Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ОДИН ДЕНЬ ИСТОРИКА КАРЖАУБАЯ САРТКОЖАУЛЫ

1625
ОДИН ДЕНЬ ИСТОРИКА КАРЖАУБАЯ САРТКОЖАУЛЫ - e-history.kz
Интернет-проект National Digital History продолжает рубрику «Один день историка»

Герой сегодняшнего дня известный историк, ученый, чье имя занимает особое место  в мире тюркологии, доктор филологических наук, профессор Каржаубай Сарткожаулы. Наша цель – ознакомить читателей с одним днем Каржаубая Сарткожаулы, признанного знатока древнетюркской письменности. Итак, начинаем проект.  

Каржаубай Сарткожаулы родился 22 марта 1947 года в Баян-Олгийском крае МНР. В 1973 году окончил Монгольский государственный университет, в 1985-1988 годы окончил аспирантуру Ленинградского восточного института. Трудовой путь начинал школьным учителем, затем работал старшим научным сотрудником, директором в Институте истории Монголии.  Около 10 лет проработал в разных отраслях политической власти Монголии. Позже вернулся на свою историческую родину, и с 2001 года работает в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева.  С 2010 года является директором Научно-исследовательского института тюркологии и алтаистики при Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева.  Кандидат исторических наук, доктор филологических наук. Академик Международной академии Чингисхана, член Международной Академии тюркской истории имени Ататюрка.

Каржаубай Сарткожаулы:

В сердце каждого должна лежать огромная мощь, энергия, того, что он является представителем нации, которая построила такую империю, он должен гордиться своей историей. Это большая психологическая энергетика. Воспитывая молодежь на такой истории, мы станем крепким государством.

Мы с фотографом направились к дому Каржаубай аға. Он живет рядом с университетом. Когда мы пришли он прогуливался во дворе дома. Поздоровавшись, мы спросили о его детской мечте.

К.С.: Человек с детства много мечтает. Изначально я хотел быть поэтом. Пробовал писать стихи, некоторые получались весьма неплохо. Но чувствовал, что поэт из меня не выйдет, и я перешел на прозу. Проза получалась хорошо. Писал рассказы, повести. Они публиковались в газетах и журналах. Была издана книга. Затем обратился к науке. Находясь в стенах университета, начиная со 2-го курса полностью увлекся наукой. И с тех пор я в этой сфере, занимаюсь раскопками, исследованиями. Мы, как шахтеры, все глубже и глубже копаем.

Спозаранку – жизненный принцип Каржаубая ага.

К.С.: Вообще я ложусь поздно, встаю – рано. И высыпаюсь. Раньше мама всегда говорила: «Утро – это время благодати и достатка». И ведь действительно так и есть. И дела идут продуктивнее. Я с детства привык вставать рано и планировать свое время.

И ранние утренние прогулки тоже стали для Каржаубай ага режимом дня, привычкой.

Қ.С.: Я люблю гулять с утра. Такая прогулка ободряет, очищает мозг от вчерашней информации. В молодости вместо него делал упражнения. А сейчас, с возрастом, люблю пешие прогулки.  Затем завтракаю, пью чаю и иду на работу.

9:00.  Университет. Рабочий день Каржаубая Сарткожаулы начинается в 9:00 и заканчивается в 18:00. А если приглашают на разные мероприятия, то этот график меняется. Сегодня у нашего героя нет каких-либо важных дел. Мы, не отходя от него ни на шаг, наблюдали за его дневным графиком в университете.  Рабочий день нашего героя начался с планерки с сотрудниками Научно-исследовательского института тюркологии и алтаистики. На планерке обсуждались вопросы, подготовка статей на конференцию, ответы на поступившие письма в адрес института и соблюдение рабочего графика.  Девушка-секретарь записала все распоряжения. Раздавая коллективу указания, Каржаубай ага неспешным шагом направился в свой кабинет.  На двери кабинета табличка с именем нашего героя. В кабинете Каржаубай ага занимается научно-исследовательской работой.

К.С.: Читаю книги, занимаюсь соисканием, писанием – так проходят мои будни. Главное направление в моей сфере – научно-исследовательская работа. Только что я раздал задачи сотрудникам института. Они сами будут все выполнять. Все они серьезные специалисты. А я вот сажусь писать.  Читаю книги. И мою библиотеку вы видели. Здесь есть все нужные книги. В данный момент занимаюсь исследованиями в новом направлении. Например, о племенах, живших до гуннов. Сохранились китайские названия тех племен. Я их ищу, читаю китайские труды.

В 11:00 зазвонил телефон. Наш герой сказал, что его вызывает проректор по учебно-методической работе ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Дихан Хамзабекулы. Так как Каржаубай аға был не против, то мы последовали за ним. Каржаубай аға зашел в кабинет на 2-ом этаже главного корпуса Университета. С позволения мы запечатлели этот кадр.

