Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Айтеке би и его место в истории

4150
Айтеке би и его место в истории - e-history.kz

В истории Казахского ханства было немало личностей, оставивших своей созидательной деятельностью глубокий след в историческом прошлом своего народа и страны. Со временем становится заметней их роль в формировании исторического сознания народа. В плеяде таких исторических личностей особое место занимает Айтеке би.

В переводе с казахского «би» означает «судья, избранный народом». Бии были разного масштаба — местного (аульного), регионального, родового, племенного и так далее. Шокан Уалиханов так характеризовал их роль и место в казахском традиционном обществе: «Чтобы обрести имя бия, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность».

До сегодняшнего дня до нас дошли имена трех великих сынов казахского народа, трех славных мудрецов — Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Именно они стали для казахов непреходящим символом национального единства. Их страстные речи владели умами потомков, как изречения из священных книг. Их значимость в нашей истории невозможно переоценить.

Внезапные нашествия хорошо организованных полчищ джунгар на казахские аулы, занимавшие кочевьями огромное пространство от Сибири до южных отрогов Каратау и долины Сырдарьи, представляли реальную угрозу для Казахского ханства. Вопрос: «Быть или не быть?» стал вопросом жизни или смерти. Этот период вошел в историю Казахстана как «Ақтабан шұбырынды». Именно в то лихое время казахское общество, как никогда, нуждалось в авторитетных и выдающихся деятелях и организаторах. Встреча Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия и их личное знакомство произошли в период работы народных съездов, которые периодически созывались в окрестностях Туркестана. Сохранились устные повествования, передаваемые из поколения в поколение. Их было в прошлые века немало. К сожалению, многие из этих «архивов» уничтожены, сожжены или просто утеряны во времена жестокого преследования, арестов, голода, духовного и материального обнищания населения в годы сталинских репрессий.

Имя и слава Айтеке би простирались далеко за пределами Младшего жуза, став в свое время легендой. Даты его рождения и места смерти установлены приблизительно, говорят, что он прожил 56 лет. По возрасту он был немного моложе Толе бия, Казыбек бия и был ниже по рангу жуза (Младший жуз), но достойным их современником в деле защиты общенациональных интересов. Идейные установки и жизненная позиция Айтеке бия были сходны с Толе бием и Казыбек бием. Все они своей первой и изначальной задачей ставили честное и истинное служение своему народу во имя правды и справедливости. Они делили вместе с ним горечь поражений и радость побед.

Слова Айтеке бия точно передают видение мира и смысл жизни трех великих биев, ставших легендами при жизни: 

«Народные слезы не высыхают и на солнце», 

«Жизнь моя принадлежит народу, мне принадлежит только собственная смерть».

Родовое объединение Торткара из Младшего жуза, к которому принадлежал Айтеке би, как и значительная часть ряда казахских родов Младшего жуза, в связи с беспрестанной борьбой за удельную власть, нередко переходящей в войны между отпрысками властвующих династий, перемещалось на юг и надолго занимало своими кочевьями эти просторы.

Айтеке би большую часть жизни провел на просторах к югу от междуречья Сырдарьи и Амударьи. Прямые предки Айтеке би пользовались известностью в Казахской степи. Например, его предок Ораз би (1299-1385 гг.) был одним из ближайших советников основателя огромного государства в Средней Азии великого Тимура, сделавшего своей столицей город Самарканд. Считающийся после Тимура и Улугбека третьим известным правителем Самарканда Жалантос приходился родным дедом Айтеке бию. Айтеке получил разностороннее для своего времени образование.

С пяти лет проходил обучение у известных биев - степных «цицеронов», а также в семье Жалантоса. Айтеке учился в знаменитом медресе Улугбека и овладел арабским, персидским и тюркским и другими восточными языками. По окончании медресе, вернувшись в родные места, стал участвовать вместе с отцом в управлении народом.

В 21 год он стал главным судьей казахов, узбеков и каракалпаков, проживавших в окрестностях Бухары и Самарканда. Он присутствует на приемах иностранных послов, в том числе из дальнего зарубежья. Овладение сокровищами мудрости казахских биев и народа, искусством красноречия, соединенного с ученостью и традицией знаменитых предков, принесли Айтеке бию широкую известность и популярность. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым», то, упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточенность рассуждений, сравнивая его изречения с острым мечом.

