Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Казахстан - площадка религиозной толерантности

1659
Казахстан - площадка религиозной толерантности - e-history.kz
КАЗАХСТАН – ПЛОЩАДКА МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА И ДУХОВНОГО СОГЛАСИЯ

В 1991 году когда Казахстан только обрел свою независимость вопрос благоприятного решения межэтнических и межконфессиональных проблем стал важной задачей для сохранения внутренней стабильности страны. В 1992 году действующий в то время Верховный Совет принял Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», давший гражданам свободу определять свое вероисповедание или вовсе не ассоциировать себя с какой-либо религией.

На тот момент в Казахстане проживали представители более ста национальностей. Поэтому для того, чтобы этнические группы республики, связанные общей судьбой и историей, оставались во взаимодружественных отношениях, а также с целью наведения порядка в сфере межэтнического отношения Глава государства Н.А. Назарбаев создал в 1995 году уникальный институт межэтнического взаимодействия и согласия – Ассамблею народа Казахстана.

Как известно, поликонфессиональность является одной из актуальных проблем, способная, в большистве случаев, стать первой и главной причиной межэтнических и межгосударственных конфликтов. Не секрет, что разные религиозные позиции формируют разные формы человеческого существования. Поскольку вера не просто призывает отдельного человека к внутреннему познанию Всевышнего, она, кроме того, является фактором, формирующим в процессе общественного взаимоотношения определенных мер поведения и принципов. На его основе в обществе существует плюрализм, а также по его причине возникают конфликты принципов. Поэтому человечеству, чтобы научиться жить не в ссоре, а согласии и единстве, крайне необходимо пропагандировать межрелигиозный диалог и веротерпимость.

В целом, религиозный фактор в современном мире используется во внешней политике многими крупными государствами. Республика Казахстан в этом плане не является исключением. Но позиция нашего государства отличается, прежде всего, тем, что она всегда стремилась быть открытой, интегрироваться в мировое сообщество. Геополитически выгодное расположение Казахстана на стыке интересов мировых держав, буферная роль в защите от религиозно-экстремистских сил в Юго-Восточной Азии, его стремление построить открытое демократическое государство и многие другие факты стали объективной причиной заинтересованности большинства стран мира в установлении тесных взаимосвязей с нашей республикой.

Сегодня Республика Казахстан прокладывает свой собственный путь, который находится, с одной стороны, на пересечении интересов мощных игроков мировой политики – двух сверхдержав, и с другой – между трех религиозных цивилизаций – мусульманством, христианством и буддизмом. Если два наших ближайших великих соседа имеют, в некоторым отношении, идущие вразрез друг другу национальные интересы, то распространенный в географическом пространстве круг интересов мировых религиозных цивилизаций как раз таки охватывает территорию нынешнего Казахстана.

В современном мире межнациональные и межконфессиональные проблемы имеют все более и более острый и глобальный характер. Естественно, что в этих условиях неизмеримо возросло значение Диалога различных культур, взаимоотношений религий и цивилизаций. В наш век диалог как связующее звено - это форма поиска истины, форма, рождающая наиболее оптимальные взаимосвязи и взаимопонимания между людьми, народами, культурами и религиями.

Дело в том, что главы созданного в прошлом веке экуменического движения пытались организовать площадку диалога религий для укрепления христианской веры в мире. Но этот малопродуманный проект не оправдал себя. В результате движения межрелигиозного диалога западных сил представители христианского толка, не говоря уж о других религиях, так и не смогли прийти к общему согласию. Однако сегодня съезды лидеров мировых и традиционных религий, начавшие работу в начале третьего тысячелетия в Астане, благодаря своему транспарентному принципу показали миру пример и отстояли жизнеспособность своей платформы.

Религиозные съезды, объединившие религиозных лидеров всего мира, бесспорно, играют важную роль в развитии всесторонних культурно-гуманитарных отношений Казахстана. Важной особенностью этих съездов является то, что в их работе, помимо представителей всех крупных конфессий мира, участвуют выдающиеся политики, главы государств и авторитетные международные организации. Это обстоятельство дает возможность для укрепления глобальной безопасности и влияет на сближение культур и цивилизаций. А то, что Казахстан стоит во главе этого процесса, является бесспорным достижением многовекторной внешней политики страны.

Функционирование форумов в настоящее время в качестве диалоговой площадки практически показывает значение формирования благоприятной внешней среды для продвижения идеи толерантности и согласия на международной арене. Это миротворческая инициатива, не вызывающая никакого сомнения в необходимости. Люди всего мира понимают значение форума мировых и традиционных религий с высоким духовным смыслом. Это важнейший элемент диалога цивилизаций, как позитивного уравнивающего фактора развития культур и религий народов мира.