К.С.: Проректор по учебно-методической работе вызывал забрать вчерашнее письмо. Письмо подписано, печать проставлена. Письмо отправляем в Алматы.

Если не секрет, расскажите о чем это письмо.

К.С.:  Письмо не секретное. Это письмо-ходатайство. Из Монголии мы привезли очень много ценных реликвий. Сделали их копии. В Монголии мы делаем силиконовые слепки, привозим их в Алматы, и обрабатываем их в мастерской Алтынбека Кырыма. Алтынбек Кырым - известный реставратор. На эти образцы есть авторские права. Это подписанное письмо ходатайствует авторские права Жантегину Каржаубайулы и Алтынбеку Кырыму. И только. Сказали, что будете снимать только мой один день, а сами все расспрашиваете (смеется). Мы снова вернулись в привычный кабинет нашего героя.

Я спросил у Каржаубай ага, нужно ли быть ученому фанатиком в науке, насколько это правильно?

К.С.: Наука увлекает человека за собой. И будешь ты для нее как фанатик. Религия ничего не значит. В нашем сознании нет такого понятия как этот свет или тот свет. Есть только наука. Мы хотим что-то производить, что-то открывать. И на этом пути занимаемся исследованиями. До конца жизни. Мы должно все это предоставить народу, оставить потомкам.  Наш народ пережил немало трудностей, голод и войны. Много лет находился под гнетом. Только под российской колонизацией находился 300 лет. И это не так-то просто. Затем была делимитация границы. На территории Китая, Монголии, России осталось столько наших соотечественников, вдалеке от Родины. Эти соотечественники тоже находились под игом многих народов. Затем потихоньку мы добились независимости. Казахский народ стал постепенно забывать свою историю.

Почему это произошло?

Қ.С.: Великий казахский народ, который создавал эту историю жил в Казахстане. На своей прародине. Нашу историю писали русские. Они бросили нам тонкую книжечку. Другой истории нет. Они издевались над нами, говорили: «Только Октябрьская революция сделала из вас человека». Они нас учили, говорили: «Вы – дикари. Вы ничего не производили. Мы сделали из вас человека. Благодаря нам вы стали народом». Это называется – европоцентризм. На нет свели нашу культуру и литературу.  Исчезли все наши ценности. Мы все это вернули.

К.С.: Идемте, я приглашаю вас на экскурсию в музей «История письменности», который был открыт по моей инициативе. Если я за день не зайду в музей, то я как будто чего-то лишен. Познакомлю вас с ценными реликвиями. Мы направились в музей истории письменности. На лестнице встретили ректора ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, ученого, историка, академика  Ерлана Сыдыкова. Поздоровались. Сказали, что мы здесь по спецпроекту «Один день историка». Он поддержал наши начинания словами: «Хорошее это дело, снять один день такого знаменитого тюрколога как Каржаубай Сарткожаулы». Затем он около 10-15 минут поговорил тет-а-тет с Каржаубай Сарткожаулы. Мы, пользуясь названием рубрики, поспешили узнать о чем они говорили наедине. Наш герой сказал, что в этом нет никакого секрета и рассказал суть разговора. 

К.С.: На прошлом собрании ректор говорил о необходимости установления двух больших выставка при входе в зал музея «История письменности». Спрашивал, как продвигаются дела? Пропаганда духовного наследия народа, довести его до потомков, не об этом ли статья Президента «Курс в будущее: духовное обновление»? В связи с этим наш ректор дал нам поручения. Одну из выставок о Казахском ханстве, он поручил организовать археологу, историку Жамбылу Артыкбаеву. Вторую – выставку исторических атрибутов от саков до эпохи Золотой Орды, было поручено организовать мне.   Он спрашивал об этом. Обсудили какие раритеты будут выставлены?  «Музей письменности» при университете был открыт благодаря самоотверженному труду Каржаубая Сарткожаулы. Все ценные реликвии, их копии, выставленные в музее, собраны самим Каржаубаем ага. Об этом мы слышали от его коллег и из его личных интервью.

К.С.: Музей «История письменности» стал моим вторым домом. Это единственный в мире музей, посвященный тюркской письменности. Многие выставленные реликвии я привез из зарубежных стран. 

Мы спросили:

– Каржаубай ага, Вы все эти памятники балбал, фигуры, высеченные на камне, привезли из зарубежных стран? Неужели у нас мало таких памятников?

