Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Любовь Ахмета Байтурсынова

4630
Любовь Ахмета Байтурсынова - e-history.kz
Нурсултан Назарбаев в статье о социальной модернизации Казахстана призвал историков и краеведов изучать историю регионов.

Нурсултан Назарбаев в статье о социальной модернизации Казахстана призвал историков и краеведов изучать историю регионов. В Костанайской области есть блестящие ученые и есть неравнодушные краеведы, примеров их деятельности много, приведу один. Сегодня в нашем активе есть экспедиция «Бадрисафа», цель которой – воссоздать образ и найти как можно больше сведений о русской жене Ахмета Байтурсынова.

Бадрисафа Байтурсынова вместе с передовыми личностями первой половины прошлого века перенесла все тяготы и лишения выпавшего на их долю времени. Ее имени не было в списках деятелей Алашорды. Но, анализируя события того времени, понимаешь, какую роль она сыграла в судьбе нашего земляка, выдающегося ученого и политика, одного из лидеров движения «Алаш» Ахмета Байтурсынова.

В народе до сих пор из уст в уста передаются легенды об их чистой красивой любви, которую Ахмет и Бадрисафа сумели пронести через всю свою жизнь, полную лишений и страданий. Так получилось, что долгое время о супруге Ахмета Байтурсынова мало что было известно.

Для Советского Союза в целом была характерна очень сильная ориентация на государственную политику, а не на судьбу человека – точкой отсчета пространства и времени был избран октябрь 1917-го, и все советские люди должны были знать об Октябрьской революции, а не о собственных предках. Ибо очень часто их настоящие истории были небезопасны с идеологической точки зрения для последующих поколений. Советская идеология старалась стереть родословные из памяти, в результате чего место индивидуального прошлого занимало прошлое социальное. Советский человек знал только социально-идеологически сформулированную историю мира, но не свою собственную.

Как вернуть народу утраченное чувство адекватного самопонимания? Локальную нашу экспедицию, посвященную судьбе Бадрисафы Байтурсыновой, мы расцениваем как вклад в решение этой задачи.

До замужества жену Ахмета Байтурсынова звали Александрой Ивановной. По сведениям Байтурсына Ильясова, известного костанайского журналиста, ныне уже покойного, отец Александры работал объездчиком в Аманкарагайском лесничестве. Молодого учителя Байтурсынова прислали в новую школу поселка Аулиеколь. Здесь он и поселился на квартире у родителей Александры.

Похоже, мало кто одобрял отношения молодых. Однако, как показало время, это была настоящая любовь. В Костанае и в Торгае старики уважали жену Байтурсынова за душевную щедрость. Лучшие качества ей удалось сохранить, несмотря на невзгоды: Ахмета не раз арестовывали, он прошел через тюрьмы и ссылки. А Бадрисафа тем временем из скромной девушки выросла в сильного человека со стойкой волей и твердым характером.

Во времена НКВД мужество ей пригодилось не раз. Когда Ахмет попал на Соловецкие острова в Архангельской области, Бадрисафа с приемной дочерью Шолпан отбывала ссылку в Сибири, в Томской области. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой, работавшей в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден.

Свобода была недолгой: близились самые черные годы репрессий… Расстрел Ахмета Байтурсынова не прошел бесследно и для его супруги – ей приходилось менять место жительства, скрываться. По словам современницы Байтурсыновых Нурзипы Амировой, в 1937 году Бадрисафа была в Костанае. Во второй раз в нашем городе ее встречали уже в годы Великой Отечественной войны. Александ­ра Ивановна, по свидетельству Н. Амировой, выглядела гораздо старше своих лет, от былой красоты ничего не осталось, здоровье ее было подорвано.

Костанайские краеведы расходятся во мнении, что стало со вдовой Байтурсынова дальше. Бадрисафа могла находиться на лечении в больнице в селе Александровке Костанайского района и там закончить свою жизнь. А могла, как предполагает аксакал Есимхан Турлыбеков, примерно в ноябре 1947 года оказаться в поселке Каскате Мендыкаринского района. В указанный год там появилась русская женщина по имени Александра. Ее сопровождал наш земляк Касым Тогызаков, лично знавший Ахмета Байтурсынова.

Обеим версиям костанайские краеведы отдали должное. С конца 90-х, когда академик Зулкарнай Алдамжар привлек внимание общественности к персоне Ахмета Байтурсынова, идет поиск сведений о нем. Экспедицию «Бадрисафа», организованную в ноябре 2009 года, можно считать продолжением этой многоплановой работы. Члены экспедиции собрали сведения о Бадрисафе в Алматы, в Оренбурге, в Томске. В результате в республиканской и местной прессе были опубликованы любопытные материалы. Так, в июне 2009 года в газете «Егемен Қазақстан» вышла статья журналиста Назиры Жаримбетовой. В 2010 году серия публикаций на эту тему появилась в региональных «Костанайских новостях». Их автор Людмила Фефелова по материалам экспедиции в соавторстве с Кабылахатом Сейдахметом написала даже пьесу «Ақ келін». Премьера спектакля состоялась в мае 2012 года в Костанайском русском драматическом театре (режиссер Александр Лиопа). Финансовую помощь в постановке«Ақ келін» оказали члены партии «Нур Отан».

В этом же году на берегу реки Тобол вблизи села Каската Мендыкаринского района, где могла быть похоронена Бадрисафа Байтурсынова, была установлена памятная стела.

Сегодня поисковая работа продолжается. Помимо этого в городах и районах области демонстрируется спектакль «Ақ келін». Считаю, что неплохо было бы показать его в других регионах страны, а также в Оренбурге и Омске. Это хорошая возможность популяризировать выдающихся деятелей, патриотов, интернационалистов, которые стояли у истоков независимости Казахстана. И показать, что время Алашорды – яркий период в истории не только казахов, но и других этносов, для которых Казахстан стал Родиной.

 Римма БЕКТУРГАНОВА,первый заместитель председателя Костанайского областного филиала НДП «Нур Отан», доктор педагогических наук.

Источник: Казахстанская правда
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?