Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Средневековые письменные источники по истории Казахстана

12965
Средневековые письменные источники по истории Казахстана - e-history.kz
Письменные памятники фрагментарно освещаются по различным периодам истории Казахстана, и этого явно недостаточно для более полного изучения всех имеющихся в научном обороте источников.

Письменные памятники фрагментарно освещаются по различным периодам истории Казахстана, и этого явно недостаточно для более полного изучения всех имеющихся в научном обороте источников. 

 

Анализ учебных программ предметов социально-гуманитарного цикла в системе высшего образования дает возможность утверждать, что они не предусматривают отдельно выделенного времени на изучение полного комплекса средневековых тюркоязычных источников. Данные  письменные памятники фрагментарно освещаются по различным периодам истории Казахстана, и этого явно недостаточно для более полного изучения всех имеющихся в научном обороте источников. В связи с этим одной из актуальных проблем  обучения и формирования исторического мышления является изучение письменных источников прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю общественного развития. 

Основными источниками по истории средневекового периода являются сочинения, написанные на персидском и тюркском языках в Средней Азии и сопредельных с нею странами. История Дашт-и Кипчака, Семиречья, Мавераннахра, Восточного Туркестана и других соседних регионов, тесно связанных между собой, - это история важных социальных явлений, обусловленных внутренними и внешними факторами экономического развития. В рукописехранилищах стран СНГ имеется немало персо-тюркоязычных нарративных сочинений, содержащих сведения по истории и культуре Казахстана и других стран Центральной Азии XIII-XVIII веков. Степень изученности их различна – одни обнаружены давно и проработаны довольно хорошо, их сведения активно использовались и используются в научных исследованиях; другие только вводятся в научный оборот, третьи известны лишь по названиям и только узкому кругу специалистов, четвертые же только предстоит выявить.

В молодом суверенном государстве необходимо поставить изучение средневековых тюркоязычных источников в нужное русло. Методологические проблемы источниковедческого исследования должны быть рассмотрены с концептуально новых  научно-теоретических позиций. Следует отказаться от потребительского отношения к  нарративным источникам, при котором не учитывается  контекст всего документа, из исследуемых текстов выбираются нужные сведения  и удобная для автора информация. Длительное время исследователи явно игнорировали сведения и факты, изложенные в автохтонных и аутентичных источниках, они служили лишь дополнительными источниками. Эта довольно распространенная в советской историографии тенденция была связана с идеологизированностью развития науки того периода. Значительно способствовали этому марксистский  классовый подход и догматизированная концепция на развитие  кочевого социума. В советской историографии достаточно распространенным являлось мнение об отсутствии в кочевой культуре письменных источников. Большинство исследователей разделяло формулу французских историков-позитивистов Ш. Ланглуа и  Ш. Сеньобоса – «нет документов – нет истории» [1,  с. 8].

На современном этапе развития источниковедческой науки появилась потребность пересмотреть отношение к письменной культуре номадной цивилизации. С большей активностью следует разрабатывать проблемы исследования источников средневековья, имеющих непосредственное отношение к истории  Казахстана.  В учебных заведениях высшей школы  необходимо изучение данных письменных памятников  с позиций нового исторического мышления. В таком случае ранее известные факты будут освещены в ином свете, повернутся к нам  новыми гранями, выявятся такие аспекты, которые раньше не могли быть замечены, заново  будут раскрыты  новые явления и события. Выявление взаимодействия оседлого и кочевого компонентов, письменных и культурных традиций, преемственности  и соотношения тюркоязычного и кипчакского наследия может значительно расширить наше представление об исторических событиях на территории средневекового Казахстана.

Многообразие и сложность состава документов, написанных на разных языках в Джунгарии, Китае, в Средней Азии, Иране, Поволжье, Причерноморье, требуют глубокого  научно-критического и комплексного изучения. В связи с этим изучение источников должно основываться на следующих  принципах:

–  изучение и сравнительный анализ источников всех сопредельных  регионов;

– научная классификация  источников, выделение типов, видов и подвидов источников, а также их систематизация на новом методологическом уровне;

– определение места и значения тюркоязычных источников;

– выявление в содержании текстов источников специфики социально-экономического развития кочевого общества. 

Методологической основой исследования  средневековых источников должна быть системность, принципы этнокультурного метода изучения исторического прошлого. Изучение актовых источников должно осуществляться на уровне новых теоретико-методологических подходов, на основе глубокого системно-структурного анализа, предполагающего изучение событий и явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, постоянной изменчивости и развитии. Необходимо существенное расширение источниковой базы исследования, привлечение новых источников, их систематизация, классификация, анализ.

