Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Какова родословная казахского народа на Кавказе?

3317
Какова родословная казахского народа на Кавказе? - e-history.kz

Кем были касах-кашаки, жившие на Кавказе в период с VIII по XVII века? Были ли они частью казахского народа или относились к другой народности? Найти точный ответ на этот вопрос очень важно. Известный российский академик Василий Бартольд писал, что предками русскоязычных казаков были казахи, а историк и автор труда «Великое переселение народов» Мурад Аджи подтверждал сделанные Бартольдом выводы. Также косвенным доказательством родства казаков и казахов был стародонский лексикон донских казаков, полностью схожий с киргиз-кайсакским (казахским) лексиконом. Это кстати подтверждают и российские историки. Вообще, в языке киргиз-кхазаков встречается очень много характерных слов и выражений, свойственных говору донских казаков раннего периода их существования. Так, куб-люк — кубилек (женский наряд из шелковой ткани ярких цветов), чекмень — кафтан, казан — котел, тумак — шапка с верхом, шальбары — шаровары, юрт, мерин, башка, таган, чугун, серьги, чулги — чулки, куп — выкуп, чекан — оружие, тала — тальник, камыс — камыш, чушка — свинья, карга, беркут, драфа, сазан, урань — ура, карбуз — арбуз, каун — дыня, тыква, бахча, канжар — кинжал, чумичка, малахай и другие.

Кроме того, национальная одежда казаков визуально схожа с тем, что носили на Кавказе. Все это подтверждает теорию о том, что предками донских казаков были казахи-выходцы с Кавказа. Противовесом приведенных доводов выступает версия ученых Российской империи, пытающая убедить ученых, что казаки были образованы из русов-славян, бежавших от крепостной зависимости и присоединившихся к тюркским племенам Дона. Якобы они жили вольно, не подчинялись царю, отчего и называли себя «казак», что в переводе с тюркского означает «вольный всадник» (хоть слово «казак» ни в одном тюркском наречии не имеет такого смысла). Объясняя кем были касах-кашаки, они делают вывод, что так называли себя жившие на Кавказе «предки кабардинцев». Ниже мы попытаемся доказать неправоту (а где-то и явную фальсификацию) выводов российских ученых.

Начнем с того, что версия русских историков о том, что фигурировавшие в греко-арабских письменах «касах-кашаки» были предками современных кабардинцев, как минимум несостоятельна. Доказательная база этой теории рушится об один общеизвестный факт: кабардинцы являются адыгоязычным народом, родственным адыго-абхазской языковой группе. 

В труде византийского императора Константина Багроняродного «Об управлении империей» сказано, что еще в IX веке между Черным и Каспийским морями по южную сторону Кавказских гор  лежала «земля Касахия», а в X веке арабский историк и географ Аль-Масуди писал, что эту страну населяли «кашаки». Далее, в своих трудах известный арабский историк Ибн аль-Асир, повествуя о событиях на Кавказе между VIII и XIII веками, этих касах-кашаков именовал кипчаками. Почему? Дело в том, что российские историки в попытке скрыть название «казах» из истории ввели в практику повсеместное использование слова «кипчак» - созвучное, но очевидно никак не связанное с многочисленными памятниками присутствия казахов на Кавказе слово. 

Из рукописей Ибн аль-Асира следует, что в Закавказье, начиная с VIII века, жил народ кипчаки, что Кипчакская страна находилась на современной Колхидской равнине и граничила с Черным морем. Также Ибн аль-Асир особо отмечал, что эти кавказские кипчаки и люди,  составлявшие армию Чингисхана, были одним народом. Как известно, основу армии Чингисхана составляли тюркоязычные кочевники, то есть казахи. Из вышеуказанных данных, указанных арабским историком Ибн аль-Асиром, следует что, касах-кашаки в Закавказье были казахской страной (тюркоязычной) страной. Другой труд, подтверждающий слова Ибн аль-Асира (Анна Антоновская, «Великий Моурави») говорит нам, что в XVI веке на территории современной Грузии по соседству с грузинами находилось казахское государство, что его жители были тюркоязычными и вели полукочевой образ жизни. Все это вкупе с тем, что в Закавказье до сих пор сохранились и повсеместно встречаются топонимы, корень которых происходит от слова «Казах» (город Газах и Казахская степь в Азербайджане, водопад Касах и река Касах в Армении, род «касаг» в составе тюркоязычного балкарского народа и т.д.), но нет никакого упоминания названия «кипчак», говорит о том, что касах-кашаки есть казахи, и они никоим образом не связаны с кабардинцами. Глубинным же мотивом назвать кабардинцев и касах-кашаков родственными народами был в том, чтобы скрыть сам факт существования тысячелетней истории казахского народа.

Была и другая версия, столь же несостоятельная. Она заключалась в том, чтобы доказать, что казаки были сформированы из русских крестьян, бежавших от крепостного права и рабской неволи. Чтобы опровергнуть ее можно углубиться в древнерусские летописи («Слово о полку Игореве») или в книгу Олжаса Сулейменова «АЗиЯ», подробно исследовавшего древнерусские летописи. Там сказано, что в районе реки Дон в XII веке жила кочевая страна Касог, а первое заселение казаков в Крым началось в XIII веке. Эта информация никак не согласуется с тем, что якобы причастное к появлению казаков крепостное право появилось несколько веков спустя, после первых попыток заселения казаков Крыма, в 1649 году. То есть, народ касог-казак существовал минимум пять веков до появления в России крепостного права. Это говорит о том, что нет никаких оснований полагать, что казачий народ был основан русскими крестьянами, бежавшими от крепостной зависимости. 

