, Н. Я. Коншин, И. Я. Малахов, В. Н. Попов, супруги Нургали и Назипа Кожановой, А. Саттаев и д.р.

И только с 1905 года подготовка учителей началась во всех классах.

Обратимся к адресам-календарям и обзорам Семипалатинской области, хранящихся в КГУ «ЦДНИ» г.Семей.

№1

Из адреса-календаря Семипалатинской области на 1905 г. Семипалатинская учительская семинария.

«Директор – надв.сов. Александр Владимирович Белый.

Законоучители: - о.Андрей Балашов и о.Иоанн Никольский.

Наставники: - кол.сов. Игнат Михайлович Скорковский, кол.сов. Иван Аполлонович Преображенский и Всеволод Александрович Федоровский.

Учитель искусств – неим.чина Илья Васильевич Волков.

Учитель пения – Николай Вячеславович Чулков (он же писм. Сем).

И.д. учителя гимнастики – Игнат Михайлович Скорковский.

Учитель киргиз.яз. – И.Т.Тарабаев».

Согласно существовавшему положению в семинарию принимались молодые люди: в приготовительный класс – не моложе четырнадцати и в первый класс – не моложе пятнадцати лет.

В учебный план семинарии входили следующие уроки: закон божий и церковно-славянское чтение, русский и церковно-славянский языки, педагогика, арифметика, геометрия, история, география, естествознание и сельское хозяйство, физика, чистописание, рисование и черчение, пение, гимнастика и физические упражнения, практические занятия и ручной труд. При учительской семинарии имелось опытное поле-участок, на котором производилось практическое ознакомление учащихся со способами ведения огородничества и.т.п. К началу 1906 года на постройку было израсходовано почти 50 тыс. руб. и вчерне были закончены деревянные здание Учительской семинарии и выведена кладка двух звеньев главного корпуса.

5 октября 1906 года состоялось торжественное открытие нового здания учительской семинарии, а со следующего дня здесь начались занятия.

№2

Из обзора Семипалатинской области за 1906 год. Народное образование. «Существующие в Семипалатинской области учебные заведения можно разбить на следующие группы:

1) средние учебные заведения, 2) учебные заведения для приготовления учительского персонала, 3) сельско-хозяйственные школы ведомства Министерства Земледелия и государственных Имуществ, 4) низшие учебные заведения ведомства Министерства Народного Просвещения в городах, 5) то же в крестьянских селениях, 6) низшие казачьи училища, 7) церковно-приходская и миссионерская школы и школы грамоты, 8) низшие киргизские школы, 9) магометанские училища при мечетях и молитвенных домах. 

К числу учебных заведений для приготовления учительского персонала относится открытая в 1903 г. в г.Семипалатинске учительская семинария. К 1 января 1907 года всех учащихся в семинарии было 84, в том числе в приготов.кл. 27, 1 кл. – 24, 2 кл.-18, 3 кл. – 15. На содержание семинарии в 1905 году поступило 25375 руб.50 коп. Для воспитанников семинарии имеются стипендии: 50 – казенных, 9 – земских, и 1 – казачьи. При семинарии в 1904 году открыто образцовое 2-х классное училище, в нем было 58 учеников».

21 марта 1909 года в актовом зале Учительской семинарии было совершено богослужение по поводу устройства в ней домовой церкви – во имя Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского Чудотворца. Средства на ее устройство были получены от пожертвования купцов и мещан города.

Первым директором Семипалатинской учительской семинарии был надворный советник Александр Владимирович Белый, но он не долго руководил этим учебным заведением. Со 2 сентября 1906 г. директором учительской семинарии был назначен окончивший курс в Императорском Санкт-Петербургском историко-филологическом институте, учитель-инспектор Семипалатинской прогимназии, коллежский советник Михаил Николаевич Березников, который прослужил в этой должности вплоть до самой революции. Второй после директора значимой должностью был законоучитель, на нее с 15 августа 1903 г. был назначен священник Воскресенской церкви Андрей Балашов, но он также долго не проработал. С 1 июля 1905 года его сменил священник Николаевской церкви Борис Герасимов, который с небольшим перерывом обучал воспитанников различным предметам вплоть до 1925 года. Первыми наставниками семинарии были коллежские советники: Игнатий Михайлович Скорковский, Иван Аполлонович Преображенский, Всеволод Александрович Федоровский, преподавателями: искусств- Илья Васильевич Волков, пения - Николай Вячеславович Чулков, гимнастики - Игнатий Михайлович Скорковский.

