Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Машгур Жусип в публицистике М. Козыбаева

1826
М.Козыбаев неоднократно обращался к творчеству Машгур Жусипа Копеева, что подчеркивает значение наследия мыслителя для отечественной исторической науки.

История Казахстана сохранила имена неординарных личностей, умевших сохранить достоинство и внутреннюю свободу независимо от внешних условий. Они упоминаются в публицистике видных общественных деятелей, периодической печати, народной памяти. Так, академик М.Козыбаев неоднократно обращался к творчеству Машгур Жусипа Копеева, что подчеркивает значение наследия мыслителя для отечественной исторической науки. М.К.Козыбаев – автор более 800 научных и научно-популярных работ, в том числе 30 монографий, более 50 коллективных трудов, учебников и учебных пособий. Заслуженный деятель Казахской ССР (1986 г.) В том же году перешел на работу из Главной редакции Казахской советской энциклопедии в Институт истории, археологии и этнологии, заведующим отделом историографии и источниковедения, а в июне 1988 г. единогласно избран директором Института, где трудился до самой кончины.

Из 53 лет трудовой деятельности М.К.Козыбаева 40 - посвящены науке. Это о нем академик НАН РК С.З.Зиманов сказал: «Его феномен редок и оригинален – он интеллектуал в гуманитарной сфере, наиболее изменчивой и  неустойчивой области духовной жизни общества и народа». С конца 1980-х – в начале 1990-х годов, когда формирование суверенного государства Казахстан, рост национального самосознания народа, крах советской государственной системы и коммунистической идеологии коренным образом изменили положение исторической науки в обществе, возглавляемый академиком М.К.Козыбаевым институт внес огромный вклад в разработку актуальных проблем истории Республики Казахстан. В результате произошел отказ от идеологизации, европоцентризма в изложении и трактовке событий и фактов, изменилась методология исторических исследований без прежней узкой ориентации на классовые приоритеты и монопартийность. Непреложным фактом развития исторической науки Казахстана стал принцип: государственное единство, национальное и духовное согласие должны формироваться под воздействием глубокого изучения исторических процессов.

Ученым-историком М.К.Козыбаевым разработаны новые подходы в освещении таких ключевых проблем истории Казахстана, как формирование территориальной целостности казахской государственности, освободительная борьба казахов против джунгарских завоевателей, национально-освободительные движения против царизма в XVIII- начале XX вв., др. Впервые в исторической науке им разрабатывалась концепция развития степной цивилизации на евразийском пространстве. В рамках обозначенной большой цели, Козыбаев углубленно занимался реанимацией творчества изветсных мыслителей прошлого. В конце 2000 г. Манаш Кабашевич посетил Северо-Казахстанский университет, который носит сегодня его имя. Ученый принял участие в пленарном заседании и работе исторической секции Международной конференции, внимательно слушал доклады молодых ученых. К открытию конференции была приурочена презентация книги «Елим-ай» казахского жырау XVIII в. Кожабергена, уроженца Северного Казахстана. Академик М.Козыбаев также приложил немало усилий для популяризации творчества Машгур Жусипа Копеева на страницах СМИ и научных изданий. Глубоко символично обращение ученого к духовности предшественников, колоссальной силе таланта казахских жырау.

 Конец 80-х – начало 90-х годов в отечественной историографии ознаменован глубокими проработками истории национально-освободительных движений, в том числе под руководством Кенесары Касымова, Жанхожи Нурмухамедова, восстановлением объективной истории движения «Алаш» и автономии Алаш-Орда.

Огромная работа под руководством академика М.Козыбаева велась по разработке истории казахской государственности, деятельности хана Абылая, др. Итогом научного поиска явились книги М.К.Козыбаева: «История и современность», «Проблемы отечественной истории: методология, историография и источники» в 2-х томах, «Труд во имя победы», «Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски», «Тарих зердеси» в 2-х томах, «Жауды шаптым ту байлап», «Актандактар акикаты», «Дала оркениети жэне улт», вышедшие в 1991 – 2001 гг.

Заслуги академика М.К.Козыбаева в развитии отечественной исторической науки, его плодотворной государственной и общественной деятельности по праву отмечены высокими государственными наградами. За монографию «Казахстан – арсенал фронта» в 1970 г. он был удостоен звания лауреата премии им.Ч.Ч.Валиханова. За цикл работ по актуальным проблемам истории Казахстана в 1995 г. ему была присуждена Государственная премия мира и духовного согласия. Заслуженный деятель науки Казахстана (1986), почетный профессор Семипалатинского государственного университета им. Шакарима (1998), Карагандинской государственной медицинской академии (1999), Костанайского государственного университета им. А.Байтурсынова (2001), университета им. Х.Досмухамбетова, Кзылординского государственного университета им.Коркыт-ата.

