В те далекие времена названия друг другу давали соседствующие народы, поэтому, вполне реально, что название «Кангью» народу дали сакские племена.
В подготовке статьи использованы материалы Бекжана ӘДЕНҰЛЫ из книги «Тайная история казахов».
Почему именно «Кангью»? Вероятно, саки называли своих соседей так, потому что те в свое время бросили степные просторы и переселились в горы, что на их наречии звучало как «Қаңғы-үй» («скитающееся племя»). Это же название позже было переиначено китайскими летописцами на более звучное для них «кангью».
«Некоторые названия сакских родов всё же сохранились в истории: массагеты, даи (дахи, даки, даги), апасиаки, парны, кангхи и др.»
«Из истории Сак-Скифов»
Китайские летописи говорят, что во ІІ веке до н.э. кангью населяли северо-западную горную область Ферганской низменности. Обитая в этих горах, кангью попали под влияние Хуннской империи и стали кооперироваться с соседствовавшими хуннскими племенами аланов (ұлан-лань).
В І веке до н.э., скорее всего не без помощи Хуннской империи, кангью стали править всем сакским народом на степной территории современного Казахстана, основав Царство Кангью. Лев Гумилев, исследовавший китайские источники, пришел к выводу, что Царство Кангью целиком и полностью зависело от Хуннской империи. Помимо прочего, в этих рукописях сказано, что государство Кангью обитало в «голодных степях» и было в напряженных отношениях с соседствующим государством Уйсунь.
Примечательно, что российская историография предпочитала указывать «голодную степь» не на территории Бетпакдалы, а намного южнее – в местечке Мырзашол. Как бы то ни было, из древних рукописей становится понятно, что территория Царства Кангью брало начало именно с Бетпакдалы и простиралось дальше на север. Граница царства с уйсунями лежала в районе Аральского моря, реки Шу и проходила вдоль побережья озера Балхаш. Из этого следует вывод, что практически вся территория современного Казахстана, за исключением южных областей, находилась под властью Царства Кангью.
«Царство Кангюй, расположенное в степях между Аралским морем и Балхашом, было и осталось союзником Хунну. От Средней Азии, или Турана, его отделяли бесплодная степь Бетпакдала и пески Муюнкума. На востоке он примыкал к Тарбагатаю, на западе граничил с государством Яньцай. «Истории старшей династии Хань» сообщает, что Кангюй имел пять вассальных владений. На карте они помечены на северном берегу Чу. Расстояние между ними приводится. Это как раз протяжение Чу от Чу-илийского хребта до Сыр-Дарьи, около Кзыл-Орды. (В «истории старшей династии Хань» сказано, что западный сосед Кангюя – Яньцай – от него независим, а в «истории младшей династии Хань» говорится, что от Кангюя зависимы и Яньцай и его северный сосед – Янь. Подчинение Кангюем этих соседей произошло уже в I-II веках н.э. Волгу кангюйцы не переступили.). Отношение Кангюя с Китаем были всегда враждебными. Кангюй сильно враждовало с Усунью. Подчинение же Усуни Китаю вызвало военное вмешательство Кангюя, причем разделенная и деоорганизованная Усунь не могла защитится. Однако и кангюйцы не были в состоянии полностью разгромить Усунь без посторонней помощи, поэтому они искренне желали успеха хуннам. Усуни же, признав протекторат Китая, польнастью порвали с хуннами»
Лев Гумилев. История народа хунну
Как известно, падение Хуннской империи началось с распрей принцев, боровшихся за власть. Существуют сведения, что один из принцев, который дал начало бунта в Хуннской империи, скрывался в Царстве Кангью. Династия шанью, видимо, не простила племя, которое укрыло мятежного принца.
«Опасаясь Хуханье и китайцев, Чжичжи принял предложение кангюйского владетеля присоединиться к нему для совместного похода на Усунь. Кангюйский царь радушно принял Чжичжи, дав ему в жены свою дочь, а сам женился на дочери Чжичжи. Непонятно, почему 3 тысячи хуннов могли иметь такое значение для страны, которая могла выставить 120 тысяч всадников. По неизвестным причинам кангюйский царь чем-то оскорбил Чжичжи, а тот убил свою жену – кангюйскую царевну и несколько сот знатных кангюйцев, причем тела последних были изрубленны на мелкие куски и брошены в реку. Казалось бы, после этого кангюйцы должны были стереть в порошок маленький хуннский отряд, но этого не случилось. Наоборот, когда вскоре прибыло китайское посольство, его приняли враждебно и даже оскорбительно»
Лев Гумилев. История народа хунну
Когда в І веке народ распавшейся Хуннской империи пришел в наши земли, власть в Царстве Кангью полностью перешла в руки правителей бывшей Хуннской империи. Пришедшие хунны сумели покорить западного соседа кангью государство Яньцай и северных Янь. Таким образом, в І веке вся нынешняя казахская степь от Тарбагатая до Волги перешла во власть хуннов. Началось взаимная ассимиляция двух народов (местных саков и пришлых хуннов). Поскольку отныне власть в регионе была в руках у хуннов, этот край стал называться «Хунзах» («сторона хуннов»), впоследствии ставшая общим названием всего местного населения. Позже название «Хунзах» в течение нескольких веков сократилось до «Хзах» и окончательно утвердилось как «Хазах». Из этого следует, что казахский этнос был образован еще между І и IV веками под общим названием «Хунзах», а между IV-VI веками окончательно утвердился как «Хазах».
После всего этого племя кангью, совсем потеряв ведущую роль в своем некогда Царстве Кангью, скорее всего заключило перемирие с врагом Уйсуньской империей и перекочевало ближе к их совместной границе. Здесь следует отметить, что существование современных потомков племени канлы, до сих пор обитающих в Жетысу и на Арале (Сырдарья), было заложено еще в те времена. Таким образом, они сначала присоединились к Уйсуньской империи, а позже, в V-VI вв., во времена Тюркского каганате, вместе с кочевой частью бывшей Уйсуньской империи вошли в состав народности «Хазах».
Кангью вернулся на сцену мировой истории в VI веке, но уже под названием «қаңғы-лар» (в иноязычной версии – «кангары»). Вероятно, что современное название племени «қаңлы» и стало утвердившимся вариантом «қаңғы-лар»: сначала была потеряна часть «-ғы», а после через промежуточное название «қаңлар» «қаңғылар» стало «қаңлы».
Основную военную силу династии Түркі Асылжік (тюрки сельджук), в Х веке выступившие с территории Сырдарьи, подчинившие народ Уз (оғыз) и распространившие там Ислам, составляло племя қаңлы. В целом, это говорит о том, что в промежуток между VI и XI вв. племенем қаңлы правила династия Асылұя. Сейчас можно с уверенностью сказать, что ру «ақ қаңлы» семиреченских канлы берет начало от правителей древнего Царства Кангью, а основу ру «түрке» сырдарьинских канлы произошло от племени Түркі Асылжік (тюрки сельджук).
Династия Түркі Асылжік (тюрки селджук) была основана правителем Маликом Сельджук аль-Гази, унаследовавшим после смерти своего отца титул Сю-баши. Этот титул – тот же самый титул «Асүй басы» (глава Асылуй, глава династии Ас), деформированная под влиянием арабской письменной графики.
В XIII веке, во времена правления тюрков сельджуков, на территории современного Стамбула существовал рынок, т.н. Hanli Pazaar, на месте которого сейчас развернулся один из старейших и крупнейших базаров мира. Об устройстве этого базара подробно описано во многих трудах турецких историков. Название рынка Hanli Pazaar схож с казахским «Қаңлы базары», что может говорить о вкладе канлы в правление тюрков сельджуков, в т.ч. и при завоевании территории современной Турции.
Греческие рукописи связывают племя кангью с сако-скифским этносом, а в некоторых из них указано, что племя алан относится к родственным сак-скифам сарматам. Историки Царской России утверждали, что среднеазиатские сак-скифы – персоязычный этнос, а тюркоязычные племена появились в Средней Азии несколько столетий спустя. Для доказательства своих утверждений они использовали племя алан. В последнее время такая же работе ведется и со стороны некоторых казахстанских ученых-историков, которые пытаются доказать персидское происхождение среднеазиатских сак-скифов. Некоторые из них используют племя кангью, а в частности – городище Култобе.
