«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Правление Узбека

6625
Правление Узбека

После Тохты ханом становится Узбек, сын его брата. Тогрул отец Узбека был убит самим Тохтой еще в 1291 году, а сам Узбек избежал смерти, так как его мачеха Баялун (супруга Тогрула) спасла его, отправив в улус Джулат Черкес (Западный Кавказ). Возмужав, Узбек после смерти Тохты начал борьбу за ханский престол. Проблема утверждения у власти Узбек-хана рассматривалась многими исследователями. После издания в 1884 году первого тома Сборника материалов по истории Золотой Орды (извлечения из арабских источников), утвердилась точка зрения о том, что Узбек унаследовал трон от бездетного Тохты. После издания второго тома Сборника материалов по истории Золотой Орды (извлечения из персидских источников), где присутствовало два рассказа о том, что Узбек захватил власть после убийства сына Тохты, появились точки зрения о том, что хан Узбек пришел к власти в результате переворота.

Исследователь Мыськов Е.П. считал, что Узбек был избран курултаем на трон Золотой Орды мирным путем, его мачеха Баялун и двоюродный брат Кутлук-Тимур очень содействовали этому путем подкупов и оказания различных услуг эмирам.

Мыськов Е.П. аргументирует свою позицию следующим образом:

1. У Тохты не было наследников – это следует из указаний египетских авторов о смерти Ильбасара за три года до смерти Тохты, а возможный сын Ильбасара был слишком мал для восшествия на престол. Хотя Мыськов Е.П. признавал, что теоретически Узбек мог захватить власть, «вонзив нож в Ильбасара».

2. Сообщения египетских послов, бывших во время смерти Тохты в Золотой Орде и воцарения Узбека, ничего не говорят о нелегитимности Узбека.

3. Узбек был избран ханом не как мусульманин и только после того как стал ханом, он принял ислам и объявил ислам государственной религией, после чего начались репрессии против немусульман.

Ниже мы бы хотели остановиться на главных действующих лицах:

Тохта действительно уничтожил многих своих родственников: кузена Телебугу-хана, своих родных братьев Кадана, Алгуя, Кутугана, Тогрула, Балагана, Яку, преемника Чимпая и Таджу, сына Яку в улусе Чимпая, Ногай погиб в борьбе с Тохтой, дети Ногая по именам Джеке и Турай, а также брат Тохты Сарайбуга были казнены по его приказу. Согласно Рашид ад-Дину у Тохты было три сына: Йабарыш, Иксар, Тукел-Бука. Согласно Таварих-и гузида-йи нусрат-нама (произведение шибанидской историографии, так же как и Чингиз-наме Утемиша Хаджи), у Токты был один сын Йабарыш. Согласно Муизз ал-Ансаб у Тохты было три сына: Тукал-Бука, Балуш, Илсар, а сыном Илсара был Исан-Бука.

Ильбасар, наследник Тохты, который получил удел на Яике, стал владельцем, по нашему мнению, бывшего улуса Чимпая, правители которого Яку и его сын Таджу, были союзниками Ногая в его борьбе с Тохтой. Кроме того, видимо, после казни Тайджу (Такаджу) его жены с детьми отошли к Бурлюку, брату Тохты, что объясняет «двойное отцовство» царевны Тулунбай, которую называли то дочерью Бурлюка, то дочерью Такаджу, сына Хинду, сына Теку (здесь Теку (Яку) и Хинду перепутаны местами). Согласно Рукн ад-дину Бейбарсу Ильбасар умер в 709 году хиджры (11 июня 1309—30 мая 1310).

Тукул-Буке достался в удел бывший улус Ногая, в Исакчи, на реке Дунай, вместе с которым, по всей видимости, он получил бывших эмиров Ногая. Мы отождествляем его с Ток-Бугой из нутинов, из сообщения Утемыш Хаджи, а Баджир уйгур, по всей видимости, был его главным эмиром, которого мы можем отождествить с Маджи, бывшим эмиром Ногая, перешедшим с 30 000 всадников к Токте.