К слову, различные вариации слова «казах» упомянуты не только в древнерусских летописях. Если из последних мы узнаем, что в 1021 году князь Мстислав Тмутараканский, сын Владимира Великого, завоевал народ козаги, то в «Сугдейском синаксире» крымского города Сугдеи 17 мая 1308 года была оставлена следующая запись: «В тот же день скончался раб Божий Альмальчу, сын Самака, увы, молодой человек, заколотый казаками». Однако первая продолжительная фиксация наименования «казак» имеется в словаре половецкого языка «Codex Cumanicus» начала XIV века. Там значение слова «казак» приведено как «стража». 

Между тем, нельзя, однако, отрицать, что были и те, кто бежал от крепостной зависимости из Внутренней России и вступил в казачество в XVIII веке. Это в большей степени относится к потомкам казаков, составлявших войско Московского царства в XVI веке. Известно, что их праотцы составляли знаменитый стрелецкий полк Ивана Грозного, полностью состоявший исключительно из казаков. К слову, не последнюю роль в наборе полка для Ивана Грозного из казаков играл тот факт, что родня царя со стороны матери была казацкой. Однако уже в XVII веке Петр I ликвидировал этот стрелецкий полк и продал его казаков в крепостную зависимость. При правлении Екатерины II некоторые потомки тех крепостных казаков бежали на Дон, т.е. в казачью страну, в попытке воссоединиться со своим народом.

Если утверждение русских ученых, что казаки как народ был сформирован из бежавших от рабства русских крестьян и примкнувших к ним местным тюркских племен, верно, то их национальная одежда должна была бы походить на те, что носят в русской или казахской культуре. На деле же национальная одежда русских и даже национальная одежда населяющих Придонье казахов совершенно отличны от тех, что носят казаки. Однако обнаруживается очевидное сходство в платьях казаков и закавказцев. Это все наталкивает на мысль, что на Дон казаки попали все же с Кавказа. Что касается большего внешнего сходства казаков и русских, чем казаков и кавказцев, то тут нельзя не упомянуть о политике, начатой Екатериной II, по массовому переселению русского населения из Внутренней России на Дон. Христианизация казаков и потеря собственного языка вследствие насильственного насаждения русской культуры (в т.ч. церковно-русского языка) среди местного населения привели к полной ассимиляции казаков и трансформацию их в русскоязычный этнос. Другими словами, после массового смешения с русскими иного вероисповедания, многие казаки утратили кавказские черты внешности и стали походить на русских. Однако и сейчас среди настоящих казаков можно найти немало смуглолицых, похожих на кавказцев казаков.

Из всего вышесказанного следует, что казаки – это казахи, принявшие христианство и лишенные возможности говорить на родном казахском языке. При этом собственное название народа почти не изменилось: отсутствие в русском наречии буквы «қ» трансформировало народ «қазақ» в «казак». 

Достаточно скрупулезно изучая историю Закавказья, можно найти доказательства того, что предками казаков были кавказские казахи, которые, в свою очередь, пришли на Кавказ из степей Казахстана в VII веке. Это те самые «косоглазые и плосколицые» азиаты, завоевавшие Закавказье в 626 году (византийские историки Феофан и Никифор, армянский историк Мовсес Каганкатваци). Это был VII век, а когда арабы в VIII веке пришли на Закавказье, там уже существовал город Казах и арабы это зафиксировали. Если это так, то получается, что казахский народ еще в VII веке жил под своим именем и на своей земле. Что же касается казахской нации на Кавказе, то она - неотъемлемая часть нашего народа. Уже один этот факт доказывает, что сочинения Хайдара Дулати («Та'рих-и Рашиди»), Махмуда Кашгари («Диуани лұғат ат Түрік») и Рашид-ад-дина («Джами ат-таварих»), которым казахские историки беспрекословно верят, являются подделкой, и что эти сочинения были подготовлены специально, чтобы скрыть факт тысячелетней истории казахского народа.

Итак, в 626 году войско Западнотюркского каганата завоевало Закавказье. Как известно, их войско вышло из пределов нашей Великой степи, и основала Хазарское ханство. Русские ученые называли их хазарами. Поэтому, прежде чем говорить о казахах, ушедших в Закавказье, необходимо сначала дать определение хазарам. Итак, давайте рассмотрим информацию о хазарах:

«В дни его (Кавад I правил 489-531 г.) выступили хазары и вторглись в его страну и дошли до Динавера. И послал Кобад против них военачальника, одного из своих великих военачальников, во главе двенадцати тысяч (воинов). И вступил он в страну Аррана и завоевал то, что между рекой, известной (под названием) Аррас до Ширвана. Вслед за тем, Кобад (Кавад I) двинулся за ним и построил в Арране город Байлакан и город Барда’у, главный город всего края, и другие. А хазары остались (там). Затем он построил преграду Аллана между областью Ширвана и воротами Аллана. И построил над преградой много городов, которые были разрушены после постройки Баб-ал абуаба...»  (Ибн әл Асир – «Полный сборник летописей).

В те времена на территории современных Туркменистана и Ирана соседствовали Иран (Сасаниды) и эфталиты. На протяжении всего VI века между ними случались как военные противостояния, так и периоды мирного сосуществования. Более того, в рукописных записях Прокопия и ат-Табари сказано, что царь Ирана Кавад I именно с помощью эфталитов сумел прийти к власти и, даже опирался на помощь эфталитской армии во время ирано-византийской войны в 502-506 гг. 

