«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Год мыши в истории Казахстана. Часть 2

1589
Год мыши в истории Казахстана. Часть 2
Согласно восточному календарю 2020 год – год Мыши. Символ этого года помогает честным людям. В приоритете такие качества как настойчивость, твердость, решительность и доброта

Продолжая экскурсию в историю, стоит отметить, что после революции этот знак Зодиака пришелся на 1924 и 1936 годы, период национально-территориального размежевания республик Средней Азии и обретения Казахстаном статуса союзной республики.

Как шло становление молодой республики под знаком Мыши?

Казахстан переживал страшный голод уже в самом начале 1924 года. Акмолинский уездный исполнительный комитет сразу же известил об этом Оренбург. К 1 апреля 1924 года в Карагандинском, Нуринском, Захаровском, Асан-Кайгинском, Сары-Аркинском, Сары-Суйском и Коргалжинском районах уже вовсю свирепствовал голод. Численность голодавших казахов составило около 12 тысяч человек. Смертных случаев на это время было зафиксировано около 100 человек. Как сообщалось в сводках того времени: «голодающие переселенцы толпой приходят в ЦИК и просят помощи». В Баганалинском районе голодало почти половина казахского населения. Туда срочно было переброшено 2000 пудов зерна из семенного фонда. В Акмолинском уезде по состоянию на 17 мая 1924 года число голодающих составило около 30 тысяч человек. Поэтому губернский исполнительный комитет просил краевой центр признать ряд районов голодающими. Из Петропавловска были переброшены все излишки хлеба.

 

Год мыши в истории Казахстана. Часть 1

 

В 1924 году произошло национально-территориальное размежева­ние республик Средней Азии, земли Сырдарьинской области Туркестанской АССР были переданы Казахской АССР. Казахстан получил 700 тысяч квадратных километров, а население его выросло на 1 млн. 468 724 человек. Оренбургская губерния была отделена от Казахстана, столица республики переехала в Ак-Мечеть.  Объединение в единое национальное государство имело для республики большое социальное и экономическое значение.

В соответсвии с Декретом ЦИК КАССР о введении делопроизводства на казахском языке с 1 января 1924 года во всех волостях республики казахский язык стал языком делопроизводства. Причем в уездах со смешанным населением делопроизводство велось параллельно на киргизском и на русском языках.

Помимо этого, в 1924 году был разработан первый проект Конституции, а также предлагалось сформировать казахскую национальную Красную армию под руководством казахских офицеров. К слову, ни первая, ни вторая инициатива не получила возможность рассмотрения.

9 февраля 1936 года президиум КазЦИК признал более точным написание названия народа – «казахи» и, соответственно, республики - Казахстан, чтобы отличать тюрков-казахов от русских казаков. Официально введенное в обращение слово «казах» представляло собой очередное искажение истинного названия «казак».

28 апреля 1936 года постановлением СНК СССР 35 820 «политически неблагонадежных поляков», проживавших на территории Винницкой, Житомирской, Киевской и Кировоградской областей Украины, были подвергнуты принудительному переселению в земли Казахской ССР. СНК объяснил свое решение желанием погасить опасность возникновения этнических конфликтов, а также искоренить фашистские настроения в регионе. Однако, согласно данным советских архивов, кампания по депортации поляков носила классовый характер и была направлена на уничтожение класса богатых крестьянских хозяйств, в которых коммунисты видели противников социалистического строя.

1936 год также стал годом музыкального театра. В этот год прошла знаменитая декада казахского искусства в Москве, имевшая настоящий всесоюзный успех. Со сцены большого Кремлевского дворца зрители могли созерцать актерскую игру Куляш Байсеитовой, виртуозное владение домброй Жамбыла, исполнение Кененом Азербаевым песни «Жаңа заң» и т.д.

 

 

5 декабря 1936 года Казахская АССР была преобразована в союзную республику с правом выделения из состава РСФСР. На тот момент получение статуса союзной республики было большим достижением государственности.

В 1948 году продолжилась работы по принудительному переселению украинцев в Казахстан. Всего же в период с 1947 по 1948 гг. было этапировано 77 791 человек: со Львовской области – 15 590, Ровенской – 11 347, Волынской – 9 050, Тернопольской – 13 508, Станиславской – 11 883, Черновицкой – 1 627, Дрогобичской – 14 456 человек. Многие не выдерживали сурового климата и нечеловеческих условий содержания, умирали как в дороге, так и в лагере, и еще проходили процедуру проверки на смерть.

СССР продолжал строительство в Казахстане Семипалатинского испытательного полигона. Создание атомного полигона, условно называвшегося «учебный полигон №2», началось еще в августе 1947 года. Первое испытание на нем было произведено 29 августа 1949 года, а до своего закрытия в 1991 году на территории полигона было произведено 498 взрывов.

В 1948 году доктор исторических наук АН КазССР Ермухан Бекмаханов (на фото слева) на основе своей докторской диссертации  издал монографию «Казахстан в 20-40 годы XIX века», концепция которой вызвала бурные дебаты не только среди историков, но и экономистов, юристов, писателей и журналистов. Историка обвиняли в буржуазном национализме, а книгу считали вредной, как и научном, так и в политическом отношениях. За обвинениями последовали репрессии и Бекмаханова объявили врагом народа. В 1950 году в газете «Правда» Т. Шойынбаевым, Х. Айдаровой, А. Якуниным была опубликована статья «За освещение истории Казахстана с марксистско-ленинской позиции», в которой Е. Бекмаханов был обвинен якобы в националистической интерпретации прошлого казахского народа. Только после смерти Сталина Е. Бекмаханов был реабилитирован.

 

Среди ключевых событий 1948 года стоит отметить и произведение «Абай жолы» Мухтара Ауэзова. Дебютные два тома первого романа-эпопеи, написанной на казахском языке, вышли в 1947 году, однако в 1948 году роман был удостоен Сталинской премии, позже – Ленинской премии. Четырехтомник был переведен на 116 языков народов мира, а книга вошла в «Библиотеку всемирной литературы» и по праву считается одним из лучших произведений XX века.

 


Автор: Аян АДЕН