Караман-ата (Ка-
харман-ата) был
одним из трехсот миссионеров,
приехавших в Мангистау
распространять суфизм.
Караман-ата в переводе с
казахского языка означает
Черный дедушка. Легенды
разных народов рассказывают о разных старцах
Караманах. В каракалпакских легендах рассказывается об одноглазом великане – людоеде Карамане,
которого обхитрил и убил
батыр Есим. В другой каракалпакской легенде Караман – злой и жадный бай,
проклятый за клевету и
оскорбление Ходжи Ахмеда Яссави и превращенный
шейхом в собаку-людоедку. Имя «Караман» встречается и в туркменских
легендах: в далекие времена среди туркмен жили
два брата Акман и Караман. Большим уважением
и почетом пользовались
они среди сельчан. Что-то
стало причиной большой
ссоры братьев с Ходжой
Яссави. И братья вынуждены были переселиться
со всеми своими сопле-
менниками – самырами на
запад, в Мангистау. После
смерти одного из братьев
был возведен некрополь и
построена подземная мечеть. Сохранились и другие предания о Карамане.
В казахских преданиях Караманата назван сыном
Ихсана (Есен-ата) и внуком
Чопан-ата (Шопан-ата).
Он во всем был похож на
деда, творил много чудес,
построил мечеть в одном
дне пути от могилы Шопан-ата. После смерти Караманата был похоронен
вблизи мечети. Однако, где
именно, до сих пор неизвестно. Мечеть Караман-Ата весьма почитается. На
ней присягают именем
святого все, от кого требуется очистительная присяга. Случалось, что ложно
присягнувшие именем Караман-ата тут же умирали,
и род их вскоре прекращал
свое существование. До
наших дней дошло пре-
дание местных жителей о
том, что однажды между
двумя родами, кочевавшими в Мангистау, произошел спор по одному очень
важному делу. Для решения спора договорились
принять присягу сто чело-
век с каждой стороны на
могиле Караман-ата. Одна
сторона, будучи неправой,
тоже приняла присягу. После клятвопреступления
участники неправой стороны попытались отойти
на сто шагов от места клятвы и оседлать коней, чтобы
отправиться домой. Вдруг
услышали гром, подобный
пушечному выстрелу. Лица
их помрачнели, и все сто
замертво упали с лошадей.
Наиболее распространена
в народе следующая легенда: поспорили однажды
между собой туркменский
и казахский народ. Чтобы
покончить спор миром,
решили привлечь к разбирательству Бекета-ата.
Бекет-ата предложил со-
вершить спор у могилы
Карамана-ата. Было принято в то время у казахов
спорить на единственного
сына какого-нибудь из известнейших в племени людей. Выбор пал на Кошана,
сына известного батыра
Кожаназара. Бекет-ата посадил перед собой Кошана
на черную лошадь. В седло воткнул шило и изрек:
– Если не прав казахский
народ, то наказание постигнет тотчас. Тут, откуда
ни возьмись, разразилась
молния и ударила в шило.
Бекет-ата, схватив мальчугана на руки, на крыльях слетел с коня и благополучно приземлился.
Вторая сторона, не желая
признать свое поражение, решили продолжить
спор на своей туркменской
земле, в святом месте Шикабр-Ата (Конеургенч), в
шестистах километрах от
Караман-Ата. Бекет-ата
предложил не терять времени зря и встретиться в
Шикабр-Ата на утреннем
намазе. Бекет-ата вместе
с Кошаном обратились в
лебедей и благополучно к
утру добрались до условленного места. Прибыв
с опозданием, туркмены
признали победу второй
стороны. Благодаря Бекет-ата дело порешилось
миром. Это легенды. В
реальной жизни клятвы
над могилой Караман-ата
всегда были суровыми и
категоричными. Клялись
на род, на детей. При этом
совершался обряд: при-
носящий клятву обходил
кругом святое место, дотрагивался до Корана, вырывал из земли растение
с кореньями, приговаривая: «Как растение карают
смертью, выкорчевывая из
земли, так род пусть умрет,
если лжет, произнесший
клятву». Неподалеку от
изгороди некрополя Караман-Ата имеются захоронения. Поговаривают,
что там, в сорока шагах от
ограды некрополя, захоронены черные люди, хоть
раз поклявшиеся на лжи.
Говорят, ровно столько шагов до лжи. До правды же
путь еще длиннее.
ЛЕГЕНДЫ О СВЯТОМ СТАРЦЕ КАРАМАНЕ-АТА
05.10.2016
9567