Как сказано у Ибн аль-Асира, хазары пришли в Иран в годы правления там Кавада I, между 489 и 531 годами, и дошли до местности под названием Динавер.  Но откуда пришли хазары? Мы считаем, что прибывшее в Иран хазарское племя было частью эфталитского войска, находившегося изначально на  территории современного Туркменистана. Как известно, большая племя хасар до сих пор существует в составе туркменского народа. Поэтому мы считаем, что именно современный Туркменистан был той территорией, откуда выступило хазарское племя в Иран. 

К пришедшим Кавад I выслал своего военачальника и большую армию, которая (возможно) подчинило себе хазар, после чего иранское войско вместе с хазарами захватило закавказские территории между рекой Аракс и Ширваном (юго-восток современного Азербайджана). Кавад I воздвиг там пограничные крепости, где хазары, наконец, и осели. Цитата «хазары остались (там)» указывает на то, что, хазары впервые пришли в Закавказье в составе иранской армии в VI веке, и то, что пришли они с современных территорий Туркменистана через Иран. Однако произошедшее после остается загадкой. Существует две версии о том, что случилось с осевшими хазарами: (1) Кавад прогнал хазар с территории Ирана в Закавказье и, (2) покорив хазар, Кавад использовал их для походов на Савирское царство, которое правило в те годы Закавказьем (Ивирское царство, столицей которого был город Тбилиси). Неоценимую помощь в этом деле сумел бы дать прямой перевод арабских рукописей Ибн аль-Асира на казахский язык, ибо в таких исследованиях нельзя опираться на фактологические искажения, присутствующие в русских переводах. Как бы то ни было, Ибн аль-Асир подтверждает приход хазар на территорию современного Азербайджана в годы правления Кавада, в VI веке. 

Что касается Савирского царства, то оно было христианским, так как, еще начиная с века, его правители начали принимать христианство из Византии. В записях Прокопия она обозначена как страна Ивир, которая была основана пришельцами из Азии. Русские историки называли ее исконно грузинским княжеством, что само по себе говорит о том, что царство Савир находилось в Закавказье. Прокопий сообщает, что под натиском армии Кавада I в 523 году правитель Савира Курген бежал в Византию. Историки подтверждают и это, и то, что иранская армия разгромила армию Савира. 

Итак, в начале VI века (в 523 году) войско Кавада I заняло области Савирского царства в Закавказье. Из вышеуказанных записей Ибн аль-Асира понятно, что завоеванные области были юго-восточным районом современного Азербайджана. Таким образом, из записей арабского историка ясно, что хазары пришли в Иран из земель современного Туркменистана в VI веке, а затем ушли в Арран под натиском иранской армии. Зафиксируем: хазары поселились в Закавказье в VI веке (523 году). В то время территория современной Армении входила в состав Ирана, территория современного Азербайджана называлась Арран, а Азербайджаном называли, соответственно, регион Южный Азербайджан в Иране.

Когда Кавад I умер в 531 году, престол унаследовал его сын Хосров Ануширван (531–579). Ибн аль-Асир сообщает, что во времена Хосров Ануширвана абхазы, банджары и баладжары двинулись в Иран и сначала завоевали Армению:

«И собрались абхазцы и банджар и баланджар с целью (напасть) на его (Хосров Ануширван, правил 531-579 г.) страну и направились в Арминию, чтобы напасть на ее жителей, а путь (туда) был легким. И дал им (Хосров) время (до тех пор), пока они не углубились в страну. И послал против них войска, и они сражались с ними и уничтожили их, за исключением десяти тысяч человек, которые были взяты в плен и поселены в Азербайджане» (Ибн аль-Асир, Полный сборник летописей)»

Здесь говорится, что Хосров Ануширван не трогал врагов до тех пор, пока они не проникли в его страну, затем пошел на них с большим войском и разбил их, а оставшихся в живых поселил в Азербайджане (область Восточного Азербайджана в Иране). По мнению историков, именно войско Савира вторглось в Иран в 556 году. «Абхаз», «банджар», «баланджар» - это названия народов царства Савира. Мы полагаем, что в арабском оригинале названия этих народов звучали бы как «Абхаз», «Журжан», «Авар» («Алан», «Кумык»). К этому выводу мы приходим, опираясь на данные Аль-Масуди, который писал, что царство Савир населяли журжаны (жужаны), а в том регионе жили аланы, абары, абхазы и кумыки. Во всяком случае, хазар среди них не было. Данные ат-Табари и Прокопия также не упоминают о том, что среди них были хазары. Их атаки на Иран через территорию современной Армении говорит о том, что они вышли из мест вблизи Тбилиси. 

Выше мы упоминали, что хазары расселились на юго-востоке современного Азербайджана (от реки Аракс до Ширвана). Когда абхазы, банджары и баладжары напали, Хосров Ануширван не дал им боя, но подождал, пока они глубже войдут в страну. Когда это произошло, Хосров распорядился перекрыть им пути отступления, за которое, с большой долей вероятности, отвечали именно хазары. Затем Хосров полностью вырезал пришельцев.

В летописях той эпохи сказано, что Хосров оставил в живых лишь десять тысяч человек, что может служить свидетельством того, что в войске Савира было не менее 40-50 тысяч человек. Но, как бы то ни было, в результате этой войны Савирское царство было сильно ослаблено и вскоре полностью исчезло, а уцелевшие бежали в горы Малого Кавказа в районе современной Грузии, где они и выжили. Как они называют себя сейчас?