С 1 июля 1905 года при Семипалатинской учительской семинарии была учреждена должность преподавателя киргизского языка, который был присвоен «оклад содержания в семьсот пятьдесят рублей в год/ при квартире в натуре/, VIII-ой класс по чинопроизводству и право на пенсию по учебной службе из оклада в шестьсот рублей». 1 августа этого же года на эту должность был принят учитель Кустанайского двухклассного русского-казахского училища Кульджанов Нургалий Кульджанович, который прослужил в семинарии более 10 лет. В июне 1906 года в учительской семинарии состоялся первый выпуск воспитанников и всем им были выданы свидетельства на звание учителей начальных училищ. В декабре 1906 года в учительской семинарии, по просьбе воспитанников и с разрешения попечителя Учебного округа, было введено преподавание языков: французского и латинского. Намечалось также изучение и немецкого языка. Все это добровольно и во внеурочное время.

№3

Из адреса-календаря Семипалатинской области на 1907 г. Семипалатинская учительская семинария «Директор – кол.сов. Михаил Николаевич Березников.

Законоучитель – свящ.о. Борис Герасимов.

Наставники : физики и естествоведения – кол.сов. С.Н.Степанов, истории и географии – Евгений Андреевич Крестинский, математики – Харченко, русского языка – В.А.Федоровский.

Преподаватели: киргиз языка – П.К.Кульджанов, искусств – В.Т.Винокуров, ручного труда – А.П.Брыков, пения – Е.А.Крестинский.

Преподавтели: 2-х клас.учил.: о.Борис Герасимов, А.П.Брыков и В.С.Усов.

Врач – И.Г.Гурбанов».

№4

Из адреса-календаря Семипалатинской области на 1910 г. Семипалатинская учительская семинария

«К числу учебных заведений для приготовления учительского персонала относится открытая в 1903 году в г.Семипалатинске учительская семинария. К концу 1910 года всех учащихся в семинарии было 101, в том числе: в приготовительных классах – 27, 1 кл. – 22, 2 кл. – 26, 3 кл. – 26.

По сословиям и вероисповеданиям учащиеся распределялись: сыновей мещан – 35, крестьян – 32, казаков – 21, прочих – 13.

Православных – 94, магометян – 6, католиков – 1.

На содержание семинарии в 1910 году поступило 26715 руб.50 коп., в состав этой суммы из средств Государственного Казначейства, 24375 руб.50 коп, из земских сумм 1770 руб., из городских 120 р. и из сумм Сибирского казачьего войска 450 руб. Для воспитанников семинарии имеются стипендии: 50 – казенных, 6 – земских, 4 – казачьих и 1 – городская».

А 1 августа 1914 года ей было присвоено высокое имя - «Августейшего Имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича».

№5

Из адреса-календаря Семипалатинской области на 1915 г. по Семипалатинской учительской семинарии «Директор – статский сов. Михаил Николаевич Березников.

Законоучитель – свящ.о. Борис Герасимов.

Наставники : статский сов. Сергей Николаевич Степанов, стат.сов. Николай Михайлович Харченко, и стат.сов. Иван Парфенович Никитин.

Преподаватели: губ.секр. Нургалий Кульджанович Кульджанов, неим.чина Николай Николаевич Багишев, неим.чина Павел Степанович Котлов, и неим.чина Лука Степанович Лялюков.

Врач – стат.сов.Иван Георгиевич Гурбанов.

Почетный попечитель – купец Иван Михайлович Ложкин».

Обратимся к документам Семипалатинской учительской семинарии за 1903-1915 годы, которые были выявлены архивистами ЦДНИ ВКО в Государственном архиве Томской области…

№6

Из представления директора Семипалатинской учительской семинарии М.Березникова господину попечителю Западно-Сибирского учебного округа о ходатайстве увеличении казенных стипендий.

31 января 1913 г.

…Недостаточная материальная обеспеченность и нередко бедственные условия существования воспитанников семинарии, не пользующихся стипендиями, всегда составляли одну из тяжелых забот Педагогического Совета и в частичном директора семинарии, при увеличении же числа воспитанников заботы эти усугубляются. Уже в настоящем учебном году из 112 воспитанников считая в числе стипендиатов 76: 50 казенных, 20 земских, 4 войсковых и 2 частных, без стипендий обучаются 36 воспитанников, в будущем же учебном году при приеме 30-35 воспитанников, число воспитанников, не пользующихся стипендиями, возрастают до 50.

Нельзя равнодушно смотреть на нужды бедных воспитанников, и существующих при семинарии обществ вспомоществования оказывало и оказывает им пособия. Но средства Общества не только не возрастают, но уменьшаются, так как число благотворительных вечеров, являющихся главным источником пополнения средств, благотворительных учреждений, с каждым годом увеличиваются.

Само добывание средства для Общества составляет заботу семинарии, но и эта забота, при всей ее тягости, не удовлетворяет нужд учащихся, а тем более не в состоянии будет удовлетворить с увеличением числа учащихся.

Ввиду вышеизложенного увеличения числа казенных стипендий во вверенной мне учительской семинарии с начала 1914 года на 10 воспитанников было бы благодеянием для семинарии.

Директор Семипалатинской учительской семинарии М.Березников. ГАТО, ф-126, оп.2, д.2897. л.19-19об,20. Копия.

№7

О представлении директора Семипалатинской учительской семинарии М.Березникова господину попечителю Западно-Сибирского учебного округа списка казенных стипендиатов.

10 июня 1908 г.

Имею честь при сем препроводить Вашему Превосходительству список казенных стипендиатов вверенной мне учительской семинарии, окончивших в июне месяце сего года курс и доношу, что кроме означенных в списке казенных стипендиатов, в настоящем году окончили курс 4 стипендиата Семипалатинской области Барлыбаев Ахметулла, Зеинов Абыкей, Нуркенев Тавекель и Хасенов Абиш.

Директор Семипалатинской учительской семинарии М.Березников. ГАТО, ф-126, оп.2, д.2340. л.8. Копия.

№8

Из отношения преподавателя Н.Кульджанова в Семипалатинское областное правление об освобождении 6 земских стипендий.

4 июня 1916 г.

Вследствие отношение от 3 июня сего 1916 года за №10954, честь имею сообщить Областному правлению, что к началу 1916-1917 учебного года во вверенной мне учительской семинарии из 20 земских стипендий освобождаются 6 стипендий, а остальные 14 заняты нижепоименованными воспитанниками, которые при отличном поведении и хороших успехах в науке продолжают учение в названной семинарии:

1. Аймаутов Жусупбек

2. Григорьев Гавриил

3. Зубков Павел

4. Ошкин Василий

5. Сатпаев Абдул-Галий

6. Таранских Иван

7. Калмаков Павел

8. Лукашев Евгений

9. Антонов Поликарп

10. Устименко Александр

11. Табельков Тихон

12. Нурмухамедов Казы

13. Новиков Петр

14. Сейсембаев Ахметбек

Директор Семипалатинской учительской семинарии М.Березников. Преподаватель Н.Кульджанов

ГАТО, ф-126, оп.2, д.2897. л.15. Копия.

№9

Из годового отчета директора Семипалатинской учительской семинарии о количестве учащихся за 1904-1913 гг.

ГАТО, ф-126, оп.2, д.2897, л.18. Копия.

№10

Программы по истории Семипалатинской учительской семинарии на 1913-1914 учебный год.

Приготовительный класс

Древняя история

А. Краткий очерк истории древнего Востока.

1. Египет

2. Финикия

3. Ассирия и Вавилония

4. Персия

Б. Краткий очерк истории древней Греции

1. География и этнография древней Греции

2. Мифический период Греции

3. Религия древних греков

4. Переселение дорян

5. Лосканика

7. Греко-Персидские войны

8. Век Перикла

9. Пелопоннесская война

10. Эпоха господства Спарты и упадка Греции

11. Македония

ГАТО, ф-126, оп.2, д.2897, л.17. Копия.

№11

Из годового отчета по Семипалатинской Имени Цесаревича Алексея учительской семинарии за 1915 г.