Город Култобе был расположен у подножья гор, на территории Южного Казахстана. По существу, он был местом обитания персоязычных таджиков. Найденные там каменные персоязычные надписи сторонники персидского происхождения сак-скифов называют трудами племени кангью, хотя в них не было ни слова о племени кангью, ни других доказательств того, что их оставили именно кангью. Другими словами, у города Култобе нет ничего общего с племенем кангью.
Российские специалисты предпринимали и другие попытки «доказать свою правоту». В частности, они утверждали, что сходство ирон-осетинского языка с иранским наречием, а также наличие народности дигор (представители племени алан) в составе осетин доказывают ираноязычность аланов, а как следствие персоязычность скиф-сарматов (саков). Между тем, они замалчивают, что тюркоязычные карачаи и балкары до сих пор называют друг друга аланами. Они также закрывают глаза на то, что осетины состоят из двух разных этносов (иронцы и дигорцы). Иронцы составляют большинство осетинского народа (более 80%), а дигорцы – соответственно меньшинство. Кроме того, последние до сих пор сохраняют тесные родственные связи с карачай-балкарцами. Этим историкам хорошо известно, что ирон-осетины, в отличие от дигор-осетин, никакой исторической связи с аланами не имеют. Вместе с тем, ирон-осетины не понимают язык дигор-осетин.
Сталин же в свое время запретил использовать дигорский язык, тем самым ускорив переход дигорцев на язык ирон-осетин. Многие сохранившиеся слова дигорцев схожи с карачай-балкарскими словами. Это говорит о том, что дигорцы, как и карачай-балкарцы, являются потомками аланов и то, что аланы были тюркоязычными. Поэтому доводы о персоязычности сако-скифского этноса безосновательны и бездоказательны.
Одно важное обстоятельство в подтверждение этой темы: в последние годы в Иране были найдены сведения по истории казахского народа. Иранские рукописи гласят о том, что казахи как народ под своим названием существовал еще в Х веке, а племя кангью в этой рукописи было указано в составе казахского народа.
Персидский поэт Фердоуси в эпосе «Рустам» указывал, что на нашей территории в Х веке было Казахское ханство и, что его кочевой воинственный народ называл себя КАЗАХАМИ. Об этом в начале XIX века писал исследователь казахской истории Алексей Левшин, труды которого в те годы публиковались в европейских изданиях. Благодаря этому обстоятельству его труды дошли до наших дней, благополучно избежав цензуры или уничтожения со стороны исторических цензоров Российской империи и Советской власти.
«Большая часть русских писателей пологает, что первые Казаки произошли или составились у Татар, что у них же родилось название Казакь, и от них перешло ко всемь отраслям прежде бывших и ныне существующих казаковь. Мысл сию, к которой мы уже привыкли, опровергают Восточные Историки, утверждая, что Казаки составляли самостоятельный и независимый народ в отделеннейщих веках нашего леточисления. Некоторые даже относять их существования далее Рождество Христова. Достоверно то, что Фирдевси, или Фердуси, живщии около 1020 года, то есть: за два столетия до появления Монголо-Татар на запад, в Истории Рустема, упоминает о народе Казаках и Ханах Казакских. Из сочинении его и древнейщих летописей Персидских, которым он пользовался, известно, что Казаки древние, подобно поздейщим, прославили имя свое грабежами и набегами, что главное оружие их были копья…
А.И.Левшин. ОБ ИМЕНИ КИРГИЗ-КАЙСАКОВ»
Это значит, что Малик Селджук аль-Гази - представитель правящей династии Казахского ханства. Окончание его имени «аль-Гази» («әл-Ғази») на самом деле – «әл-ғазақ» в значении «из казахов». Следовательно, полное имя – «Малик Селджук из казахов». Использовав некоторую потертость в древних рукописях, позволивших «спутать» букву «қ» с буквой «и», российские историки умышленно извратили слово «ғазақ» на «ғази» в арабской письменности, тем самым спрятав само существование названия «ғазақ».
Сам Малик Селджук аль-Гази в Х веке выдвинулся с побережья Сыр (территория казахов) в сторону народа огуз (племенной народ «үзік», позже «үз») и завоевал их. Известно, что в составе его армии было племя канлы. Конечно, из-за того, что Төргі Асылжіктер (тюрки селджук) на протяжении столетий правили огузами (үз), они запамятовали казахский язык и стали огузоязычными.
В написании статьи использованы материалы из книги «Тайная история казахов» Бекжана ӘДЕНҰЛЫ