Баялун. Согласно Утемиш Хаджи, она была матерью Узбек-хана и женой Тогрула, отца Узбека, которая по левирату стала женой Тохты, согласно ибн Халдуну, она была всего лишь женой отца Узбека, на которой женился сам Узбек после воцарения. Согласно Пахимеру Баялун – Мария Палеологиня, дочь Андроника II, жена Токты-хана. Ибн Батута рассказывает, что в гареме Узбека находилась Баялун, дочь константинопольского императора, и что она ездила в Константинополь, чтобы родить там своего первого ребенка, позже она не вернулась к Узбеку, оставшись в Константинополе. Тут надо отличать двух Баялун. Первая Баялун умерла в 1323 году. Была ли она византийкой не понятно. Известно, что у нее был брат Байдемир, который определенное время был наместником в Хорезме. Изначально первая Баялун была женой Тогрула, который являлся вместе с некоторыми братьями соправителем Теле-буги.

Вторая Баялун – неизвестная по имени побочная дочь Андроника III от неизвестной матери. Вышла в 1330 г. замуж за Гийас ад-дина Мухаммеда Узбека, хана Золотой Орды, племянника Тохты. О детях от этого брака ничего не известно.

Кутлук-Тимур, согласно Ибн Батуте он был сыном тетки Узбека (его мать - дочь Менгу-Тимура).

Исатай кият. Он был родственником Бурундая кията, соратника Бату и Шибана.

После изложения всего вышеперечисленного мы бы хотели изложить свое видение развития ситуации:

Ильбасар, официальный наследник Тохты, умер в 709 году хиджры (11 июня 1309—30 мая 1310). Новым наследником Тохты стал сын Ильбасара, Исан-Бука.

В 1312 году Тохта, оставив во главе армии, пограничной с Хулагуидами царевича Узбека, возвращался в Сарай. В местности Курну он умер. На курултае второй сын Тохты Тук-Бука с эмиром Маджи (Баджир) из уйгуров оспорил права Исан-Буки и стал главным претендентом на избрание ханом. В это время Узбек ехал на курултай для участия в нем. Кутлук-Тимур, его кузен, уже присутствующий на курултае, передал Узбеку либо дезинформацию о планируемом убийстве, либо правду о том, что Узбека планируют убить. Прибыв на курултай, Узбек и Исатай кият убили Тук-Бугу и Маджи (Баджир) уйгура. Официальной версией случившегося стала то, что сам Тук-Бука и его эмир Маджи планировали убить Узбека. Был ли на самом деле заговор против Узбека, историкам узнать видимо, не суждено, в распоряжение разных источников попала официальная версия о причинах убийства Ток-Буги и Маджи уйгура. После этого кровопролития Баялун, жена Тохты с помощью подкупов смогла добиться избрания Узбека ханом на курултае.

Только после восшествия на престол Узбек принял ислам и через некоторое время начал борьбу с немусульманами, а также начал проводить свою административную реформу, лишившую всех Джучидов,  потомков 16 сыновей Джучи (кроме линий Бату и Орды, а также шибанидов) их уделов.

Административная реформа хана Узбека с одной стороны была уникальна. С другой стороны ее механизм прослеживается во многих обществах как Азии, так и Европы. Всего мы имеем только одно известие об этой административной реформе хана Узбека из Утемыш-хаджи.

Данное прямое свидетельство косвенно подтверждается рядом признаков, что позволяет нам думать, что данная реформа имела место быть.

Если полностью доверять Утемыш-хаджи, то окажется, что Узбек-хан отнял улусы у всех Джучидов за Ордуидов. Шибаниды, видимо, тоже изначально были лишены всех улусов, но потом Исатай кият выделил два племени для Шибанидов в управление.

Известный список 92 узбекских родов и племен связан именно с административной реформой Узбек-хана. При хане Бату было всего около 17 улусов, отданных детям Джучи (помимо улусов Орды и Бату, вместе с которыми было 19 улусов). Данное число косвенно подтверждается как данными Утемыш-хаджи, так и данными о «18 братьях Батота» (плюс улус самого Бату). Позже были выделены еще 4 улуса, которые образовывались по принципу войск тама (один из таких улусов улус Тама-Токты) – выделением определенных контингентов от каждого улуса. В каждом улусе по традиции выделялось 4 военачальника (карачи-беки), возглавлявших рода или «сборные тысячи». В итоге, когда произошла административная реформа Узбек-хана, все племена, которые раньше подчинялись главам улусов, стали напрямую подчинятся Узбек-хану. Исходя из того, что улусов было 23, и в каждом улусе было по 4 племени, то этим можно объяснить такое число (23*4=92) «узбекских родов». Названия родов носили атрибутивную форму, то есть рода Узбека, а позже Узбек превратился в среднеазиатский экзоэтноним.

