Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Архив на современном этапе

1609
Архив на современном этапе - e-history.kz

Одной из основных задач аудиовизуального архива является его непрерывное техническое развитие и постоянное совершенствование рабочих процессов. О том, как идет техническое развитие архива ЦГА КФДЗ РК на современном этапе порталу Qazaqstan Tarihy рассказала главный хранитель РГУ «Центрального государственного архива кино-фотодокументов и звукозаписей» Республики Казахстан Юлия Георгиевна Волчкова.

Читайте также: Звезда Шакена в архивных фото

 

С момента создания Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей прошло 80 лет. Ранее комплекс работ по обеспечению сохранности аудиовизуальных документов был связан с традиционным аналоговым физическим носителем. Документы проверялись и обрабатывались на фильмопроверочных и звукомонтажных столах, магнитная лента прослушивалась на магнитофонах и чистилась на специальных обеспыливателях и т.д. соответственно носителю информации. Страховой и особо ценные фонды создавались путем перекопирования на пленку.

В связи с тем, что у архива никогда не было своей лаборатории, более сложные реставрационные работы и работы по перекопированию проводились либо в лаборатории киностудии «Казахфильм» (кинодокументы), либо в «Центральной лаборатории микрофотокопирования и реставрации документальных материалов государственных архивов» (фотодокументы). Страховой и особо ценные фонды на фонодокументы перезаписывались на оборудовании архива самостоятельно.

В конце 90-х - начале 2000-х гг. в мире произошел революционный скачок в развитии новых технологий. В архив начали поступать аудиовизуальные документы на современных носителях, к примеру киноплёнка перешла на второй план ввиду высокой стоимости производства фильмов на ней, появился такой носитель как видеокассета, а фонодокументы сдавались на компакт-кассетах и оптических CD дисках, фотодокументы создавались с использованием цифровых фотоаппаратов.

В этот период, с целью недопущения образования «белых пятен» в истории, архив начал принимать новые носители информации, в том числе цифровые. Для обеспечения их сохранности нужно было создавать новые условия хранения, пересматривать и совершенствовать существующую учетную систему архива и архивной отрасли в целом, создавать технические комплексы для работы с каждым носителем отдельно.

Параллельно, перед архивом встала задача создания копий аудиовизуальных документов на современных носителях, с целью предотвращения обратной совместимости. Ведь традиционное оборудование снималось с производства, а на смену им приходили новые форматы и техника. 

Первый созданный комплекс оборудования был предназначен для оцифровки фонодокументов на магнитных лентах и фотонегативов. Благодаря спонсорской поддержке и архивным проектам было приобретено профессиональное оборудование, собраны звукомонтажные станции, приобретены фото сканеры. 

Сотрудники архива прошли обучение на новой цифровой технике, изучили первые электронные форматы файлов звука и изображений и приступили к переводу аналогового формата в цифровой. На сегодняшний день весь «особо ценный» фонд на магнитной ленте перезаписан, ведется планомерная работа по перезаписи (оцифровке) основного фонда звукозаписей. Записи сохраняются в серверных хранилищах и в качестве страховых копий на оптических DVD носителях. Архив не сразу пришел к серверному хранению. В 2000 году архив приобрел магнитофоны и DAT-кассеты, предназначенные для профессиональной записи звука. Но к сожалению, производство DAT продлилось недолго, так же длительное хранение DAT кассет оказалось невозможным по причине их довольно быстрого размагничивания, в связи с чем, архив принял решение остановится на серверном хранении и оптических носителях (DVD и CD дисках).

По количеству единиц хранения, фотофонд архива самый большой. Оцифровка фотонегативов началась в начале 2000-х годов. В первую очередь сканировался фотофонд на стекле и на пленке больших размеров. В результате оцифровки фотодокументов, количество цифровых копий на сегодняшний день составляет чуть больше 40%, от всего фотофонда архива. 

В конце 2020 года, архивом было приобретено новое фото оборудование с возможностью сканирования с ещё более высоким разрешением, в связи с чем, архив планомерно начинает работу по пересканированию негативов.

Изменения произошли и в процессе сохранности кинодокументов. В 2003 году по государственной программе «Развитие архивного дела» было приобретено видео оборудование форматов BetacamSP и MiniDV, что позволило приступть к перезаписи кинодокументов в новый формат. Но и этот формат быстро стал неактуальным в связи с его небольшим разрешением (720 на 576 с пропорцией 4:3). Архив приостановил перезапись кинодокументов, но данное оборудование позволило производить оцифровку как видеокассет уже находящихся на хранении в архиве, так и вновь поступающих. Благодаря проведенной работе все видеодокументы были оцифрованы, поступающие видеокассеты при приёме переводятся в цифровой формат, всё полученное видео оборудование до сих пор поддерживается в рабочем состоянии.

В 2012 году архив приобрел комплекс высокопрофессионального оборудования по переводу (оцифровке) кинодокументов 16, 35 мм. Благодаря новому комплексу, архив обновил фильмопроверочные и звукомонтажные столы, приобрел машину ультразвуковой чистки плёнки (на сольвенте 3M Novec 7200), сканеры для кинопленки и устройство Sonder для магнитных и оптических фонограмм. 

За последние три года по государственной программе «Архив-2025», технический парк архива вновь был обновлен уже более современным оборудованием, отвечающим новым форматам и стандартам. Приобретены киносканеры формата 4K и сканеры для фотодокументов с разрешением до 48000 DPI, обновлены звукомонтажные станции новыми компьютерами и внешними звуковыми картами с частотой дискретизации до 192 Кгц 24 бит, архив пополнился дополнительным сервером хранения данных объёмом 130 Тбайт. 

Измерение температурно-влажностного режима в архивохранилищах ведется автоматизированным комплексом, включающим в себя цифровые датчики, связанные с сервером, на котором установлено специальное программное обеспечение, фиксирующее температуру и влажность в реальном времени и сохраняющее показатели каждые 6 часов в электронный журнал. Заведующие архивохранилищами контролируют малейшие изменения в показателях и при необходимости могут оперативно отреагировать.

Конечно, традиционные виды работ остаются в приоритете. Проверка наличия, комплекс мероприятий по сохранению оригиналов, ведение бумажного каталога научно-справочного аппарата архива, учет и другие работы, но некоторые из них, параллельно дублируются и в электронном формате. В начале 2000-го года архив приступил к разработке, внедрению и наполнению электронного каталога «Кино», «Фото», «Фоно». Сегодня это уже целый «Программный комплекс» с заполненным на 70% электронными карточками научно-справочного аппарата с привязанными к нему мультимедийными данными. Читальный зал архива полностью компьютеризован, с учетом заполненной базы и количества оцифрованных аудиовизуальных документов, сроки исполнения запросов исследователей сократились с 3-х дней до 3 часов. Преимущество оцифрованных аудиовизуальных документов состоит еще и в том, что прекратилась выдача оригиналов кинодокументов в читальный зал для просмотра на звукомонтажном столе, тем самым прекратилось «изнашивание» кинопленки. 

Подводя итоги, главный хранитель отметила, что работа аудиовизуальных архивов практически на 90% зависит от технического оснащения. Архив продолжает и будет стремиться к постоянному совершенствованию технической базы во благо сохранения и пополнения исторического аудиовизуального наследия своей страны.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?