Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

М. Шокай: «Истина о герое большевике Амангельды»

3763
М. Шокай: «Истина о герое большевике Амангельды»   - e-history.kz
Итак, предатель из рода кыпчаков, крещеный Степнов-Алиби Жангельдин под ложным именем «алашординец» добрался до Тургайской степи

Один из часто встречающихся имен на страницах газет Туркестанских казахов — лидер национального восстания 1916 года против российских властей в Тургайской степи Амангельды Иманов. О нем писали множество статей на страницах печатных изданий. Поэты посвятили ему немало стихов, поэм, драматурги писали сценические постановки и до сих пор продолжают писать. Вдобавок к этому, снимается фильм о жизни Амангельды, ему посвящаются памятники.

Данная статья, стихи, поэмы, постановки, кинофильм и памятники — все они направлены на идею представления нам безграмотного, никогда не выходившего за пределы своего родного края Амангельды как несравненного революционера, интернационального большевика, стоявшего выше нации и национализма, врага религии, крупного деятеля, который сблизил тюрков с русским большевизмом и интернациональным восстанием. Тогда как продавшие свои амбиции и перо Беимбет Майлин и Габит Мусрепов вместе с русским писателем Всеволодом Ивановым в своих статьях, напечатанных на страницах газет «Социальный Казахстан» и «Казахстанская правда» пытались создать большевистский образ Амангельды, народный поэт Есенбайулы Сагит в своих стихах «Год восстания Амангельды», «Смерть героя», напечатанный в том же «Социальном Казахстане», описывает образ Амангельды близким к действительности. В 1916 году, когда воины Амангельды нападают на город Тургай, Сагит Есенбайулы был рабочим элеватора на железной дороге. Конечно, Есенбайулы стремился приблизить Амангельды к большевику, раскрасив и исказив его образ. Но не смог достичь своей цели. В описаниях Есенбайулы, стремившегося показать себя в качестве сослуживца Амангельды, образ батыра был представлен, как отчужденный от сословия, нации, бога.

8afd2972c59119d60b667d89f6049b3d.jpg

После смерти Амангельды у тех, кто причисляют его к большевикам, было только одно доказательство. Это то, что он погибает в 1919 году от рук алашординцев.

d2b147a8e931726546f2e5c456cf8e6d.jpg

Алашординцы убили Амангельды не из-за того, что он был большевиком. Истина такова: Амангельды был из рода кипчаков. Весной 1917 года после того, как началось восстание, прекратился набор Туркестанских тюрков на фронтовые работы. Алихан Букейханов, назначенный Временным правительством комиссаром Тургайской волости, призвал население Тургая прекратить восстание и вернуться к мирной жизни. Близкие друзья Алихана Букейханова — националисты Ахмет Байтурсынов, Мирякуб Дулатов проводили агитацию среди простого населения и призывали утихомириться жителей степной волости. По причине того, что Ахмет и Мирякуб были из рода аргын, аргынцы Тургайской степи прислушались к их словам и не стали слушаться Абдигаппара, выбранного в «ханы» и Амангельды. В итоге, только вчера воевавшие против русской колонизации Тургайские казахи теперь разделились на кипчаков и аргынов.

В это время распространились слухи о том, что «русские переселенцы возвратятся в Россию после восстания». После этого возникает вопрос о разделении земель, доставшихся после русских. Аргынцы и кипчаки начали упорную борьбу. Абдигаппар и Амангельды приняли сторону кипчаков и воевали против аргынцев. Никогда не делившиеся на роды Ахмета Байтурсынова и Мирякуба Дулатова кипчаки начали воспринимать как лидеров аргынцев. Абдигаппар и Амангельды настолько были охвачены межродовой борьбой, что после всеказахского курултая, проходившим в 1917 году в городе Орынбор и летом 1918 года, когда я посещал Тургайскую степь, он отправил мне своих людей и попросил «стать нашим политическим лидером» в борьбе против Алихана Букейхана из рода торе и аргынцев Ахмета, Мирякуба. Я, конечно, отказался от этих предложений потому, что хорошо понимал, что для тюрка, в частности, для человека, поднявшего флаг национально-освободительного восстания, разделение людей не только на кипчаков и аргынцев, а даже на узбеков, казахов, тюрков равносильно смерти...

b83019e0c97d3a896f1c81f1e2d8c23a.jpg

Итак, предатель из рода кыпчаков, крещеный Степнов-Алиби Жангельдин под ложным именем «алашординец» добрался до Тургайской степи.

Сам он не смог бы наступить на казахскую землю. Рядом с ним была русская красная гвардия. Спустя некоторое время, Степнов-Жангелдин настраивает кипчака Амангельды против Алихана из рода торе и аргынцев Ахмета, Мирякуба. Собрали русскую красную гвардию и людей вокруг Степнова-Жангелдина и Амангельды и начали ожесточенную войну. Безграмотный Амангельды, воспринимавший слово «большевик» как «кипчак» погибает в борьбе с алашординцами. Истина такова. В это время большевики, обвинившие националиста, повстанца Мирякуба Дулатова в убийстве «батыра большевика» Амангельды хотели тем самим убить самого выдающегося, уважаемого представителя Туркестанских тюрков. Возможно, большевики уже успели убить Мирякуба...

1936 год.

Шокай М. Избранные, 2 том. — Алматы, 1999. — 79-82-стр.


Материал подготовил Заңғар КӘРІМХАН  

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?