Для того чтобы понять механизм успешной реализации административной реформы Узбек-хана, стоит обратиться к теории классика неоинституционализма Мансура Олсона о «кочевом и оседлом бандитах».

М. Олсон выделял два типа правителей в обществе, где отсутствует централизация и существуют примерно равные материальные ресурсы у разных клановых группировок: 1. «Кочевые бандиты». 2. «Оседлые бандиты». Население заинтересовано в существовании одного бандита, а не нескольких. Так как один грабит один раз, а несколько по нескольку раз. Тут также стоит отметить логику эволюции (при оседлом населении). Как писал Олсон: «с монополизацией воровства (когда «кочевой бандит» становится «оседлым» и начинает противостоять другим «кочевым бандитам»), жертвы воровства могут ожидать, что они сохранят какой-либо накопленный из посленалогового дохода капитал, увеличивая свои будущие доходы и налоговые поступления своему оседлому бандиту». «Преодоление анархии кочующих бандитов возникает подобно рыночному порядку, из эгоистических стремлений тех же бандитов к максимизации взимаемой с общества дани.  Необходимые условия этой максимизации образуют новый принципиально новый порядок, власть оседлого бандита становящегося автократом. Самоограничение в налогообложении и предоставление общественных (в том числе защита населения от других кочующих бандитов) приводят к гигантскому скачку в росте выпуска и как результат доходов самого автократа. Этот переход к качественно новому порядку можно называть государственной революцией, обеспечившей расширение производственных мощностей общества». Olson M. Dictatorship, democracy, and development American Political Science Review, Vol. 87, No. 3 (Sep., 1993), pp. 567-576.

Здесь стоит отметить, что в данном случае бандит выступает метафорой и не несет негативного оттенка, более того такая метафора справедлива для всех средневековых обществ, где наблюдалась борьба за централизацию государства, где непокорные феодалы боролись против центральной власти.

Административную реформу Узбек-хана можно назвать тем актом, который положил начало классическому периоду в Золотой Орде. Нейтрализация «кочевых бандитов» (изъятие улусов у Джучидов) привела к росту экономики Золотой Орды и установлению порядка на всей ее территории.

В рамках политической системы улуса Джучи существовало 23 улуса, из которых улус Бату был по материальным ресурсам одним из 23 улусов, но при этом наследники Бату обладали нематериальным ресурсом, таким как легитимность. В период правления Тохты большая часть улусов была интегрирована к улусу Бату, путем назначения на посты глав улуса близких родственников Тохты. Но сама политическая система не менялась, новые институты не были созданы. Таким образом, власть Тохты структурно была похожа на власть Бату: Бату и Тохта правили не на основе политических институтов, которые зависели от центральной власти институционально, а на основе личной харизмы, когда силой авторитета и войсками близких родственников он мог влиять на всех владельцев улусов. Кроме того, видна разница между походами ханов Золотой Орды в эпоху до Узбека и при нем. До Узбека, например, в эпоху Ногая, походы носили грабительский характер, цель которых состояла в приобретении материальных благ, нередко случались ссоры из-за добычи, как например между Ногаем и Теле-Бугой. В эпоху же Узбека походы были уже государственными предприятиями и зависели целиком от воли хана.

С точки зрения неоинституционализма улус Джучи было особенным государством, в нем присутствовали кочевой и оседлый элементы, что приводило к тому, что победа «оседлого бандита» не была предопределена, как это было в чисто оседлых государствах.

В то же время Узбек-хан изменил полностью политическую систему, создав и реформировав политические институты в Золотой Орде.

Помимо поддержки податного населения и традиционной легитимности, у Узбек-хана был еще один потенциальный ресурс, который он использовал в полной мере

К высшему слою политической элиты Золотой Орды относились Джучиды, правители улусов, в то время как родоплеменная знать не играла важной роли. Можно предположить, что некоторые представители родоплеменной знати были недовольны своим местом в политической элите, но не имели никаких рычагов для изменения ситуации. Верхние страты политической элиты Золотой Орды были заняты Джучидами. Когда Узбек-хан пришел к власти, он решил использовать родоплеменную знать как противовес власти джучидов. Ибн Батута сообщает нам о 17 эмирах-темниках, которых он видел на пиру у Узбек-хана. Мы предполагаем, что эти представители родоплеменной знати были теми людьми, которых Узбек-хан выдвинул на место правителей улусов вместо Джучидов. С учетом того, что кроме улуса Бату и 17 улусов темников оставалось 5 улусов, можно предположить, что именно эти 5 улусов остались в управлении у некоторых Джучидских кланов Ордуидов и Шибанидов.