Сородичи, по достоинству оценив заслуги Айтеке би, в 30 лет избрали его главным бием Младшего жуза. Позже Тауке хан назначил его от имени Младшего жуза членом созданного им самим совета ханов, и с этих пор Айтеке би постоянно участвовал в ежегодных сборах казахских правителей и влиятельных людей трех жузов, проводимых вначале в Ордабасы, а затем в Култобе и Улытау. На этих собраниях, благодаря Тауке хану ставших традиционными, обсуждались вопросы укрепления национального единства и различные споры, возникающие из-за разногласий между родами и жузами. Когда споры доходили до предела, последнее слово, удовлетворявшее все противоборствующие стороны, принадлежало Айтеке би. К нему обращались большие и малые, близкие и дальние правители родов и аульных объединений за решениями острых и застарелых конфликтов и споров, нарушающих мирную жизнь населения. За советами к нему шли государственные деятели и военачальники. Он стал толкователем законов Степи.

Слова Айтеке би отражали его искреннюю любовь к Родине: 

«Если ты богат, принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты, будучи богатым, не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то станешь чужаком своего народа».

Айтеке би играл важную роль в ханском совете при решении государственных дел, связанных с внешней и внутренней политикой Казахского ханства того периода. Он выступал за независимость и единство казахского народа, создание хорошо оснащенного и обученного войска. Принимал активное участие в установлении дружественных отношений Казахского ханства с киргизскими и каракалпакскими родами, развитии ханом Тауке русско-казахских торговых и дипломатических отношений.

Айтеке би вместе с Толе бием и Казыбек бием составляли главную опору Тауке хана, ставшего во главе Казахского государства в самое судьбоносное время для народа, испытавшего трагедию поражения и массового переселения на юг. Вместе с Тауке ханом и другими народными предводителями они искали пути мобилизации сил народа и выхода из всеобщего политического кризиса. В то время страна нуждалась в создании новых законов.

В 1684 году при участии Тауке хана, Анет бабы, Сокыр Абыза, Майлы би, Толе би, Казыбек би, Айтеке би и других биев был создан свод законов «Жеты Жаргы», который сыграл важную роль в укреплении не только феодализма, но и национального единства в казахском обществе. Этот крупный законодательный акт, принятый на всенародных съездах вблизи Туркестана и отражавший патриотическую волю масс, можно отнести к значительным подвигам, в первую очередь, трех мудрецов Степи – Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия.

Айтеке би – один из главных авторов «Жеты Жаргы». Именно он выступил против закона кровной мести, принципа кровь за кровь и заменил его принципом «справедливого наказания» и «откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между родами. Из статей, предложенных Айтеке би в своде законов «Жеты Жаргы», известны такие, как «Суйек куны» («Плата в случае смерти кого-либо»), «Онер куны» («Плата за искусство»).

Помощник и советник Тауке хана, сам батыр, он вместе с ним участвовал в отражении нападения на Сайрам. Совместно с Тауке ханом содействовал установлению определенного равновесия в отношениях с ойратами и русскими, способствовал объединению усилий казахов, каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия.

Айтеке би принадлежит выражение: «Би должен быть на высоком нравственном и моральном уровне, чтобы принимать разумные решения, влияющие на жизнь и судьбу всего казахского народа».

После смерти Айтеке большинство аулов, населяющих окрестности горы Нурата, перекочевали на берега реки Сырдарьи. Потомки Айтеке би в шестом-седьмом колене проживают в Кызылординской и других областях, а некоторые из них в районе Нурата. Прежние Карабутакский и Комсомольский районы нашей области сейчас объединены и носят теперь имя Айтеке. Его именем названы улицы в крупных городах Казахстана.

Айтеке би был похоронен в 75 километрах от Ташкента, в окрестностях районов Кауыншы и Шыназ. В 2009 году по поручению Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на месте, где покоится прах известного казахского бия, был воздвигнут мавзолей. Строительство длилось 9 месяцев. На территории комплекса площадью 6 гектаров разместились мечеть, гостиница и парк.

Айтеке би всю жизнь мечтал и боролся за единство и национальную независимость своего родного народа. Его мечта сбылась. Ныне его страна является символом единства и дружбы многонационального народа Казахстана.

 

Керимсал ЖУБАТКАНОВ, 

кандидат исторических наук, доцент Казахско-Русского Международного Университета

Автор:
Опросы
Кому принадлежит наследие Золотой орды (Ұлық Ұлыс)?