Казахстан благодаря иницативе Главы государства Н.Назарбаева стал своеобразным «золотым мостом» мирных взаимоотношений мировых и традиционных религий. Первый съезд руководителей-представителей мировых и традиционных религий, состоявшийся в 2003 году в Астане, заложил основу будущего масшабного диалога представителей разных культур и мировоззрений ради мирного решения глобальных проблем. Делегаты разных вероисповеданий, предложив регулярно проводить межрелигиозные саммиты, приняли решение о создании рабочего органа Съезда – его Секретиариата. Съезд положил начало преодоления религиозных разногласий и неприязни в мировом масштабе. Он обратил внимание на диалог и прогресс, взаимоуважение и взаимопонимание между религиями, культурами и цивилизациями.

Спустя 3 года, прошедший в специально построенном для проведения такого рода мирового масштаба встреч Дворце мира и согласия в Астане, очередной съезд лидеров мировых и традиционных религий поднял проблему взаимосвязи религии и общества, а также международной безопасности. В работе Форума участвовали 43 делегации со всех уголков мира, в результате которого был принят важный документ – Декларация «Принципы межрелигиозного диалога». Также, в завершение саммита было предложено открыть Международный центр культур и религий. Третий Съезд лидеров мировых и традиционных религий прошел в 2009 году в рамках темы «Роль религиозных лидеров в построении мира, основанного на толерантности, взаимном уважении и сотрудничестве». На этот раз платформа съезда расширилась и в нем приняли участие делегации из 77 стран мира, что само собой является показателем повышенного внимания к Казахстану со стороны мирового сообщества. Во время проведения съезда было озвучено предложение о заключении взаимосоглашений с другими международными организациями. Так, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев предложил создать Совет духовных лидеров. Планы дальнейшего развития диалога культур и цивилизаций получили отражение в ІV Съезде лидеров мировых и традиционных религий в 2012 году. На съезде была выдвинута идея создания модели мировых взаимоотношений G-Clobal - «Великий мир», которая может способствовать налаживанию межконфессионального диалога. Ее основополагающими принципами являются: справедливость, равенство и консенсус, глобальная транспарентность, конструктивная многополярность, глобальная толерантность и доверие.

В целом, сегодня в Казахстане создана и существует уникальная модель межнационального и межконфессионального согласия. Наша страна – одна из немногих республик на постсоветском пространстве, которая сумела сохранить мир и согласие между конфессиями в республике.

Политика Казахстана в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений имеет огромное значение, ведь это влияет на стабильность внутри страны, экономическую и политическую сферу. За 25 лет независимости нам удалось сохранить равноправие граждан в культурно-языковом пространстве, построить многонациональное государство без дискриминации по расовому, языковому и религиозному признаку. Одно из главных направлений в политике нашего президента – это опора на религиозные и национальные традиции казахского народа. А заключаются они в терпимости, толерантности и готовности принимать культурные традиции соседних народов. Это и есть фундамент, на котором строятся межнациональный мир в нашей стране и благополучие народа.

Хотя Казахстан и считается светским государством, ему необходимо, в условиях высокой роли и сильного влияния религии на международные отношения, учитывать религиозный фактор. По мере сотрудничества с мусульманским миром верующая часть населения республики получила возможность духовного диалога, а народ Казахстана, несмотря на принадлежность его некоторых представителей к другим религиозным конфессиям, - выгоду от внешних связей с исламскими государствами.

В Казахстане создана собственная модель светского государственного строя, отличающаяся активной государственной политикой в сфере государственно-конфессиональных отношений, направленная на формирование уникального межрелигиозного согласия. Эту практику мирного сосуществования представителей разных этносов и конфессий в едином государстве наша республика показывает перед мировым сообществом в виде проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий. Государственная политика в сфере религии в своей истории пережила немало изменений, начавшихся от отрицания религии и борьбы с ней в прошлом до заключения с крупными конфессиями соглашений о сотрудничестве сегодня. Во-первых, это - сотрудничество государства и религиозных объединений в вопросах развития духовной жизни общества в качестве институтов гражданского общества. (Оно получило отражение в Концепции развития гражданского общества). Однако, поскольку изначально у государства и религиозных объединений были разные уровни, сотрудничество отразилось лишь в социально-духовной сфере. Потому что государство вместе с той или иной общиной верующих охватывает и всех граждан, живущих в нем; изданные государством законы едины для всех; тогда как правила, установленные со стороны религиозных объединений, обязательны лишь для своих членов и только по их разрешению. Религиозные объединения участвуют в культурно-социальных мероприятиях, направленных на укрепление гражданского спокойствия и духовного согласия. Главы и руководители крупных религиозных центров и объединений входят в состав республиканских и малых Ассамблей народов Казахстана. Также, при Правительстве РК в качестве совещательно-консультативных органов развиваются советы по связям с религиозными объединениями, советы региональных руководителей, а также механизмы интеграционного сотрудничества в форме комиссий и рабочих групп, участвующих в разработке программ государственного, отраслевого (секторного) и регионального развития.