По нашему мнению, процесс административной реформы Узбек-хана выглядел следующим образом:

1. Избрание ханом:

1.1. Изначально Узбек-хан прибыл на курултай, где Тук-Буга, сын Тохты оспорил права сына Ильбасара на трон.

1.2. Во время курултая Узбек и его сподвижники физически уничтожили Тук-Бугу и его сторонников.

1.3. С помощью подкупов Байалун Узбек-хан был избран на курултае ханом и обрел легитимность как наследник Бату .

2. Административная реформа.

2.1. Мусульманство здесь выступало альтернативной идеологией податного населения, в котором Узбек-хан видел, безусловно, союзников в борьбе против «кочевых бандитов». Поэтому, не порывая с монгольской идеологией (она выступала источников легитимности династии Батуидов), Узбек-хан начал движение в сторону ислама.

2.2. Не дожидаясь отъезда всех Джучидов, бывших на курултае, Узбек-хан посадил их под арест и передал Исатаю кияту. Данное действие было наиболее эффективным, так как все оппоненты будущей реформы находились в одном месте и не имели под рукой военных ресурсов своего улуса, так как никто не ожидал репрессий со стороны Узбек-хана.

2.3. Наиболее выдающихся Джучидов Узбек ликвидировал физически. В источниках упоминаются от 20 до 120 убитых царевичей. Если верить первой цифре, то, видимо, были уничтожены все главы улусов (Джучиды), бывшие на курултае.

2.4. Узбек-хан назначил на место репрессированных Джучидов (руководителями улуса - темниками) представителей родоплеменной знати. Скорее всего, им обычно мог являться один из представителей четырех кланов из этого улуса.

2.5. Все Джучиды из подвластных улусов были собраны и отданы под начало Исатая кията.

2.6. Некоторые царевичи смогли выступить против политики Узбек-хана. Например, мятеж Баба-огула, потомка Джочи-Хасара и сторонника Хайду.

2.7. Близкие сподвижники Узбек-хана. Можно выделить четверых карачи-беков Узбек-хана.

1. Кутлук-Тимур. Способствовал убийству Тук-Буги и воцарению Узбек-хана.

2. Исатай кият. Согласно Утемыш-хаджи был послан за Узбек-ханом с войском и стал его соратником. Почекаев Р.Ю. путает его с Исой уйшином , а самого Ису кията называет «основателем провинциальной династии Крыма». Но как мы видим из источников, в частности Утемыш-хаджи, ближайшим соратником Узбек-хана назван именно Исатай кият, а Иса уйшин не упомянут. Упоминается он (Иса уйшин) позже, в эпоху хана Джанибека, в связи с историей своего сына Амата и внука Салчена. Вполне можно предположить, что Исатай кият был приближенным Узбек-хана, а Иса уйшин был региональным правителем улуса Крым и братом Тулек-Тимура. Реконструкция же Мустакимова И.А. имени Исатая кията как Астая, нам кажется не обоснованной. Кроме того имя Исатай встречается и других первоисточниках, например Бузанчар кият в сочинении Таварихи Гузидайи Нусрат-наме назван потомком Исатая кията (не Астая) .

3. Нангудай кунгират относился к племени кунгират и вырос вместе с Узбеком в вилайете черкесов (улус Джулат Черкес).

4. Алатай сиджиут. Согласно Утемыш-хаджи был послан за Узбек-ханом с войском и стал его соратником. Согласно Утемыш-хаджи, ему в подчинение было отдано племя минг. В дальнейшем упоминания о нем минимальны.

Другие существовавшие эмиры могли играть менее важную роль.

Как видно из этого списка, на первые роли у Узбек-хана вышли кияты во главе с Исатаем и кунгираты. Видимо они смогли укрепить свою власть настолько, что во время начала смуты кияты играли большую роль как на востоке, так и на западе улуса Джучи (Мамай и Тенгиз-Бука), в то время как кунгираты смогли в союзе с Хызыром основать самостоятельное государство в Хорезме. Безусловно, корни такого могущества были заложены еще в эпоху Узбек-хана.

