«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Следуя урокам Ибрая Алтынсарина…

2417
Следуя урокам Ибрая Алтынсарина…

20 октября (1 ноября) 2021 года исполняется 180 лет со дня рождения Ибрая Алтынсарина, который вошел в историю Казахстанской общественной мысли и литературы как великолепный и талантливый педагог-просветитель, этнограф, фольклорист, писатель, поэт, ученый. И. Алтынсарин обогатил своей деятельностью культуру казахского народа, оставил в наследие будущему поколению Казахстана множество замечательных трудов.


 

«Надо давать хорошее образование,

учить, как попало, нельзя»

И. Алтынсарин

 


Каждый из нас помнит знаменитые строки из его стихотворения «Кел, балалар, оқылық», призывающие к знаниям:

 

Кел, балалар, оқылық,

Оқығанды көңілге

Ықыласпен тоқылық.

 

Оқысаңыз, балалар,

Шамнан шырақ жағылар,

Тілегенің алдыңнан

Іздемей-ақ табылар.

 

Именно эти строки написал великий просветитель в честь открытия первой народной светской школы в январе 1864 года. Ибрай Алтынсарин посвятил всю свою жизнь просвещению родного народа; его по праву можно назвать «первым учителем» казахского народа. И это не случайно. Благодаря своему упорному труду, вопреки требованиям царской администрации и игнорируя старые феодальные традиции, И. Алтынсарин открыл много школ в казахской степи, обучал казахских юношей и девушек и призывал их к общественной жизни. И. Алтынсарин писал: «…Как голодный волк за барана, взялся я горячо за обучение детей...Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще и на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками». Алтынсарин писал о нравственности не случайно, ведь воспитание детей в его школе строилось на гуманистических принципах. Опираясь на идеи Белинского, который говорил, что основной задачей в воспитании молодежи является формирование «…Человека, который мог бы…, не переставая быть Человеком», казахский просветитель считал, что воспитание молодежи в духе человечности является главной задачей школы.

«Идея гуманизма, где признаётся ценность человека, - вот основа деятельности педагога сегодня! Только учитель может научить ребёнка восхищаться и любоваться родным краем, только он научит чувствовать боль и радость родной природы, и именно он научит любить родной край, Родину, Казахстан так, чтобы эта любовь осталась в сердце на всю жизнь!» - так говорил И. Алтынсарин, стремясь привить подрастающему поколению казахов чувство любви к родине. Именно к этой теме он неоднократно обращается в своем творчестве: «Қара батыр», «Каракылпаш», «Жәнібек батыр» - в этих произведениях автор поднимает вопросы патриотизма, честности и человечности.

Нельзя не согласиться с мнением И. Алтынсарина, что педагогика – это великий труд. Для Алтынсарина учительская должность «не служба, а Богом данное призвание». «…Во все времена ходили учителя в рубище. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свою пламень другим людям, ничего не требуя взамен.», - писал первый учитель казахской степи о высокой духовной морали педагога. Он каждый раз отмечал, что методы преподавания должны иметь систему и смысл, советовал учителям использовать упражнения, которые могли бы способствовать обучению по принципу «от простого к сложному», а также преподносить материал в интересной для ученика форме. «Для народных школ учителя составляют все: с ними не могут сравниться ни прекраснейшие педагогические руководства, ни благороднейшие правительственные распоряжения, ни тщательный инспекторский надзор», - так утверждал Алтынсарин.

С большой уверенностью можно сказать, что идеи И. Алтынсарина в области педагогики по сей день остаются актуальными и современными, поскольку она направлены в большей степени на то, чтобы сделать человека благородным и показать, насколько связь с обществом и миром важна для него. «… обучение казахских мальчиков опрятности, чистоте и преимуществам оседлой жизни имеет само по себе воспитательное значение в казахской степи», - так размышлял великий педагог-просветитель об организации воспитательной работы в соответствии с требованиями общества.

На протяжении всей жизни И. Алтынсарин изучал труды классиков русской и западноевропейской литературы. Обучая казахских детей, он прививал им любовь к народному творчеству, народной культуре, народным традициям. Однако, при этом традиционную культуру он дополнял идеями русских и европейских классиков, таких как А. С. Пушкин, Шекспир, Гёте, Байрон, и многих других. Именно эта идея Алтынсарина способствовала приобщению казахского народа к передовой демократической культуре. Он призывал к двуязычию, восприятию культуры другого народа через изучение его языка. В настоящее время одним из главных направлений в образовании является билингвизм, полиязычие, межкультурные коммуникации. Вместе с открытием школ Алтынсарин старался обогатить библиотеки, которые «смогли бы … удовлетворить потребности грамотной части киргизского народа, занимающейся чтением и самообучением». Он, словно, жил идеями будущего, предвидел, что главной целью образования станет готовность личности ребенка к самоопределению и самореализации.

Ибрай Алтынсарин мечтал видеть свой народ образованным. Он говорил: «Я не отступлюсь от коренных мыслей, убеждения быть полезным народу, даже если это будет стоить мне жизни».

В настоящее время система образования в Республике Казахстан претерпевает кардинальные изменения: активно исследуются и внедряются новые методы обучения, интенсивно проводится цифровизация образовательных процессов. Однако, при этом не следует забывать об идее нравственного просвещения подрастающего поколения, претворению которой Ибрай Алтынсарин посвятил свою жизнь.

В сфере высшего образования данная идея также не утратила своей актуальности. Именно поэтому один из ведущих национальных университетов в Республике Казахстан – Казахский национальный университет им. Аль-Фараби – наравне с предоставлением образовательных услуг уделяет большое значение воспитанию студенчества в духе преданности Родине на примерах истории и культуры наших предков. Важной особенностью является то, что, следуя мировым тенденциям в развитии высшего образования, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, продолжает сохранять культурное наследие нашей страны и возрождает память о прошлом для будущих поколений.

Здесь стоит отметить заслугу профессорско-преподавательского состава, члены которого обладая, большим научным, исследовательским, педагогическим и методическим опытом, воплощают в жизнь идеи великого педагога-просветителя Ибрая Алтынсарина. Среди преподавателей университета есть обладатели званий «Заслуженный деятель науки и образования Республики Казахстан», «Выдающийся ученый», «Почетный работник образования Республики Казахстан», авторы учебников, ставших основой для обучения во многих областях. Все они внесли значительный вклад в становление и развитие педагогической науки в нашей стране. География научного сотрудничества профессорско-преподавательского состава Казахского национального университета имени Аль-Фараби простирается далеко за пределы Республики Казахстан, ведь КазНУ стремится к развитию как на национальном, так и на международном уровне. Как сказал Нурсултан Назарбаев: «КазНУ – это форпост образования и науки нового поколения Казахстана».

 

О.В. Молотовская,

магистрант 2 курса филологического факультета специальности «Два иностранных языка»; КазНУ им. Аль-Фараби,

А.З. Кайбулдаева,

магистр гуманитарных наук кафедры общего языкознания и европейских языков КазНУ им. Аль-Фараби