Сейчас в местности Ферейдан в западном Иране живет народ ферейдан. Грузины считают этот народ частью своего народа, несмотря на то, что ферейданцы исповедуют Ислам и говорят на сильно отличающемся от грузинского языке. Грузинские историки называют этих ферейданцев потомками грузин, якобы насильно угнанных иранских шахом в XVI веке, однако в исследованиях Анны Антоновской, легших в основу труда «Великий Моурави», не приводятся фактов насильственного переселения многочисленных грузин на территорию Ирана. Более того, известно, что мусульманские страны лояльно относились к народам, исповедовавшим христианскую религию. Они даже гарантировали  неприкосновенность их религии и жилищ. К примеру, те же армяне в Иране сумели сохранить свой язык и христианскую религию. Так почему же так называемые грузины, переселившиеся в Иран только в XVI веке (что произошло буквально вчера, по историческим меркам), так быстро растеряли христианскую веру и частично язык? Поэтому неразумно предполагать, что ферейданцы за такое короткое время могли забыть свое народное название «грузин» и называться совсем по-другому «ферейданцами». Все это указывает на то, что народ ферейдан на самом деле есть потомки тех 10 тысяч савир, плененных и  насильно заселенных во Внутреннем Азербайджане (Западный Иран) правителем Ирана Хосровом Анушурваном в середине VI века. Название «Савир» происходит от названия «Сурбер» (Сұрбөрі). Сұрбөрі (сюйбу) – это знаменитое племя «Көкбөрі» («серый волк»). Слово «сурбур» («сұрбөр») встречается в персидских и греческих письменных памятниках как «сиавур»Поэтому государство, которое жужаны основали в Закавказье, получило название Савир. 

Название «ферейдан» видимо изначально звучало как «бөріден» («от волка», т.е. «народ происходящий от рода волка», от рода «бөрі»). Позже под влиянием персидского языка оно трансформировалось в «ферейдан». Это доказывает ложность утверждения русских историков «о плененных и насильно заселенных Хосровом Ануширваном 10 тысяч хазар». Родство ферейдан и грузин доказывает что они потомки легендарной Савирской империи, правившей Закавказьем между IV и VI веками. Если это так, то следовательно савиры-журжаны являются предками современных грузин-журзан. 

Известно, что гунны захватили Закавказье во второй половине IV века, а чуть позже там появилось государство Савир. Закавказское государство Савир в свое время была величественной империей, которую боялись Иран и Византия. После смерти царя Болах (Бұлақ), престол заняла его вдова Боарикс (Бөріқыз). С этого самого момента правители Савира стали переходить в византийское христианство. Занявший позже ее место царь Зилигда (Жілікті), его наследник Муагер (Мұрагер) поддерживали тесный союз с Византией и приняли христианскую религию. Савир – это названия правящей династии, а сам народ империи назывался журжан. Арабский историк Аль-Масуди писал, что в X веке в Малом Кавказе живет большая нация журзан исповедующий христианство. Это название «журзан» позже трансформировалось в «гурзан» и окончательно установилось как «грузин». Таким образом, основатели закавказской империи Савир, приняв византийское христианство, основали грузинскую нацию.  Деление грузинского языка на 18 различных диалектов говорит о том, что в числе грузинской нации сосуществует множество кавказских наций. Однако фундамент нации был сформирован тюркоязычными журжан-жужанами. Можно сказать, что византийский церковный язык в корне изменил журжан-грузинский язык. Даже если и так, то основные грузинские слова сохранили казахскость: «Мен, сен, сенің, қала, ошақ, адам, нәзік, бар, тапал, қаріп, сақтаушы, көше, шиша, шалбар, сағат, перде, елтірі, зере, сыпырғы, сурет, шабыс, дарбаза, естімеу, сұрау-біліс, кеше, сапаржүгі, қағаз, шанышқылы, болды, талқан, қолы, шошу, ақшам, бабам, сатылы, айран, бақ, Самарадан, ұшқыр, шошқа еті, шәлі и т.д.» - все эти слова казахского наречия слабо отличаются от грузинского языка. Кроме того, наши слова подтверждают множество казахских слов в грузинском языке, а также то, что национальный грузинский музыкальный инструмент точь-в-точь домбра.

Название «Савир» происходит от названия «Сурбур» (Сұрбөрі). Сұрбөрі (сюйбу) – это знаменитое племя «Көкбөрі» («серый волк»). Здесь надо отметить, что в казахском языке «көк» и «сұр» взаимозаменяемые слова (к примеру, «көк аспан» и «сұр аспан» имеют одинаковый смысл). Само название народа («жужан») было внесено в историю китайскими летописцами без буквы «Р» из-за отсутствия аналога данного звука в их языке. Настоящим же названием народа был журжан, а их правящая династия называлась «сурборас» («сұрбөрас»). Эта династия всегда была главным оппонентом династии тюрков Ашина. Слово «сурбур» («сұрбөр») встречается в персидских и греческих письменных памятниках как «сиавур»Поэтому государство, которое жужаны основали в Закавказье, получило название Савир.