Таким образом, можно отметить следующее:

1. При Тохте-хане происходила централизация власти без изменения политической системы Золотой Орды. Власть хана Тохты институционально была похожа на власть хана Бату, так как базировалась на личной харизме. Узбек-хан усилил централизацию Золотой Орды на основе реформы ее политических институтов власти (лишение Джучидов своих уделов, выдвижение родоплеменной знати вместо Джучидов, прямое подчинение улусов центру).

2. Реформа удалось в силу поддержки тремя слоями населения: оседлым податным населением, торговыми кругами (в основном мусульманами) и родоплеменной контрэлитой. Произошла смена элит и Джучиды отошли на второй план, на первый план помимо хана вышли такие роды как Кият и Кунгират.

3. Другим фактором успешности административной реформы стали неожиданные репрессии по отношению к Джучидам. Случились они, скорее всего, сразу же после избрания Узбека ханом Золотой Орды, когда Джучиды, участвовавшие в курултае, еще не успели разъехаться по улусам. Фактором неожиданности и недоступности больших воинских контингентов в подчинении у улусных правителей-Джучидов вот время курултая, объясняется успех репрессивных мер по отношению к Джучидам.

4. Административная реформа Узбек-хана по своему характеру была схожа с механизмом, описанным Мансуром Олсоном, а именно трансформация «кочевого бандита» в «оседлого» со всеми вытекающими последствиями (большой экономический рост в силу обеспечения политической стабильности, расцвет культуры, строительство инфраструктуры и т.д.).

Придя к власти, Узбек-хан постепенно изменил политическую систему государства, изменил флаг Золотой Орды и перенес столицу. Что касается флага Золотой Орды: недавно казахстанские историки обнаружили некоторые европейские карты, по которым можно восстановить изображение Золотоордынского флага. Первой такой картой является портулан Анджелино Далорто (иногда пишут как Анхелино Дулсерт). Портуланами назывались морские карты эпохи Возрождения с конца XIII до XVI века, на которых показана акватория Средиземного и Черного морей, а также часть европейской Атлантики. Всего Анджелино Далорто сделал два портулана: Первый портулан датируется 2-й половиной 1320-х гг. Второй портулан, из собрания Парижской Национальной библиотеки, датирован 1339 годом и составлен на острове Мальорка. С точки зрения Золотой Орды нам интересен второй портулан, так как на нем изображена территория Золотой Орды с символами власти Золотой Орды. Если бегло смотреть на карту можно увидеть символ Золотой Орды: тамга дома Бату вместе с полумесяцем. Если же потом посмотреть на край карты, восточнее Причерноморья, то на карте вы можете увидеть хана Узбека и те же символы. Причем из картинки становится ясно, что это символы, части флага. Таким образом европейский автор в 1339 году изображал флаг Золотой орды как полумесяц и тамгу дома Бату расположенную рядом.

Уточнить изображение флага позволяет Каталонский атлас 1375 года. Данный атлас называют вершиной каталонской школы средневековой картографии. Считается, что автор атласа был знаком с трудами путешественников Востока, к примеру с мемуарами Марко Поло. Данный атлас был подготовлен в городе Пальма-де-Майорка Авраамом Крескесом с сыном Иегудой Крескесом по заказу Хуана I, короля испанского королевства Арагон. Позже он был подарен французскому королю. Сейчас хранится в Национальной библиотеке Франции в Париже. На данной карте мы видим некоторое количество золотоордынских городов с флагами, которые мы уже наблюдали на карте 1339 года. Те же самые полумесяц и тамга дома Бату. Но один город изображен с немного другим флагом. Город, находящийся на реке Волга, на карте расположен возле изображения Джанибек-хана (сын Узбек-хана). Флаг, отображенный на этом городе, похож на предыдущий флаг, но он обозначен без полумесяца. Так как одновременно двух флагов не могло быть, мы можем предположить, что данный флаг это предыдущий флаг, который был актуален для Золотой Орды в 1269-1313 годах до того момента, когда ислам не стал государственной религией Золотой Орды. Скорее всего, именно тогда в тот старый флаг с тамгой дома Бату добавился новый элемент полумесяц. Поэтому мы можем считать, что флаг с тамгой дома Бату на белом фоне – это флаг Золотой Орды до прихода к власти Узбек-хана. Также интересным является вопрос, почему этот флаг был обозначен на одном городе. По нашему мнению, данным городом был Старый Сарай (Сарай-Бату, или как его еще называли Сарай ал-Махрус), город, основанный Бату в 1240-ых годах. В то же время в 1332 году Узбек-хан перенес столицу из него в Новый Сарай (Сарай ал-Джедид). Видимо, старый флаг остался как символ старой столицы на карте, ведь в те времена, когда Сарай-Бату был столицей Золотой Орды флаг не должен был включать в свой состав полумесяц и должен был включать в себя только тамгу дома Бату. С большой долей уверенности, мы можем сказать, что полумесяц в новый флаг добавлен был при Узбек-хане. Таким он был и запечатлен в европейских картах XIV века.