Во-вторых, активизирован процесс возрождения духовных традиций, создаются новые духовно-просветительские центры.

В-третьих, систематически проводятся гражданские форумы, ставшие общенациональной эффективной диалоговой площадкой для решения проблем государственно-конфессионального взаимодействия, определения особенностей этого взаимодействия и сотрудничества.

Главной характеристикой государственно-конфессиональных отношений является отсутствие в Казахстане какой-либо официальной или обязательной религии. Это означает, что наша страна признает и обеспечивает свободу совести и вероисповедания, а граждане вправе самостоятельно и без принуждения определять свое вероисповедание либо вовсе не ассоциировать себя с той или иной религией. Государство не вмешивается в дела религии, как и государственным служащим не позволительно вступать в любого рода религиозные организации, партии, и лоббировать какие-либо религиозные идеи, интересы в обществе. Однако, вера – это личный выбор каждого человека. Каждому гражданину РК предоставлена свобода выбора. Каждому гарантированы свобода совести и выбор вероисповедания. Но в то же время необходимо уметь ставить четкую грань между желанием служить Творцу и долгом перед Отечеством. Долг каждого казахстанца – свято соблюдать Конституцию и правильно выполнять требования законов РК.

На сегодня в Казахстане созданы все условия для свободы вероисповедания. Государство защищает интересы и права всех граждан страны, независимо от религиозных или иных социально-культурных различий. Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право придерживаться своей веры. В то же время, помимо прав, и вне зависимости от религии, каждый гражданин имеет обязанности, в числе которых самым главным является соблюдение Конституции и законов Республики Казахстан.

Вера – неотъемлемая часть жизни каждого человека, его духовная составляющая, можно сказать, душа общества. Через религию человек ощущает себя во вселенной, определяет свое место в окружающей среде и узнает свое предназначение. Религия составляет часть миропонимания человека. Поэтому одной из проблем, волнующих казахстанское общество сегодня является состояние религиозной ситуации в стране. Безусловно, подавляющее большинство казахов ощущает себя мусульманами, точнее последователями суннизма школы Абу Ханифа. Этот путь веры, которого придерживались казахи испокон веков, основывается на уважении национальных традиций, семейных ценностей, почитании старших. Поэтому и нынешнее поколение должно уважать традиции предков, оказывая почет самой миролюбивой религии в мире – ислам, неоднократно отмечал Глава государства в своих выступлениях. Однако, как указано в преамбуле Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», Казахстан также признает роль православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана. Данное положение подчеркивает культурную значимость этих конфессий для страны и не нарушает равноправия религиозных объединений, поскольку закон не дает им каких-либо юридических или финансовых преимуществ. Государство в равной мере толерантно относится как к исламу и православию, так и к другим конфессиям. И этот факт Президент постоянно подчеркивает, когда говорит о сохранении национального единства и межнационального согласия.

Религия – это очень тонкая тема, чуткая ко всем колебаниям, особенно, в поликонфессиональном обществе. Поэтому, создавая форум Диалога религий, культур и цивилизаций, наша страна стремилась сплотить лидеров мировых и традиционных религий, заставить их прочувствовать укоренившиеся и распространяющиеся глобальные проблемы и направить их потенциал, общее усилие на их решение. К великому счастью, постепенно религиозные лидеры пришли к взаимопониманию, начали предлагать свои идеи касательно решения актуальных проблем. Действительно, впервые в истории религиозные деятели, на протяжении многих веков не признававшие друг друга, сомневавшиеся в правильности их веры, наконец-то сели за общий стол, чтобы провести переговоры на равном уровне. И конечно же, это, во многом, стало возможным благодаря роли Казахстана и миротворческой деятельности его Президента.

 

Куат САМАНБЕКОВ,

научный сотрудник Института истории государства

Литература:

 

1. Есбосын Смагулов. Светское государство и религия: сотрудничество во имя прогресса // Институт современных исследований ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2014 http://www.ims.enu.kz.

2. Татьяна Куан. Все дороги ведут к миру // Экспресс-К. – 17 ноября 2017 http://www.express-k.kz/news/?ELEMENT_ID=88244

3. Балғабек Мырзаев. Дін саласындағы мемлекеттік саясаттың принциптері // «Е-Islam.kz» ақпараттық-ағартушылық интернет порталы http://e-islam.kz/

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?