Известно, что именно гуннские правители основали империю Савир, и то, что савиры отправились на Кавказ из нашей степи в IV веке. А Каспийское море во времена Жужанского каганата называлось Жужанским. Если это так, то именно жужаны (журжан-журзан) основали Савирское государство, они были основным населением Савирского царства. Грузины издревле жили в этом регионе и никогда не населяли Северный Кавказ или Дагестан. Это еще одно косвенное доказательство правопреемственности грузин от Савирского царства. Однако российские ученые снова исказили факты для своих нужд. Они говорят: «Хазары напали на Иран из Дагестана в составе савирского войска в 556 г., и Хосров, победивший их, переселил часть хазар в Закавказье». Таким образом, они пытаются представить события времен правления Кавада I (523 год) и события времен правления его сына Хосрова Ануширвана (556 лет), между которыми прошло 33 года, в одно и то же время. 

Ибн аль-Асир пишет, что хазары поселились на земле, которую царь Кавад I захватил у савиров (между рекой Аракс и Ширваном). Кроме того, хазар не было в армии Савирского царства во время их походов на Иран. 

Во времена Хосрова Ануширвана царство Савира было полностью разрушено, а город Тбилиси попал в руки иранцев. Армия Хосрова Ануширвана в этих войнах, похоже, была собрана из хазар, ведь в дальнейших летописях написано, что хазары жили в районе от Каспийского моря до Тбилиси (данные аль-Масуди и Ибн аль-Асира). После разрушения Савирского царства главной державой в Закавказье стали хазары. Царь Хосров боялся, что на месте Савирского царства возникнет Хазарское царство. Опасаясь этого, он избрал правителя для каждого народа в Закавказье и создал множество маленьких княжеств. Названия этих княжеств в переводе на русский язык звучат как «престол», «филаншах», «лакзов», «маскат». Одно из них, вполне вероятно, может звучать как «хазар» в арабском оригинале. Хосрой Ануширван прекрасно понимал, что если хазары станут сильнее, они начнут грабить иранские города. Для предотвращения походов хазар они построили на границе Ирана и Закавказья мощные крепости и города, важнейшим из которых является город аль-Баб и его крепость, построенная между горами и морем. Русские историки говорят, что аль-Баб это и есть современный город Дербент. Именно таким образом сформировалось представление о том, что «хазары жили на территории современного Дагестана, а граница между Ираном и хазарами проходила вблизи границы современного Дагестана и Азербайджана».

На самом же деле записи, сделанные Ибн аль-Асиром, ясно доказывают, что город аль-Баб находился недалеко от современных границ Ирана и Азербайджана В частности там сказано следующее: 

«И построил Кобад стену, прилегающую к одной части той местности. Когда же он скончался, царем стал его сын Ануширван, положение его укрепилось, и совершил поход в Фергану Бурраджан, он, по возвращении, построил город Шабаран и город Маскат и город ал-Баб-в-ал-абуаб, который был назван Ябуаб потому, что он был построен на дороге в гору. И построил другие, кроме этих, города и для каждых ворот прохода он построил каменный замок. И построил Ануширван стену, с моря, и провел ее по вершинам гор и устроил над ней железные ворота и назначил людей для ее охраны. И выбрал Ануширван царей, которых он распределил по разным областям, и между ними владетель Престола и Филаншаха и Лакзов и Маската и других. И оставалась Арминия в руках персов до появления ислама... Покончив с ал-Бабом, Сурака послал Букайра ибн-'Абдаллаха, и Хабиба ибн-Масламы, и Хузайфу ибн-Усайда и Сальмана ибн-Раби'и к населению тех гор, которые окружают Арминию; при этом Букайра он послал в Мукан, Хабиба – в Тифлис, Хузайфу – в горы аллан и Сальмана – в другую сторону.  ...В этом же, 762 году восстали тюрки и хазары в Баб-аль-абуабе и убили большое число мусульман в Арминии...» (Ибн аль-Асир, Полный сборник летописей)

Здесь сказано, что город Аль-Баб находился рядом с Арменией (город Дербент и Армения явно не соседи). Арабский историк и географ Х века Аль-Масуди также пишет, что город Аль-Баб находился на границе с Арменией. Он ясно показывал, что город Аль-Баб был расположен на хребте Кавказских гор, который упирается в Хазарское море (Каспийское), а хребет с другой стороны горы упирается в Черное море (на берегу которого расположен город Трабзон): «Одни из отрогов горы, как мы уже сказали, подходит к Хазарскому морю около ал-Баба. Другой отрог идет к упоминавшемуся морю Майтас, куда выходит Константинопольский пролив. На этом море лежит Трапезонд, прибрежный город...» (Аль-Масуди, История Ширвана и Аль-Баба). Город Трапезонд в этих данных наглядно доказывает, что упоминаемые горы - это Малый Кавказ. Другими словами, город Аль-Баб находился у подножия Малого Кавказа, у прибрежья Каспийского моря. Эти две арабские летописи, подлинность которых признана учеными, со всей очевидностью подтверждают, что (1) город Дербент не является городом аль-Баб, что (2) Хазарский каганат изначально находился в Закавказье, а (3) Хазарский каганат и Ирана граничили с Арменией до прихода мусульман. Таким образом, мы видим, что утверждение русских о том, что «Дагестан, Поволжье и Западный Казахстан входили в состав области Хазарского каганата» абсолютно ложно.

Ибн аль-Асир рассказывает, как войско Тюркского каганата (казахи) завоевало Закавказье в VII веке: «Когда же воцарился Хосрой, он построил в округе Сула и Джоражана много построек и укрепленные замки, которыми он укрепил всю страну. И направился хакан Синджибур в его страну. Это был величайший из тюрок и он привлек на свою сторону хазар, абхазцев и баланджара и они подчинились ему. И выступил он (хакан) во главе большого числа (воинов) и написал Хосрою, требуя с него подать и угрожая ему, если он (этого) не сделает. Но Хосрой не удовлетворил ни одной из его просьб, так как он укрепил свою страну и укрепил область Арминии так, что она могла довольствоваться (для своей защиты) небольшим числом (воинов). И повернул хакан в свою страну, не достигши своей цели, так как он не мог ничего сделать...» (Ибн аль-Асир, Полный сборник летописей).