К.С.: Были. Причем очень много. Начиная с IX-X веков начал распространяться ислам. Вначале его хотели внедрить путем войны. Не смогли. После этого отправили миссионеров, как бедуинов, так и распространили. Но народ не может в один миг уйти от тенгрианства. У нас были огромные памятники, каменные рунические письмена, они все были истреблены, уничтожены этими миссионерами.  Затем, после принятия российского подданства? они были уничтожены и русскими.  Вот потому у нас ничего и не осталось. 

13.00-14.00. Обеденный перерыв. Пока Каржаубай ага знакомил нас с музеем «История письменности», рассказывал о реликвиях, незаметно подошло и время обеда. Каржаубай ага предупредил, что во время обеда он идет домой.

К.С.: Я люблю обедать дома, и поспать минут 30. И этот 30 минутный сон ободряет, снимает усталость, освежает голову. Это моя ежедневная привычка. Тогда идемте, пообедаем!

14.30-15.00. Проверка работ в Институте тюркологии и алтаистики. После обеда он проверяет исполнение утренних поручений. После этого начинаются лекции для студентов и магистрантов.  

15:00. Лекция на историческом факультете ЕНУ. Наш герой отправился читать лекцию первокурсникам специальности «Археология и этнология». Мы направились вслед за ним в кабинет № 307. Аудитория полностью укомплектована компьютерами, интерактивной доской, современным оборудованием.  Тема сегодняшнего занятия: Памятники традиционной символики тюркской эпохи. Лекция была увлекательной. Каржаубай ага проводил лекцию и стоя, и сидя, старался увлечь и заинтересовать слушателей.

16:00-18:00. Лекция для магистрантов.

16:00-16:50 Лекция для магистрантов-второкурсников на тему Древнетюркская письменность. Занятие продолжилось с 17:00 до 17:50. В этот раз была не лекция, а практические занятия. Магистрантам на дом было задано выучить древнетюркские буквы. То ли тема занятия была сложной, студенты не были готовы к занятиям.  В итоге практические занятия снова стали лекционными. Записав на доске тему занятия, Каржаубай ага приступил к лекции.

К.С.: На прошлом занятии мы записывали гласные и согласные звуки древнетюркского алфавита. Сегодня будем продолжать дальнейшее изучение этой темы.

Мы спросили, в чем причина повторения прошлого занятия?  

К.С.: Нужно читать буквы древнетюркской письменности. Студенты должны приобрести навыки. Они должны были выучить буквы. Каждую букву должны были повторять за мной.

А они пришли не подготовленные, вот и не могут ответить. Осталось еще три лекции и практики, потом я студентам дам тексты. Они перейдут к чтению текстов. Не выучив алфавит, они не смогут приступить к чтению текста.

После лекции, мы узнали у нашего героя какие газеты и журналы он читает, об активности в соцсетях. 

К.С.: Газеты и журналы читаю. Просматриваю политические рубрики. Я сам около 10 лет занимался политикой. Внес немалый вклад в становление демократии Монголии. В  каком направлении идет мировая политика? В основном читаю русско-казахские газеты.

К.С.: Немало времени провожу и в соцсетях. Через поисковики Яндекс, Google  ищу заинтересовавшие темы, читаю. Я анализирую информацию, куда идет мировая политика? Почему сейчас происходят такие конфликты? Сам веду свою страницу на Facebook. Много не пишу. Не люблю много светиться. Лишь отвечаю на вопросы. В  18.00 подошел к концу рабочий день нашего героя. Но наш герой не торопится домой. На наш вопрос: «Каржаубай ага, Вы домой не собираетесь?», он с улыбкой ответил: «Похоже, домой сегодня не пойдем!»

К.С.: Лично я не тороплюсь домой в 18:00. После работы я остаюсь поработать еще несколько часов. Много исследовательских работ, стараюсь их закончить. Сегодня вы провели большую работу. Не отставали от меня ни на шаг. Поэтому не буду далее утруждать вас и пораньше пойду домой.  Кроме утренних прогулок у Каржаубай ага есть еще и вечерние прогулки.

К.С.: После работы, вернувшись домой, поужинав, я беру внуков и иду с ними на прогулку. Мне нравится много ходить, прогуливаться. 22.00-23.30. Вечерняя прогулка.

К.С.: Спросите почему? Да потому что за день ноги затекают, и чтобы по ним побежала кровь совершаю прогулки. И только после этого ложусь спать. Потом начинается ежедневный режим. В 22.00 мы завершили свою беседу, наш день с историком пришел к логическому финишу. Много чего было рассказано. Много было воспоминаний.  Но давать все это читателю мы не сочли нужным. Подробнее об истории народа, о науке тюркологии вы можете прочитать в моем интервью.  Мы направились домой, а наш герой неспешным шагом отправился на вечернюю прогулку... 

Фото: Артем Чурсинов 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?