Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Приступить к исследованию артефактов

13390
Приступить к исследованию артефактов - e-history.kz
Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое, считает старший научный сотрудник Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова КН МОН РК, кандидат исторических наук Алтын Уалтаева


-Научная общественность республики продолжает активно обсуждать выступление Госсекретаря РК Марата Тажина на заседании межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана. На мероприятии был сделан акцент на то, что время ставит перед исторической наукой новые требования и необходимо объективно сконцентрировать внимание на вопросах изучения национальной истории.
Госсекретарь напомнил слова Президента РК Нурсултана На-
зарбаева о том, что всеказахстанская идентичность должна стать стержнем исторического сознания нации. Глава государства, давно и предметно занимающийся вопросами национальной истории, предложил разработать специальную программу исторических исследований под названием «Народ в потоке истории». Ее главной целью должны стать создание условий для качественного скачка исторической науки Казахстана на базе передовой методологии и методики, расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации, осмысление двух десятилетий новейшей истории Казахстана.
Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое,  – считает эксперт. – Напомнила она и слова госсекретаря о том, что сегодня Казахстан – состоявшееся государство. Мы вышли на новый этап государственного строительства. Стратегия «Казахстан-2050», представленная главой государства, дает ответ на главные вопросы на новом этапе развития общества, а именно: куда мы идем и где хотим быть к 2050 году. По большому счету, речь идет о проектировании новой мировоззренческой модели будущего страны, определении главных ценностей и ориентиров. Безусловно, эти ценности должны быть современными, устремленными в будущее. Они должны укреплять нашу национальную идентичность в глобализирующемся мире, который, надо прямо сказать, размывает национальную специфику. Они должны обеспечить сохранение культурного кода нации: языка, духовности, традиций, культуры.
Руководство республики считает, что необходимо обновление национальной системы образования, в частности преподавания отечественной истории, – говорит Алтын Слямкайдаровна. – Поэтому будет проводиться анализ учебных планов, учебников и пособий по истории Казахстана. Изменению подвергнутся содержание и формат преподавания истории Казахстана в учебных заведениях всех уровней.
Необходимость объективного осмысления назревших в школьном историческом образовании перемен не вызывает сомнений, так как является составной частью становления исторического сознания в республике. Трансформация содержательных аспектов исторического материала в общеобразовательной школе еще не стала предметом глубокого осмысления и научного подхода. Социальные функции истории не являются величиной постоянной и неизменной. