Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Наследник Алаша

2736
Наследник Алаша    - e-history.kz
К 70-летнему юбилею известного ученого, историка, алашеведа Мамбета Кулжабаевича Койгельдиева

Он хорошо знаком казахам как ученый-историк, алашевед. Личность известного ученого, одновременно преуспевающего не только в образовании, но и в науке является ярким примером для последующего поколения. В настоящее время он возглавляет кафедру истории Казахстана в Казахском национальном педагогическом университете. Также он руководит научно-исследовательским центром «История в пересказе», организованным при кафедре. Такие исследовательские проекты, как «Алашеведение», «История в пересказе» и другие фундаментальные научные проекты, сформированные в отечественной исторической науке за годы независимости, уже дают свои плоды. Его взгляды высоко ценятся в обществе, и труды профессионального историка воспринимаются с особым теплом.

8ec9d634817fcbfd7bafe4f69879d367.jpg

В этот день, когда уважаемый нами учитель празднует свой юбилей, хочется поделиться сокровенными тайнами о тех прошедших годах учебы в аспирантуре Исторического факультета КазНУ имени Аль-Фараби. В середине 1990-х годов для аспирантов исторического факультета по специальности «Отечественная история», кафедры археологии и этнологии Казахского национального университета имени аль-Фараби имя заведующего кафедрой «Новая и новейшая история Казахстана», доктора исторических наук, профессора Мамбета Кулжабаевича Койгельдиева упоминалось особо. В это время он обрел известность своими работами по теме национального движения «Алаш». Как говорил Мыржакып Дулатов, это было время, «когда ученый оседлал коня науки». В нашей памяти сохранилось, как профессор Серик Курмангалиевич Жакыпбеков на очередном заседании кафедры сказал: «Тема Алаш стала для него знаменательной». Мамбет Койгельдиев, успешно сочетавший руководство кафедрой с научными исследованиями, смог объединить учебный процесс с научной работой. Он собрал вокруг себя талантливых и одаренных учеников. Под его научным руководством актуальные вопросы истории нации, охватывающие непростые времена движения Алаш, историю Казахстана 1917-1918 годов, нашли отражение в следующих научно-исследовательских работах: «Деятельность органов власти Казахстана при Временном правительстве», «Казахские комитеты: история становления и деятельности», «Южный Казахстан в период двух революций 1917 года», «Исламское движение в общественно-политической жизни Казахстана в начале ХХ века», «Казахские съезды: рассмотренные вопросы, решения и их выполнение (1917-1918 гг.). Исторический анализ», «Казахстан в период подготовки к собранию всероссийского курултая и защиты его идей», «Национально-освободительное восстание казахского и кыргызского народов Жетысуйской области в 1916 году». Таким образом, исследовательские работы молодых историков о непростых вопросах нашей истории, искаженной в советской историографии и обретшей совсем другое значение, получили известность. Так, период формирования школы алашеведения профессора Мамбета Кулжабаевича соприкасается с «Концепцией формирования исторического сознания в Республике Казахстан» 1995 года, годом межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий в 1997 году и годом национальной истории в 1998 году. Как точно определил профессор Набижан Мухаметханович: «его активная деятельность в области образования и науки совпала с периодом независимости. Это можно рассматривать как второй период общественной, научной деятельности ученого». В результате неустанного труда Мамбет Кулжабаевич успешно защищает докторскую диссертацию в 1994 году на тему «Общественно-политическая деятельность казахской демократической интеллигенции (начало ХІХ-ХХ вв.)». В том же году он опубликовал сборник произведений Алихана Бокейханова, а в 1995 году выпустил книгу «Движение «Алаш». Также, хотелось бы подчеркнуть, что Мамбет Кулжабаевич всегда с особенным вдохновением говорил, что Алихан Бокейханов был лидером Алашского движения. На одном научном собрании Национальной академии наук Республики Казахстан алашевед, академик, ученый-историк Кенес Нурпеисов сказал: «Вот, наш Мамбет готов биться с кем угодно, кто упоминает Алихана Бокейханова». Это было точное определение про моего учителя, и сегодня мы этому свидетели. Поэтому мы можем смело утверждать, что не найдется человека, который изучил тему Алашского движения лучше, чем он.

af6a344dc80e5609a6a9b89e453a5bd6.jpg

Мы познакомились с профессором Мамбетом Кулжабаевичем во время учебы в аспирантуре. Мы были свидетелями того, как он проявлял уважение и к старшим, и к младшим. Он мог показать характер, когда это требовалось, относился ко всем справедливо, был очень трудолюбив, душой болел за молодежь и всегда проявлял заботу. Он заставлял профессоров-преподавателей кафедры проводить свои уроки для соискателей и аспирантов и требовал не красть их труды. Он говорил, что кафедра не должна препятствовать аспирантам и соискателям заниматься наукой. Эти качества усилили его авторитет среди аспирантов, вызывая восхищение. Но некоторые ученые ему завидовали, говоря: «Как вы все 5-6 аспирантов будете одновременно изучать проблемы 1917-1918 годов?». На что мы, аспиранты, говорили: «Если вы лучше нашего руководителя, почему не берете руководство над 5-6 диссертациями о сложных периодах казахской истории?». Первое требование профессора Мамбета Кулжабаевича в качестве научного руководителя – это не повторять вопросы уже защищенных диссертаций, то есть не допускать плагиат. В частности, он призывал качественно использовать архивные документы и материалы периодических печатных изданий «Казах», «Сарыарка», «Бірлік туы», «Жас азамат», «Алаш», которые являлись оригинальными источниками и предоставляли новые сведения об истории Алашского движения. Вообще, школа КазНУ, сохранившая традицию обучения и вовлечения в науку, очень сильна. Для нас считалось большим достижением поступить в аспирантуру после окончания университета.

В середине 1990-х годов для дальнейшей работы в высшем учебном заведении было необходимо защитить кандидатскую диссертацию. А для этого существовал всего один путь – иметь хорошего научного руководителя и выбрать актуальную научную тему, утвердить эту тему, и, если есть возможность, поступить в аспирантуру. А дальше все приходило только честным трудом, все зависело от руководителя и самого себя. Только после поступления в аспирантуру мы стали понимать смысл слов «Если ты выбрал хорошую тему – это уже часть победы». Не просто было выбрать научного руководителя и добиться его согласия. Было много вопросов в голове - «С чего надо начинать говорить?», «Как он меня примет?», «Смогу ли я оправдать его ожидания?». Для того чтобы напрямую подойти к научному руководителю без «посредников», приходилось проходить немало ступеней, если не рассчитывать каждые шаги, можно было упасть с «тонкого моста» науки. 

Через пять лет после окончания университета я заново открыла двери исторического факультета КазНУ. Здесь мне удалось встретиться со своим преподавателем истории Мамбетом Кулжабаевичем и открыто обсудить насущные темы. В первую очередь я описала ситуацию в ВУЗах и сказала, что хочу вплотную заняться наукой. На что он ответил, что есть очень много тем для исследования и что надо вначале выбрать направление. После продолжительных бесед, мой научный руководитель, профессор Мамбет Кулжабаевич остановился на теме «Казахские съезды». Затем немного подумав, спросил у меня, знаю ли я арабскую графику, сказал, что это очень серьезная неисследованная тема и что он не дает ее всем подряд. Я пообещала, что оправдаю его надежды по мере своих возможностей. Так, после года стажировки в КазНУ под научным руководством Мамбета Кулжабаевича по направлению Кызылординского государственного университета имени Коркыт-ата я поступила в аспирантуру. Во время учебы в аспирантуре мы прошли большую школу, поняли, что такое чистота в науке. Всему этому мы научились у Мамбета Кулжабаевича. На последнем курсе аспирантуры я прошла предзащиту в кафедре и в июне 1999 года успешно защитила кандидатскую диссертацию. Во время предзащиты в кафедре профессор Серик Курмангалиев предложил в будущем выпустить «Постановления и решения казахских съездов» в виде хрестоматии и внести его в учебный процесс в ВУЗах. Это идея воплотилась в жизнь в 2007 году при прямом влиянии моего учителя, профессора Мамбета Кулжабаевича. Четвертый том многотомного исследования «Казахское национально-освободительное движение», выпущенного в рамках государственной программы «Культурное наследие» получил название «Казахские съезды». Не могу забыть слова наставления своего научного руководителя, которые он мне давал во время написания и защиты диссертации: «Чтобы написать эту тему до конца ты, прежде всего, должна ее полюбить», «Для того, чтобы вовремя защитить эту работу ты должна писать хотя бы полстраницы в день», «эту тему никто не знает лучше тебя», «при любых обстоятельствах ты должна оставаться при своем мнении».

Сегодня, вспоминая эти слова, я понимаю, что это были слова наставника, готовившего ученика к большой жизни. Он хотел заранее научить умению защитить себя, вооружить глубоким знанием. В аспирантуре КазНУ мы прошли большую школу, адаптировались в научной среде, сформировали свое понимание. В этом огромная заслуга моего учителя, ученого-историка Мамбета Кулжабаевича. Я очень благодарна своему Учителю.


К.М. Ильясова,

кандидат исторических наук,

доцент,

ведущий научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК  

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?