Таким образом, на данный момент мы можем утверждать, что в Золотой Орде было два флага, четко зафиксированных в европейских картах. Первый флаг действовал со времен Бату и его преемников до конца 1312 года. А второй стал официальным флагом Золотой Орды во времена хана Узбека в 1313-1330-ых годах (в 1339 году он уже фиксируется). Новый флаг должен был символизировать то, что ислам стал государственной религией в Золотой орде. Вполне возможно, после падения дома Бату и прихода к власти Тука-Тимуридов и Шибанидов (боковые ветви правящего дома) флаг изменился, включив туда тамгу данных кланов (Тарак-тамга) за место тамги дома Бату (Босага-тамга).

Узбек-хан изменил систему управления Золотой Ордой и реформировал административно-чиновничий аппарат, в котором появились новые мусульманские должности: муфтии, кади (судьи). Узбек-хан активно занимался экономическим развитием Золотой Орды, обустройством новых торговых путей. В это время Улусы Чагатая, Угедея и Хулагу были охвачены гражданскими войнами, что привело к переносу торговых путей на север по территории Золотой Орды, где в отличие от южных соседей присутствовала политическая стабильность. Любой купец мог проехать безопасно с берегов Дуная до Алтая по территории всего улуса Джучи. Во времена правления Узбек-хана в Золотой Орде начался повсеместный рост количества новых городов и увеличение размера старых городов. В 1332 году Узбек-хан перенес столицу в Новый Сарай (Сарай ал-Джедид). Узбек унифицировал и централизовал страну, победил местный сепаратизм. Как отмечал Сафаргалиев М.Г., на китайской карте 1331 года Узбек-хан обозначен как единоличный правитель улуса Джучи, чьи владения начинаются от берегов Иртыша и устья Сырдарьи и заканчиваются далеко на Западе.

При Узбек-хане сложилась классическая схема управления русскими княжествами, которая известна из множества источников. Один из русских князей получал ярлык (жарлык-указ) на правление. Он обязан был собирать «выход», налоги с русских княжеств, которые расчитывались исходя из переписи населения. Уровень налогообложения не был высок и последующее исходящее из этого факта название «татаро-монгольское иго»  как характеристика вассальной зависимости русских княжеств от Золотой Орды не является научным, а является идеологическим штампом и историографическим мифом.

Основным геополитическим соперником Золотой Орды по-прежнему оставался Улус Хулагу. Претендуя на территорию Азербайджана, войска Узбека совершили ряд вторжений туда, но не смогли достичь серьезных успехов.

Узбек на более высоком уровне поддерживал дипломатические отношения с Папой Римским, Византией, Индией, странами Западной Европы, Узбек-хан смог возобновить союз с мамлюкскими султанами против улуса Хулагу.

Когда Узбек-хан вошел на престол он сохранил за Михаилом Тверским статус Великого князя Владимирского. Однако московский князь Юрий Данилович Московский смог жениться на Кончаке, сестре хана Узбека. В 1317 году Узбек после женитьбы решил одарить своего новоиспеченного зятя статусом Великого князя Владимирского. Интриги тверских и московских князей, которые продолжались с 1317 по 1331 годы, закончились гибелью московского князя, двух тверских князей, подозрительной смертью Кончаки, а также гибелью в походе Шаухала, кузена Узбек-хана. С 1331 года Великим князем Владимирским стал московский князь Иван, получивший прозвище Калита (Калитой назывался карман, где хранились деньги, от тюркского Калта – карман). В отношении русских княжеств Узбек-хан вел жесткую политику, помимо вышеуказанных казней двух тверских князей, Узбек казнил еще Новосильского, Рязанского, Стародубского и нового Тверского князей.

