Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Меморандум Сер-Али Лапина. Часть 1

1681
Меморандум Сер-Али Лапина. Часть 1    - e-history.kz

Портал Qazaqstan Tarihy продолжает публикацию материалов, предоставленных Б. Алтынбековым, посвященных общественному и политическому деятелю Туркестанского края, лидеру партии «Шуро-и Уламо» Сер-Али Лапину. После насильственного свержения Кокандской автономии осенью 1918 года он прибыл в Берлин для ведения переговоров с германским правительством от имени шести миллионов мусульман.





Читайте также: Неизвестные страницы жизни Сер-Али Лапина. Часть 1


Из числа выявленных документов в Политическом архиве МИД Германии г. Бонна заслуживает особого внимания Меморандум, написанный на немецком языке, который был доставлен в Берлин самим С-А. Лапиным и в последующем вручен официальным лицам внешнеполитического ведомства Германии. Документ интересен тем, что в его подготовке С-А.Лапин принимал непосредственное участие, как лидер партии выражал политическую позицию к происходящим событиям в крае и вел поиск путей обретения независимости Туркестана.

Архивный документ состоит их двух частей. В заглавии первой его части имеется запись от руки «Копия» (Abschrift, на 8 листах, машинопись). Вторая часть его под названием «Дополнительное сообщение к Меморандуму» (Ergänzungsbericht zur Denkschrift, на 12 листах, машинопись) представлена несколькими разделами. Документ был зарегистрирован в Русском отделении Восточного Разведывательного бюро по адресу: Тауэнциен-штрасс 13, г.Берлин (Nachrichtenstelle für den Orient, Tauentzienstr. 13, Berlin). Перевод документа на русский язык выполнен, по возможности, с учетом норм русской грамматики и сохранением духа времени.


ff2e62be-1ff2-4bac-adc1-4e4487c04d85.jpg


МЕМОРАНДУМ

Как Глава бывшего Национального парламента Туркестанской Автономии и посланник единственной влиятельной партии «Улема» в Средней Азии, прибыв от имени шести миллионов [мусульман] для ведения переговоров, имею честь представить Императорскому правительству Германии краткие соображения по некоторым политическим вопросам.

В настоящее время весь Туркестан находится во власти террора большевиков, установивших советскую власть на всей территории. Главной задачей всего населения является скорейшее избавление от этого кровавого господства. Потому как коренное население не имеет возможностей, ресурсов и вооружения для того, чтобы избавиться от тирании большевиков, оно пребывает в уповании на стороннюю помощь. Изначально эта помощь ожидалась с севера и была предвещена чехословаками [Чехословацким корпусом - авт], начавшими наступление на Верный, а также с юга англичанами, находившимися уже в Транскаспийском регионе. Население края, доведенное до отчаяния в течение десятимесячного террора, примет с радостью освобождение, с какой бы стороны оно не пришло, и ясно осознает, что никоим образом при сем не может быть предопределен главный вопрос о самоопределении Туркестана. Освобождение Туркестана от верховенства советского правительства чехословацкими или английскими войсками – это сродни восстановлению независимости от враждебного господства России или всего мусульманского Востока от ненавистного британского протектората над Средней Азией.

С началом Первой мировой войны все мысли и чаяния мусульман Средней Азии были устремлены на немецко-турецкий союз, от которого ожидалось не только освобождение от господства большевиков, но и получение возможности полного отделения от России и самостоятельного политического существования под мощным покровительством Великой Германии. Мусульмане Туркестана являются убежденными сторонниками развития отношений германской направленности, что обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, Германия состоит в союзе с Турцией, престиж которой все еще велик в глазах мусульманского населения Востока как наследницы Халифата; во-вторых, она ведет войну против тех государств, которые веками притесняют и порабощают исламский мир (Англия и Россия); в-третьих, мусульмане оценивают развитую цивилизацию и культуру Германии настолько высоко, что не могут вообразить культурно-экономическое возрождение иначе, как при непосредственном ее участии.

Сказанное справедливо не только для мусульманских народов Туркестана, но и для соседних с ним ханств Хивы, Бухары и Транскаспийского региона. Равно сему, симпатии Афганистана также абсолютно на стороне Германии. Жизненные интересы этой небольшой, но решительной и хорошо вооруженной страны связаны с поиском выхода к Индийскому океану. Покорение Белуджистана является одним из значимых замыслов Эмира Хабибуллы. Этот правитель – один из самых талантливых монархов Средней Азии, пользующийся огромной популярностью среди мусульман Индии, готовых по первому его зову восстать против Англии. Что касается своей политической позиции по отношению к Англии, Хабибулла-хан следует в точности намерениям своего отца – известного вдохновителя Афганистана, мудрого Абдуррахмана-хана, – поддерживая, казалось бы, добрососедские отношения в течение многих лет, он тайно готовится к войне против Англии. На основании достоверной информации смею сообщить, что в мирное время Афганистан имеет 150 000 армию, состоящую из регулярных, хорошо обученных солдат, на вооружении которых имеются современные винтовки английского образца. Она была обучена, вооружена и оснащена самими британцами для отражения возможного наступления России на Индию. При этом численность их вооруженных сил в военное время может быть доведена до полумиллиона человек. Эта армия [надо признать] весьма незначительна для Хабибуллы, чтобы начать самостоятельно военные действия против Индии, и такой сильной державы, как Англия, но, была бы достаточной, если бы Хабибулла почувствовал за собой сильную руку и имел полную убежденность в поддержке немецко-турецкого союза, чтобы начать долгожданную кампанию против Индии и нанести удар в самое сердце Англии. Хабибулла три года ждал такого похода против Индии.

Военные действия в Индии возможны при поддержке немецко-турецкого союза, но только после освобождения территории Туркестана от англичан и большевиков, после того как будет образовано независимое государство из бывших среднеазиатских владений России, которое способно мобилизовать армию должным образом численностью до одного миллиона человек в рассматриваемый период военных действий.

Ход развития событий и мировой войны свидетельствует, что советское правительство рано или поздно будет ликвидировано объединенными силами чехословаков, англичан и Белым движением – вначале в Средней Азии, а затем и в Центральной России. Это привело бы к частичному восстановлению Восточного фронта против Германии в случае, если она не предпримет ко времени необходимые меры по защите советской власти в Центральной России, в тоже время, и освобождению Туркестана от его ига, тем самым создав необходимые предпосылки для подготовки нанесения удара по Англии в Индии, которая является ахиллесовой пятой британской империи.

Помимо чисто экономических интересов в Средней Азии, основанных на экспорте туркестанского сырого хлопка и перспективах инвестирования немецкого капитала в природные богатства страны, Германия имеет шанс завоевать весь среднеазиатский рынок для сбыта промышленной продукции и, если она хочет закончить мировую войну поражением Англии, должна уже сейчас, не теряя удобного случая, своевременно приступить к реализации своих стратегических и экономических интересов в Средней Азии.

Текущий момент для этого более чем благоприятен, поскольку вооруженные силы англичан в Средней Азии, как и большевиков, во-первых, немногочисленны, истощены и не превышают несколько тысяч человек с каждой стороны. Во-вторых, чехословаки, казаки и белогвардейцы, направляющиеся из Оренбурга и Семипалатинска в Туркестан, кажутся столь немногочисленными, что их продвижение было частично приостановлено небольшими силами дезорганизованной в то время Красной гвардией. Наконец, в-третьих, оккупация Баку турецкими силами заложила бы основу стратегического плацдарма в Средней Азии, вследствие чего представилось бы возможным организовать экспедицию небольшими силами в Туркестан и, если бы она велась из Турции, то все население Средней Азии приветствовало бы его как долгожданного друга и освободителя. Все это сопровождается важной политической составляющей – дружеские отношения Германии с Советским правительством позволяют без особого затруднения добиться согласия на отправку в Среднюю Азию специальной экспедиции для борьбы с Англией, тем более, что она находится в состоянии войны с Советским правительством и идет рука об руку с русской контрреволюцией. Таким образом, Германия может возложить на Турцию ликвидацию Советской власти в Средней Азии и подготовку к походу в Индостан мусульманского населения совместно с Афганистаном, проявляя при сем свою лояльность к ведению переговоров с советским правительством.

По нашему усмотрению, весь замысел взаимодействия Германии и Турции на мусульманском Востоке будет зависеть от воли Берлина и в принятии срочных мер. Эти меры сводятся к подготовке турецкой военной экспедиции из Баку в составе 2-х пехотных дивизий, кавалерийского полка и воздухоплавательного парка. После перехода Каспийского моря означенная войсковая экспедиция должна продвинуться из Красноводска двумя соединениями: одна дивизия выдвигается по главному караванному маршруту через Про, Мерв, Чарджуй и Бухару, другая – в направлении Нукус – Перовск – Ташкент. Пополнение и усиление войсковых соединений будет осуществляться ополченцами Кыргызстана, Сартов и Туркменистана по мере их продвижения для того, чтобы воссоединиться в Ташкенте или Самарканде, на что потребуется от четырех до пяти месяцев. Намеченное продвижение войск должно проходить вдоль железнодорожной магистрали.

Необходимо доставить в Туркестан стрелковое оружие и снаряжение для 50 тысяч военнослужащих, принимая во внимание то обстоятельство, что в течение нескольких месяцев будет сформирована 300 000 мусульманская армия. Было бы весьма уместно использовать 10 000 военнопленных мусульман, находящихся в Германии и Австро-Венгрии, в качестве военных инструкторов туркестанской армии. Присутствие подводных лодок и гидропланов с целью освобождения регионов Каспийского моря – Астрахань от большевиков и Персии от англичан, – было бы также весьма желательным во избежание каких-либо непредвиденных акций со стороны тыла.

Тайное высшее руководство и войсковое обеспечение, необходимое для реализации поставленной задачи, возлагается на германское правительство. 

Бакыт АЛТЫНБЕКОВ

E-mail: altynbek.bakyt@gmail.com

Продолжение читайте здесь: Меморандум Сер-Али Лапина. Часть 2

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?