Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

НАЦИОНАЛЬНО- ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1916 ГОДА / Основные движущие силы восстания

8164
НАЦИОНАЛЬНО- ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1916 ГОДА / Основные движущие силы восстания - e-history.kz

Основные движущие силы восстания

Основной движущей силой восстания были представители нацио­нального крестьянства ― шаруа, а также представители нарождавше­гося рабочего класса, ремесленники, представители зарождающейся национальной интеллигенции. Участвовали в нем и представители других слоев казахского народа: баи, волостные управители, бии. В целом национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане было мононациональным, за исключением его южных областей (Семиречья и Сырдарьинской области), где наряду с казахами в восстании участвовали уйгуры, узбеки, киргизы, дунгане и представи­тели некоторых других народов.

В казахском обществе отношение к указу царя и восстанию было неоднозначным: определенная часть феодально-байской верхушки, а также чиновники так называемой туземной администрации безого­ворочно поддерживали царский указ и стали его главными проводни­ками в жизнь; радикальные представители казахской интеллигенции (Т. Бокин, Ж. Ниязбеков, А. Жунусов) резко выступили против него и призывали народ к вооруженному сопротивлению, а лидеры либерально-демократической интеллигенции, объединенные вокруг газеты «Ка­зах» (А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов), занимали нереши­тельную позицию. Они неоднократно пытались убедить царскую администрацию не спешить с мобилизацией, провести подготови­тельные мероприятия, вместе с тем призывали не оказывать сопро­тивления выполнению указа, не без основания полагая, что безоруж­ный народ станет жертвой жестоких репрессий царизма.

Постепенно стихийное движение стало принимать организован­ный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье.

Причины восстания

Основные движущие силы восстания

Центры движения

Ход восстания

Причины поражения

Историческое значение

Глоссарий

Использованная литература

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?