Здесь несколько раз упоминается Хосрой (Хосров). Следует понимать, что в начале цитирования (Хосров Ануширван) и в конце (Хосров II Парвиз) - это два разных человека. Второй из них был внуком Хосрова I Ануширвана и правил между 570 и 628 годами. В документе сказано, что тюркский хан Синджибур сначала покорил хазар, абхазов и балджаров, но его дальнейший поход на Иран провалился, так как он не сумел сломить иранские укрепления в армянском регионе. Упоминание Армении как границы земель абхазов, хазар, балджаров и Ирана еще раз ясно доказывает, что все эти события происходили в Закавказье. В этом походе Синджибур представлял Тюркский каганат, отчего историки допускают, что армия Тюркского каганата зашла в Закавказье лишь в первой половине VII века (если быть точнее, в 626 году). Хосрова I Ануширвана в то время уже не было в живых - он умер в 579 году. 

Итак, правителем Ирана во время нападения Синджибура был Хосров II Парвиз. Российские ученые, используя то, что дед и внук носили одно имя, и изображают их как одного правителя. Таким образом, создается бездоказательный вывод, что Синджибур и Истеми хан — одно и то же лицо, и фальсифицируют завоевание Истеми-ханом страны эфталитов (территория современного Туркменистана) и завоевание Синджибур-ханом Закавказья как единое событие. Чтобы сделать ненадежными данные главного своего разоблачителя Ибн аль-Асира, они пишут, что Ибн аль-Асир просто скопировал данные из иранских летописей. Кроме того, они иначе называют имя тюркского хана, завоевавшего Закавказье в 626 году, пользуясь сфальсифицированными ими же ирано-византийскими летописями. Однако сочинения Ибн аль-Асира, которые европейцы первыми заметили и сумели перевести на свои языки (отчего не могли быть фальсифицированы российскими историками) доказывают, что правда совсем иная. Это ясно показывает, что именно Синджибур завоевал Закавказье, а затем попытался пройти через армянский регион в Иран. Эти же данные свидетельствуют о том, что Синджибур и Истеми-хан, завоевавший территорию современного Туркменистана, два абсолютно разных человека. Это еще одно свидетельство того, как российские историки планомерно фальсифицировали историю народов Евразии, переписывая прошлое в соответствии с политикой христианской империи.

Ибн аль-Асир не называет хазар войском Синджибура. Напротив, он говорит, что Синджибур покорил хазар вместе с абхазами и балджарами, что говорит о том, что к моменту вторжения Синджибура хазары были местным народом, проживавшим в Закавказье. Синджибур отправился в Иран, но сильные укрепления Хосрова II Парвиза на границе страны помешали ему. Тот факт, что Синджибур вернулся в свою страну, доказывает, что он прекратил свой поход на Иран и вернулся в Закавказье, то есть в район созданного им Хазарского каганата. Тот факт, что Хосров II Парвиз усилил оборону армянской области, показывает, что граница между Ираном и Хазарским каганатом проходила в Армении. 

В 620 году Тюркский каганат раскололся надвое, а династия Ашина утратила свою власть на территории современного Казахстана. Здесь начал свое правление их оппонент, жужанская династия Сурберас-Шибераш, которая основала Западнотюркский каганат (Он Ақ Түтін қағанаты) в этом регионе. Синджибур был представителем тюркской династии Ашина, но после потери власти ушел на Кавказ с подвластной ему частью казахского народа. Таким образом, Синджибур привел казахов в Закавказье в VII веке. Он подчинил себе местные народы (хазары, абхазы, кумыки, аланы) и основал свое государство. В Закавказье на тот момент господствовали хазары. Иранцы признавали эту землю владениями хазар, поэтому созданное Синджибуром государство вошло в историю как Хазарский каганат. Другими словами, на самом деле Хазарский каганат был основан казахами. 

Синджибур хан происходил из династии Тюрки Ашина (Төргі Ашина). Ученые подтверждают это, говоря, что Хазарским каганатом правили лишь представители Тюрки Ашина. Здесь важно отметить, что династия Тюрки Ашина и династия Жужан Сурберас (Сұрбөрас) были главными соперниками в борьбе за власть на всей территроии Евразии и обе эти династии происходят от древного правящего рода Асылұя (АС) («драгоценное гнездо») правившим в древности Хуньской империей. Во времена Тюркского Каганата династия Ашина своего оппонента династию Сурборас (Сұрбөрас) называли «шибораш» («шибөраш») («шакал голодный»), а сами себя они называли как «бөріші», в значении «охотящийся на шакала». Принадлежность Синджибура к знаменитой династии подтверждается самим его именем, которое при правильном произношении звучало как «Асұяңшыбөрі». В арабские рукописи оно попало уже согласно правилам арабской письменности:  اثيانشيبورى Асйаншибури, ثيندشيبورى – Синдшибур.