Институтом востоковедения Министерства образования и науки Республики Казахстан разрабатывается большая тема «Арабо-персо-тюркоязычные, китайские источники по истории и культуре Казахстана, других стран Центральной Азии и их взаимоотношений в XIII-XIX вв.». В дальнейшем планируется формирование из данных материалов «Свода востоковедных памятников по истории и культуре Казахстана». Тюркологи и востоковеды республики связывают слабое изучение средневековых источников, прежде всего, с проблемами классификации. В плане теоретического источниковедения наиболее распространена классификация тюркских и персидских источников по истории народов Казахстана и Центральной Азии по территориальному признаку. Источники разделены на тимуридские, шайбанидские, чагатаидские, сефевидские и османские группы историографии [2, с. 14].  Как видим, при классификации огромного источниковедческого материала, в первую очередь, учитывается только географическая принадлежность или место написания источников. При этом, несомненно, следует учесть  несовпадение границ средневековых государств с современными государственными территориями, что, в свою очередь затрудняет их научное изучение.

Существует также классификация источников  по лингвистическому  признаку, т.е. по признаку языковой принадлежности, но и она не способствует их дальнейшему разностороннему изучению. Нам бы хотелось предложить  комплексную классификацию источников, и их систематизацию по нескольким, в том числе и выше перечисленным факторам. Таким образом, при изучении средневековых тюркоязычных источников необходимо учитывать следующие факторы:

А) Хронологический  фактор. По первому  фактору все средневековые источники можно разделить на древнетюркские памятники,  написанные в период V-X вв., старотюркские памятники, написанные в XI-XVI вв., новотюркские памятники, принадлежащие  XVII-XVIII векам [3, с. 9].

Б) Географический фактор (регион написания, территориальная принадлежность). Согласно данного фактора письменные источники делятся на следующие группы:

1) документы Восточного Туркестана написаны  большей частью в городах Баласагун и Кашгар [4, с. 314];

2) документы Западного Туркестана условно делятся на три подгруппы:

а) источники, написанные в присырдарьинских городах  Сайрам, Сыгнак, Отырар и Сауран;

б) источники, созданные в крупных культурно-торговых центрах Самарканд, Яссы, Испиджаб, Игунек и т.д.;

 в)  отдельно выделяются хорезмийские источники, созданные в городах  Ургенч, Бухара и Фергана [5, с. 70].

3) письменные памятники Золотой Орды, издавались в основном городах Сарай-Бату, Сарай-Берке, в  крупных средневековых городах  Ак Орды и Кок Орды;

4)  отдельную группу составляют источники, созданные в Египте и Персии, особенно в городах Багдаде и Каире;

5)  крымские источники, были написаны большей частью в городах Судак, Солхат,  Кафа и Тана;

6)  письменные памятники  городов Западной Украины были созданы в Галиции, Подолье, Львове, Каменце.

В) Этногенетический фактор.По этногенетическому признаку выделяются:

1) памятники, написанные на языке тюркских народов Караханидского государства представителями  племен карлуков, шыгыл и ягма;

2) среднеазиатские источники, написанные выходцами огузских и кипчакских племен на тюркских языках;

3) золотоордынские источники,  написанные  большей частью на кыпчакском языке и  тюркском языке в Каменец-Подольске, которая являлась армянской колонией;

4) источники, написанные на чагатайском языке кочевых народов Средней Азии в XV-XVI вв. [6, с. 170].

Таким образом, изучаемые  в курсе социально-гуманитарного цикла средневековые письменные памятники можно будет соотнести относительно данной классификации. В данном случае классификация соориентирует преподавателей и студентов в многообразии персо и тюркоязычных  источников, проливающих свет  на историко-культурное прошлое Казахстана и сопредельных стран и народов Центральной Азии в хронологических рамках V-XVIII веков.

 

З.К. Картова, 

СКГУ им. М.Козыбаева

Литература:

1.  Источниковедение отечественной истории.// Москва.1979 гг.

2.  Абусеитова М.Х., Баранова Ю.Г.  Письменные источники по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии. – Алматы,  Дайк-Пресс. 2001

3.  Құрышжанов Ә. «Ескі түркі жазба ескерткіштері» (XI-XVғғ.) курсынын бағдарламасы. Қарағанды, КарГУ баспасы. 1986.

4.  Материалы по истории казахских ханств XV–XVIII вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений). – Алматы, 1969.

5.  5 Кумеков Б.Е., Настич В.Н., Шуховцев В.К. Письменные документы из Южного Казахстана //  Вестник АН КазССР.– Алма-Ата, 1977. – № 8.– С. 70-73.

6.  Каштанов С.М.  Предмет, задачи и методы  дипломатики // Источниковедение. Теоретические и методические проблемы. – М., 1969. – С. 134-170.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?