Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Белые пятна истории Е. Бекмаханова

3929
Белые пятна истории Е. Бекмаханова  - e-history.kz
Ермухан Бекмаханов написал книгу «Казахстан в 20-40 годы XIX века», за объективную оценку восстания Кенесары был подвергнут репрессиям, а книга была изъята и уничтожена

Жизнь и деятельность доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента Академии наук Казахской ССР Ермухана Бекмаханова, автора фундаментального издания «Казахстан в 20-40 годы XIX века», всегда была объектом внимания авторитетных историков и известных представителей казахстанской науки. О нем писали профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан Кенес Нурпеис, Халима Адамовна Бекмухамедова, ученые М. Козыбаев, С.Ф. Мажитов и др.

Они проливают свет на правду жизни и деятельности одного из ярких и знаковых фигур казахской истории периода «репрессивного сталинского режима». В основе их лежат архивные документы, тщательно собираемые и хранимые архивистами страны.

В статье «Документальные материалы об Ермухане Бекмаханове» кандидат исторических наук Р. Сариева рассказала о фондах личного происхождения Центрального государственного архива Республики Казахстан, которые содержат ценные и уникальные документы по истории жизни и деятельности ученого.

В Центральном государственном архиве Республики Казахстан имеется семейный фонд 2210 Бекмаханова Ермухана и его дочери Наили Ермухановны, где хранятся архивные документы за 1927-1993 годы, всего 151 дело. Документы фонда позволяют проследить основные этапы научной работы ученого, раскрывают его взаимоотношения с родственниками, друзьями и коллегами.

Способность и трудолюбие Ермухана Бекмаханова проявились в годы его учебы в средней школе Баянаула, на подготовительных курсах в Семипалатинске, Воронежском педагогическом институте. Неслучайно историк Я.Я. Зутке вызвался быть научным наставником Ермухана, проявившего склонность к научной работе.

Его друг и однокурсник В. Сурат также отмечал неуемную тягу Е. Бекмаханова к новым знаниям. В своих воспоминаниях В. Сурат пишет:

«наши студенты тянулись к нему, всегда были рады встрече с ним. Ермухан в беседе кратко и доходчиво опровергал бытовавшее среди студентов мнение о культурной отсталости Казахстана и Средней Азии. Все поражались его широтой эрудиции. Многим запомнились его рассказы о Чингисхане, Римской империи, Александре Македонском, древнегреческой мифологии».

После окончания института Народным комиссариатом образования РСФСР Е. Бекмаханов был направлен в Казахстан.

В 1937-1939 годах он работал научным сотрудником, а затем заместителем директора Казахского педагогического института.

В 1941-1946 годах он был агитатором-лектором ЦК Компартии Казахстана, ездил по городам, селам и аулам Казахстана. В беседах с простым населением он услышал рассказы и легенды о Кенесары Касымове и других предводителях национально-освободительного движения, сопоставлял их с архивными материалами.

В фонде сохранились воспоминания писателя, Героя Советского Союза Малика Габдуллина, когда он обратился за консультацией к Е. Бекмаханову по теме исследования «Кобланды батыр». Ермухан поддержал его выбор, и посоветовал где и как лучше собрать исторические материалы. А научный руководитель М. Габдуллина М. Ауэзов высоко оценил способности Е. Бекмаханова:

«Я знаю этого джигита. Читал его труды по казахской истории, слушал и выступления. Он самоотвержен, талантлив, у него прекрасное будущее. Уверен, что он станет большим историком».

В 1947 году на основе своей докторской диссертации он издал монографию «Казахстан в 20-40 годы XIX века», концепция которой вызвала бурные дебаты не только среди историков, но и экономистов, юристов, писателей и журналистов. Историка обвиняли в буржуазном национализме, а книгу считали вредной, как и научном, так и в политическом отношениях. За обвинениями последовали репрессии и Бекмаханова объявили врагом народа.

В 1950 году в газете «Правда» Т. Шойынбаевым, Х. Айдаровой, А. Якуниным была опубликована статья «За освещение истории Казахстана с марксистско-ленинской позиции», в которой Е. Бекмаханов был обвинен якобы в националистической интерпретации прошлого казахского народа.

Талантливый ученый был уволен с работы в КазГУ и сослан в Нарынкольский район, а затем в Чуйский район Джамбульской области, где ему было разрешили работать школьным учителем. Но среди местного населения нашлись люди, которые поддерживали его в этой сложной жизненной ситуации. Например, директор средней школы с. Новотроицк Ахметжан Тлеубергенов был студентом ученого. Он с радостью предложил ему жить под одной крышей в своем доме, хотя рисковал репутацией перед всевидящим оком партии.

В фондах архива сохранилась собственноручно написанная автобиография Е. Бекмаханова, в которой он с благодарностью вспоминает еще одного человека, относившегося к нему с пониманием. Это был начальник отдела Госбезопасности Чуйского района, который сказал ему:

«Ереке, положение не совсем благоприятное. Хотел бы помочь Вам, но ничего не смогу. Хочу сказать только одно: «Держитесь».

Впоследствии, Е. Бекмаханов, осужденный на 25 лет ссылки в Сибирь, по-прежнему оставался стойким борцом за свои идеи. В письмах на имя Ж. Шаяхметова, Н.С. Хрущева и других руководителей страны, постоянно подчеркивал, что несмотря на невзгоды, он останется верным сыном своей Родины. Архивные документы ясно рисуют мысли ученого, его стремление выйти на свободу, его жажду жизни и творения. Несмотря на мощную пропаганду, направленную против «националиста» Е. Бекмаханова, многие друзья и коллеги не изменили свое отношение к нему как к одаренному ученому и прекрасному человеку.

После полной реабилитации Е. Бекмаханова 16 февраля 1954 года в Москве с ним встретился директор ЦГА Казахской ССР Мухтар Жангалин, который в знак уважения и безмерной радости по случаю освобождения ученого, сняв с себя, подарил ему свой новый костюм.

Несмотря на тяжелое испытание, выпавшее на долю Е. Бекмаханова, являясь ученым неиссякаемой энергии, он оставил глубокий след в исторической науке Казахстана, успел создать свою школу. За достигнутые успехи в работе он был награжден орденом Красной Звезды, Почетной Грамотой Верховного Совета Казахской ССР. Это было признанием его научной и общественной работы, его неоспоримых заслуг в развитии исторической науки.

Им внесен огромный вклад в постановку и методику преподавания истории Казахстана, в разработку ряда проблем истории и культуры казахского народа. Его дело продолжают не только непосредственные ученики, которые слушали лекции и под его научным руководством защитили диссертации, но и новое поколение историков. Его труды и сегодня остаются примером тщательного изучения и вдумчивого использования первоисточников, образцом актуальности и обоснованности научных выводов.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?