…Семипалатинская учительская семинария открыта с 1 июля 1903 года. В 1913 году исполнилось первое десятилетие ее существования. В те тяжелые годы, казалось, не было просвета в будущем. Семинария не встречала поддержки и извне. Но Господь Бог не оставил ее Свои милосердием в эти годы: жизнь семинарии крепла, постепенно достигала полноты и к 1912 году и дальнейшим годам приняла тот совершенно определенный положительный строй, при котором при добром усердии ей остается только совершенствоваться, выполняя бодро и уверенно, с верою в себя, свое назначение.

…Помещения

Главное здание семинарии располагает совершенно достаточным количеством помещений, как для основных классов, так и для всех учебно-воспитательных при семинарии учреждений. В здании семинарии имеется помещение для класса ручного труда, для класса рисования, для физического и естественно-исторического кабинета и для библиотеки. Стены зала увешены портретами Царей и Императоров из дома Романовых, и в центре этих портретов в золотых рамах размещены портреты Государя Императора, Государыни Императрицы Александры Федоровны и Августейшего Покровителя семинарии Наследника Цесаревича. Между портретами Их Величеств в рамах вывешены отпечатанные золотом тексты Высочайшего повеления о выражении Его Величеством Всемилостивейшей благодарности за выражение Педагогическим Советом и воспитанниками семинарии верноподданнических чувств и Высочайшего соизволения на присвоение семинарии Августейшего Имени Его Высочества Государя Наследника.

Библиотека семинарии

Библиотека семинарии за 12 лет ее существования обогатилась значительным числом полезных в учебно-воспитательном отношении сочинений и пособий. Благодаря постепенному приобретению книг в библиотеку семинарии, к концу 1915 года в ней составилось 5111 названий сочинении в 9781 томах на общую сумму 10825 руб.

Музыкальный класс

Устройство музыкального класса в семинарии началось с приобретения для семинарии рояля и двух фисгармоний. Затем с целью распространения среди воспитанников семинарии интереса к музыке, ежегодно приобретались скрипки, гитары, мандолины, балалайки, а в последние годы приобретены 3-я фисгармонь, патефон, контрабас, виолончель, альт, флейта, кларнет, тромбон и барабан. К концу учебного года семинария располагала 1 роялем, 3 фис-гармониями, 1 струнным контрабасом, 30 скрипками, 18 гитарами, 13 мандолинами, 58 балалайками, 1 кларнетом, 1 флейтой, 1 тромбоном и 1 барабаном, а всего 131 инструментом на общую сумму 2233 р. 80 к., в том числе в отчетном году приобретено 20 инструментов на 150 руб.

Метеорологическая станция

Метеорологическая станция, находящаяся в общем заведывании Екатеринбургской обсерватории, переведена в семинарию по соглашению с этой обсерваторией в 1911 году. Наблюдения этой станции производятся три раза в день: в 7 часов утра, в 1 час дня и в 9 часов вечера избранными для того и руководимыми наставником С.Н.Степановым воспитанниками, результаты наблюдения ежедневно по телеграфу отсылаются в Главную Николаевскую обсерваторию в Петрограде и во Владивостокскую обсерваторию, а подробные сведения с общей их сводкой ежемесячно в Екатеринбургскую обсерваторию.

Деятельность начальствующих лиц и воспитательного персонала

…Законоучитель семинарии О.Б.Герасимов усердно исполнял свои пастырские обязанности: заботился о торжественности Богослужения, обучал церковному пению певчих, певших на левом клиросе, в субботние дни еженедельно совершал панихиды по воинам, павшим на поле брани, в пятницы разъяснял воспитанникам семинарии воскресные евангелия, а в прочие учебные дни во время общих молитв читал соответствующие места из Св. Евангелии, за Богослужением же в праздничные дни, обращаясь к пастве, произносил поучения и разъяснял значение празднуемых событий. Преподаватель Н.К.Кульджанов кроме преподавания киргизского языка, заведывал выдачею воспитанникам семинарии учебников.

…В отчетном 1915 году Педагогический Совет имел 21 заседание. Заседания эти были посвящены подведению итогов поведения, прилежания, внимания и успехов воспитанников семинарии по четвертям года, рассмотрению годовых успехов воспитанников, приемных, переводных и выпускных испытаний, обсуждению проступков и мер исправления воспитанников, рассмотрению сроков исполнения воспитанниками семинарии письменных работ.