Во внешней политике Узбек сумел заключить династийный союз с Египетским султаном, выдав за него замуж свою родственницу Тулунбай, которая была из потомков Чимпая, сына Джучи, но также была падчерицей Бурлюка, дяди Узбек-хана. При этом Узбек-хан получил огромный по тем временам калым за невесту. Послы Египетского султана были вынуждены занимать денег у золотоордынских послов, чтобы в полной мере выплатить калым. В 1320 году Тулунбай стала султаншей Египта. В 1330-ых годах Узбек-хан выдал ярлыки генуэзцам, которые перенесли часть своих торговых операций на территорию Золотой Орды.

В 1323 году Узбек-хан послал свои войска на помощь болгаскому царю. Примерно в это же время он женился на дочери Византийского императора Баялун-хатун (она носила то же имя, что и мачеха Узбек-хана). В 1330 году войска Узбек-хана в союзе с войсками румынского правителя Бесараба (он был дальним родственником Узбек-хана и потомком Шибана, сына Джучи) и войсками византийского императора напали на войска Стефана III, короля Сербии, но потерпели поражение.

В 1324 и 1337 годах войска Узбек-хана нападали на Литовское княжество. Борьба с Литовским княжеством стало первоочередной задачей Узбек-хана, так как из-за литовцев ордынцы лишились контроля над Волынью и Киевом, при Узбек-хане над Смоленском.

В 1313 году, после проведения административной реформы и введения ислама как государственной религии, некоторые улусные правители восстали против Узбек-хана. Баба-огул, потомок Джочи-Хасара (брат Чингиз-хана), ранее служивший Кайду, напал на Хорезм, где убил много мусульманских священослужителей. Узбек-хан направил против него армию Кутлук-Тимура. Армия перешла на сторону Баба-огула. Союзник Узбек-хана Чагатаид Ясавур, напал на Баба-огула, который вынужден был бежать в Иран. Узбек-хан отправил послов потребовать выдачи Баба-огула. Ильхан был в замешательстве, но после поступления ультиматума от Узбек-хана ильхан Улджайту решил казнить Баба-огула и не начинать войну с Золотой ордой из-за него. Сын Баба-огула Туга-Тимур стал правителем Ирана, после того как потомки Хулагу погибли в междусобицах. В 1316 году Узбек-хану поступило предложение от некоторых иранских эмиров занять престол ильханов, но узбек-хан в тот момент не решился вмешиваться в междусобицы. Чуть позже он в союзе с Ясавуром решил напасть на нового ильхана. В 1320 году вторжение Узбек-хана не дало никаких результатов. Узбек-хан потерпел поражение. В 1335 году Узбек-хан снова вторгся в Азербайджан и Иран, но был опять разбит новым правителем Арпа-ханом.

Узбек-хан покровительствовал всем религиям на своей территории. В 1314 году он выдал ярлык католическому ордену Францисканцев, пожаловав им льготы и позволив основать им свою миссию в Сарай-Бату. В 1336 году францисканцы имели уже 10 представительств, а кузен Узбек-хана вместе со своей семьей принял католичество.

Личным мусульманским именем Узбек-хана было имя Мухаммед. Любимой женой Узбек-хана, была Тайдулла из рода Кыпшак. От нее у него родилось два сына: Джанибек и Тыныбек. Под конец жизни Узбек-хана родственник (или родной брат) Тайдуллы Могул-Буга занял позицию одного из 4 главных эмиров государства. Помимо него тремя приближенными беками Узбек-хана были Исатай из рода Кият, Нангудай из рода Кунгират (по казахским шежире, он предок казахских коныратов) и Кутлук-Тимур из рода Барын. В 1341 году Узбек-хан скончался.

До воцарения Узбека Улус Джучи представляла собой конфедерацию кочевых улусов, которая не имела устойчивой и стабильной политической системы. Со времен Узбек-хана, в среднеазиатских  и части персидских источников, кочевое население Золотой орды стало называться узбеками, в то время как в русских, арабских и европейских источниках, их называли татарами. Это кочевое население Золотой Орды было единым и однородным, начиная от реки Иртыш и Алтая на востоке и до Дуная и Валахии на Западе. Таким образом, Татар и Узбек это экзоэтнонимы всего кочевого населения Золотой орды. Среди кочевого населения Золотой орды преобладала родоплеменная идентичность.

Эпоха со времени начала правления Узбек-хана и до смерти его внука Бердибека считается Золотым веком Золотой Орды, когда росла экономика, была политическая стабильность, расцвела классическая золотоордынская культура.

 

Жаксылык САБИТОВ