Он был остроумным оратором, веселым собеседником, отзывчивым человеком. В нем сочетались высокая работоспособность, независимость суждений, умение обнаружить неординарный подход к решению проблем. О нем вспоминает известный писатель, общественный деятель Герольд Бельгер: «Он был из тех, кого казахи называют «сегиз кырлы» - восьмигранным. О нем можно сказать: историк божьей милостью. Горизонт его интересов и видения был необычайно широк. Он все взвешивал, осмысливал, анализировал сквозь призму национального самосознания. Этот коренастый, большеголовый, импульсивный, доброжелательный азамат обладал магическим даром притягивать к себе людей». (Из книги воспоминаний о М.Козыбаеве «Жулдызы жанган гулама». – А., 2003).

Стихотворные произведения Машгур Жусипа М.К.Козыбаев рассматривает как одновременно и историографические, и источниковедческие, поскольку уроженец Прииртышья кропотливо собирал, записывал и анализировал тексты эпоса, фольклора, высказываний казахских жырау. Неподдельный интерес к народному достоянию, сопоставительное изучение фактологической стороны текстов принесли Жусипу Копееву известность именно как знатоку и ценителю прошлого.

Самородный талант Жусипа Копеева, неординарность личности, харизматизм социального поведения в действительности способствовали росту популярности исторических песен, поэм среди жителей Северо-Восточного Казахстана. Смело можно назвать М.Ж.Копеева просветителем, популяризатором народного творчества. В начале ХХ в. сокровищница мудрости, ясного и понятного назидательного слова подпитывала плеяду ярких общественных и государственных деятелей Казахстана. Мыржакып Дулатов, к примеру, искренне радовался, что в казахском народе есть достойные мастера слова, к числу которых он отнес Абая Кунанбаева, Мажгур Жусипа, Шоже, Орынбая, Кыпшакбая, Нуржана. В известном сборнике «Оян, казак!», адресованном соотечественникам, Дулатов перечислил названных авторов, как гордость нации: «Оралдан Абубакiр молла шыкты, Омбыдан Кыпшакбайдай жорга шыкты. Торгайда Акмолла мен Нуржан жатыр, Шоже, Орынбай, Машгур Жусiп о да шыкты».

Другие деятели «Алаш» цитировали в своих произведениях и устных выступлениях наставления казахских жырау, брали в качестве примеров жизненные биографии батыров, биев. Цепочка исторических временных связей таким образом не прерывалась, благодаря подвижничеству Жусипа Копеева.

Академик М.Козыбаев в книге «Жауды шаптым ту байлап» приводит отрывок из четырехтомной рукописи М.Жусипа «Мес», посвященный известному Бухар-жырау. В нем Машгур Жусип отмечал, что в народе Бухар-жырау имел прозвище «Комекей аулие» в связи с характерной особенностью его речи. Впервые об этом интересном наблюдении Машгур Жусипа академик Козыбаев написал на страницах газеты «Казак адебиети» в 1993 г.

Несмотря на то, что из наследия Бухар жырау до наших времен дошли лишь 1300 строк, Машгур Жусип в свое время высоко оценил творчество поэта-импровизатора. В частности, как подчеркивает историк М.Козыбаев, он сравнивал значение произведений Бухар-жырау с трудами Платона, а его осмысленную жизнь – с жизнью библейского Ноя. Такова заслуженная оценка потомками заслуг предшественников, которая отражает диапазон души самого Машгур Жусипа.

В последние годы в учебной и специальной литературе наблюдается рост активности исследователей в плане популяризации творчества казахских жырау, поэтов, мыслителей, прозаиков, незаслуженно стертых из анналов истории и литературы, культуры Центральной Азии. Это признак объективности процесса познания, поскольку современные духовные процессы невозможны без реконструкции традиционно приемлемых приоритетов, без возрождения лучших образцов гражданского сознания и социального поведения.

В указанном аспекте, труды академика М.К.Козыбаева сыграли и еще сыграют свою роль в подъеме духовной планки современного казахстанского общества, поскольку основаны на высоком интеллектуальном и духовном багаже. Как первопроходец в некотором роде, своими начинаниями он успел «застолбить» интересные сюжеты в тематическом разнообразии отечественной исторической науки. Среди них - творчество Машгур Жусипа, оцененное в свое время руководителями «Алаш».

Литература:

1.  Жулдызы жанган гулама. – А., 2003.

2.  Козыбаев М.К. Дала оркениети жэне улт. А., 2001.

3.  Дулатов М. Шыгармалары. А., «Жазушы», 1991, 76 б.


Муканова Г.К.

(СКГУ им.академика М.Козыбаева, г. Петропавловск)



Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?