Поведение воспитанников

Поведение воспитанников семинарии в отчетном году не заслуживало особых упреков. Общий дух воспитанников семинарии ближе всего было бы определить так: к сердцу их есть прямой путь. Замечания и выговоры, хотя бы и строгие, в сознании правоты их они выслушивают с полным сознанием своей виновности. Неизменная отзывчивость встречалась со стороны их к товарищам: никогда не отказывались они оказать ту или иную помощь своим товарищам в случаях, например, их заболеваний, когда извещали о заболеваниях их товарищей, живших с ними на одних квартирах, охотно принимали на себя труд получения за больных товарищей лекарства из аптек и.т.п.

Общество вспомоществования, нуждающимся воспитанникам семинарии

В 1905 году, по инициативе бывшего директора семинарии А.В.Белого, при семинарии было учреждено Общество вспомоществования нуждающимся воспитанникам Семипалатинской учительской семинарии. К 1 января 1916 года Общество состояло из 23 действительных и 10 почетных членов. Из отдельных поступлений (благотворительного концерта, пожертвований и членских взносов) в течение 1916 года составилась сумма – 661 руб. 35 коп.

Директор Семипалатинской Имени Цесаревича Алексея Учительской семинарии М.Березников. ГАТО, ф-126, оп.2, д.3117. л.2-19. Копия.

№12

Из сведений о преподавателях Семипалатинской Имени Цесаревича Алексея учительской семинарии к 25 января 1915 года.

1. Михаил Николаевич Березников. Окончил курс Императорского Петроградского историко-филологического института и звания преподавателя славянства. Является директором семинарии. Предмет преподавания – педагогика, во 2-х и 3-х классах.

2. О.Борис Георгиевич Герасимов. Окончил курс Томской духовной семинарии. Законоучитель. Предмет преподавания – закон Божий, в 1, 2, 3-х, приготовительных классах, в начальном училище.

3. Нургалий Кульджанович Кульджанов. Окончил курсы Оренбургской учительской школы. Преподаватель киргизского языка, киргизский язык, в 1, 2, 3-х, приготовительных классах.

ГАТО, ф-126, оп.4, д.97. л.249. Копия.

В 1916 году учительская семинария имела уже 107 воспитанников и кроме того, 104 учащихся занимались в начальном двухклассном училище. При семинарии 77 семинаристов пользовались казенными и частными стипендиями, размер которой возрос от 100 руб. в 1903 году до 180 руб. в 1916 году.

В учительской семинарии обучались видные представители казахской интеллигенции: М.Ауэзов, К.Сатпаев, А.Маргулан, Ж.Аймауытов, А.Нуршаихов, А.Кудайбердиев, Г.Сармурзин, Ш.Айманов и другие.

В 1922 году на базе семинарии открылся русский педагогический техникум, который в 1937 году был реорганизован в педагогическое училище.

№13

Из Ежегодника Семипалатинской губернии, обзор за 1925-1926 год. Профтехническое образование. Сеть профшкол

В 1953 году учебное заведение было преобразовано в русско-казахское педагогическое училище имени К.Д.Ушинского на основании приказа №592 по Семипалатинскому ОблОНО от 10.09.1953 г. В 1963 году было открыто как педагогическое училище. В 1967 году было присвоено имя М.Ауэзова. С 22 мая 1992 года училище преобразовано в педагогический колледж.

Литература:

1. Адрес-календарь Семипалатинской области на 1905 год.

2. Адрес-календарь Семипалатинской области на 1906 год.

3. Адрес-календарь Семипалатинской области на 1907 год.

4. Адрес-календарь Семипалатинской области на 1910 год.

5. Адрес-календарь Семипалатинской области на 1915 год.

6. ГАТО, ф-126, оп.2, д.2897. л.19-19об,20.

7. ГАТО, ф-126, оп.2, д.2340. л.8.

8. ГАТО, ф-126, оп.2, д.2897. л.15.

9. ГАТО, ф-126, оп.2, д.2897, л.17.

10. ГАТО, ф-126, оп.2, д.3117. л.2-19.

11. ГАТО, ф-126, оп.4, д.97. л.249.

12. Ежегодник Семипалатинской губернии. Обзор 1925-1926 гг.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?