Итак, согласно записям Ибн аль-Асира, хазары пришли в Закавказье в 523 году, а казахи покорили Закавказье сто лет спустя в 626 году. Уже в VIII веке здесь существовал город-крепость Қазақ (Казах), что отмечено арабами пришедшими в VIII веке в Закавказье. Это подтверждается и рукописями византийского императора, называвшего в IX веке закавказские степи страной Касахия. Российские историки пишут, что «Хазарский каганат был основан в VII веке на территории современного Дагестана», а Ибн аль-Асир пишет, что этот регион уже в то время (VII век) носил название Дагестан: «И написал он царю Джурджана, Зернан-Сулу, и тот ответил ему и заключил с ним относительно Джурджана мир, по которому он платить джизью с тем, чтобы Сувайд прекратил войну с Джурджаном и оказал ему помощь в случае, если он, Зернан-Сул, будет побежден. Сувайд (Он оставался там) до тех пор, пока не собрал харадж и не познакомился с границами его (Джурджана), для защиты которых он приставил тюрок из Дахистана, причем тех, кого он назначил для их защиты, он освободил от джизьи, тогда как с остальных он ее взыскал. Говорят, что завоевание их было в 639 году.... В 729 году тюрки вторглись в Азербайджан, где их встретил ал-Харс ибн-‘Амру и обратил их в бегство. Ал-Джаррах вступил в страну хазар со стороны Тифлиса, завоевал их город ал-Байд'а и возвратился благополучно...» (Ибн аль-Асир, «Полный сборник летописей»).

Абзацем выше упоминается, что царь Журжана (Грузия) просил помощи у арабского полководца Сувейда для защиты своей страны от хазар и обещал платить налоги. Сувейд разместил тюрков с территории Дахистана (возможно «Тағыстан», в значении «дикая страна») на границе Хазарского каганата и Журжанского царства. Из этих записей ясно, что мусульманский халифат в VIII веке отобрал территорию современного Азербайджана у Хазарского каганата (Журжанское царство в горах Малого Кавказа также признала власть халифата), а границей каганата и халифата были земли близ Тбилиси. Хазарский каганат на тот момент сумел сохранить земли от колхидских степей до берегов Черного и Азовского морей. Это вкупе с тем, что Дагестан в те годы уже назывался своим настоящим именем, еще раз говорит, что Хазарский каганат не мог находиться на территории Дагестана.

Ибн аль-Асир ясно давал понять, что хазары и тюрки – две отдельные страны, которые были союзниками: «Тем временем тюрки объединились с хазарами и вступили с мусульманами в кровопролитную войну. В этом, 652 году хазары и тюрки одержали победу над мусульманами.... В этом, 722 году одна мусульманская армия, во главе которой стоял Сабит ан-Нахарани вступила в страну хазар со стороны Арминии. Собравшись в очень большом количестве, хазары, которым на помощь пришли кипчаки и другие тюркские племена, встретили мусульман в месте, известном под названием «Луг камней...». В этом, 730 году был убит ал-Джаррах ал-Хаками ибн-'Абдаллаха. После того как ал-Джаррах обратил хазар и тюрок в бегство, они снова явились со стороны Аллана...» (Ибн аль-Асир, Полный сборник летописей).

Здесь Ибн аль-Асир пишет, что мусульмане напали на Хазарский каганат с территории Армении в VIII веке. Это в который раз говорит о том, что Хазарский каганат находился на территории современной Грузии, на границе с Арменией. Далее, здесь говорится, что кипчаки помогали хазарам в той войне. Народ, который Ибн аль-Асир именует «кипчаками», был казахами. Видимо, что из арабского оригинала слово «касак» перевели на русский язык виде «кашак» и затем этот названия «кашак» представили как искаженную арабами названия «кипшак». Таким образом, им удалось скрыть названия народа казах, использовав для этого названия казахского племени «кипчак». Российские ученые говорят, что «кипчаки были приглашены грузинским царем Давидом из северных степей в XI веке», а Ибн аль-Асир говорит, что 300 лет назад (то есть еще в VIII веке) хазары и кыпчаки воевали вместе с арабо-мусульманской армией в Закавказье. То, что в том регионе до сих пор сохранилось множество мест с названием «Қазақ», а название «Кыпчак» полностью отсутствует, доказывает, что это страна называлась казахской, а не кыпчакской.

Арабский историк и географ аль-Масуди оставил много ценных сведений о Хазарском каганате в X веке. В частности, он писал, что первой столицей Хазарского каганата был город Самандар, а когда регион был завоеван мусульманами, государственный центр был перенесен в город Амал, находившийхся недалеко от Черного и Азовского морей. Кроме того, он оставил сведения, согласно которым в Крыму жили урусы и сакалбаны (русы и сакалиба), а современная область Дона была территорией Великого Булгарского царства. Из тех документов мы видим, что кочевые казахи жили и в областях близ Дона, то есть в Великом Булгарском царстве: «Здесь находятся хорошо снаряженные люди хазарского царя. [Их задача] оказывать сопротивление каждому, кто идет с этого моря или с той стороны земли, части которой простираются от Хазарского моря до Нитас (Черного моря). Это потому, что тюркские кочевники— гузы приходили зимовать в этих местах. Иногда рукав, который соединяет реку хазар с проливом Понта, замерзает, и гузы с их конями переправляются через него. Это большая вода, но она не расступается под ними потому, что [зимой] она крепнет, как камень. Так гузы проходили на хазарскую территорию, и нередко, когда люди хазарского царя, поставленные здесь для отражения гузов, не могли удержать их, выступал сам царь, чтобы воспрепятствовать их прохождению по льду и отогнать их от своего царства; но летом для тюрков нет пути для переправы...» (аль-Масуди, История Ширвана и Ал Баба). 

Конечно, российские переводчики стали называть их «кочевыми гузи». Однако «Древнерусские летописи» отмечают, что в XII веке в этом регионе существовала кочевой народ Касог. Слово «Касог» в старой урусской письменности правильно звучит как «қазақ» (казахи), следовательно «кочевые касоги» - это и есть кочевые казахи.

Арабское название «ғазақ» в рукописях аль-Масуди было искажено до «гузи» в русском языке (в арабском языке нет буквы «г», а буква «ғ» в русском письме пишется как «г»). Вот пример арабского письма: غذق – ғазақ, غذى – ғузи. Из этого следует, что Донщина издревле была заселена казахами. Вероятно, что они обосновались в степях у Черного моря еще в конце VI веке как войско Тюркского каганата.

Теперь обратимся к данным аль-Масуди о народах, населявших регион между Каспийским и Черным морями (ныне Азербайджан, Грузия, Восточный Дагестан и Абхазия): «Вернемся теперь к описанию ал-Баб вал-абваба и племен, живущих поблизости от Стены и горы Кабх (Кавказ). Мы сказали, что вреднейшим из таких соседних народов является княжество Джидан. Его царь — мусульманин, который заявляет, будто он араб из [племени] Кахтан. В настоящее время, а именно в 943 году, он известен как Салифан, и в его государстве нет других мусульман, кроме него, его сына и семьи.... Между Джиданом и ал-Бабом живут мусульмане арабы, которые не говорят хорошо ни на каком языке, кроме арабского. Они живут на границе с царством Джидан, но защищены от него зарослями и реками. От них до города ал-Баб около трех миль, и жители ал-Баб приходят им на помощь. Со стороны Кабха и Сарира Джидан граничит с [землей] царя, называемого Барзбан, который мусульманин, и город его называется Карадж. (*Карах). Они вооружены булавами. Каждый правитель этого царства зовется Барзбан. За этой землей лежит владение Гумик. Его жители – христиане – не подчиняются никакому царю, но имеют начальников и живут в мире с царством Алан. Затем в сторону Сарира и гор – владение Зарика-ран (Зирих-Гаран), что означает “Мастера кольчуг”, потому что большинство из них делает кольчуги, стремена, уздечки, мечи и другие роды оружия из железа. Они исповедуют различные религии: ислам, христианство и иудейство. Их страна гористая, и это защищает их от соседей. Затем идет [владение] царя Сарира, который зовется Филан-шах (Килан-шах?) и исповедует христианство. Его стали называть “Владетель трона”, а его столица называлась Хунзах. Его страна суровая, и по этой причине недоступная, будучи расположена на одном из отрогов Кабха. Царь совершает нападения на хазар и одерживает победы над ними, потому что они на равнине, а он в горах...» (аль-МасудиИстория Ширвана и Ал Баба). 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что примерное расположение города Аль-Баб находилось близ современного города Ленкорон, а неспокойный народ Джидан (еврейский народ) населял территории Бардинского и Тертерского районов современного Азербайджана. Далее: земли правящего народа Барзбан - это земли казахов-мусульман. К такому выводу мы приходим из-за того, что город современный Газах («Қазақ») в русском переводе дан в двух вариантах: Карадж и Карах. В арабской графике они пишутся следующим образом: كزح – казах,  كرح – карах,  كرج – карадж. Другими словами, если русские историки наконец признают, что это на самом деле современный город Қазақ, то им придется признать, что город аль-Баб никак не мог находиться в Дагестане. 

Что касается значения слова «Барзбан», то вполне возможно, что это искажение от слова «Бадшаң» («патша», правитель). Западные казахи, среди которых и адайцы, когда-то жившие на Кавказе, называли правителя не ханом, а «бадша». В арабской графике написание этих слов выглядит так: بارذبان  – барзбан, باضشان – бадшан. Далее тут сказано, что их оружием была булава, точно такое же оружие, какое носили донские казаки (казахи, пришедшие с Кавказа). С ними соседствовали христианский народ «құмық» (гумик). Это был народ, основу которого составляло куманское племя народа хунь. Ибн аль-Асир также упоминал, что в VIII веке существовал город Қазақ (в русском переводе упоминается как «хайзах»), а земли рядом населял народ гумик: «В 738 году Мерван ибн-Мухаммеда ибн-Мервана, будучи правителем Арминии, совершил поход; он ... вторгся в Гумик — укрепленный замок, в котором находились дочь царя и его престол. Царь бежал от него и прибыл в замок по имени Хайзах, в котором находился золотой престол...» (Ибн аль-Асир, Полный сборник летописей).

Из сведении трудов арабских историков Ибн аль-Асира и Ал Масуди видно, что казахский народ в Закавказье во времена арабских завоеваний разделился на два самостоятельных княжества. Казахи, принявшие мусульманство, обосновали отдельную страну со столицей город Казах на нынешней земле Азербайджана, а остальные казахи остались язычниками и сохранили страну Касахия на Колхидской равнине, граничавшей с Черным морем на территории современной Грузии. Ибн аль-Асир добавляет, что человек, завоевавший казахские и кумыкские земли, был правителем армянской области. Это доказывает, что народ гумик в то время населял не Дагестан, а современный Азербайджан. То же самое и с городом Қазақ, так как и аль-Масуди и Ибн аль-Асир четко дают понять, что народ гумик населял земли близ этого города. Напомним, что современный город Қазақ позже был столицей Казахского султаната с XV по XIX век, после он был захвачен Российской империей.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?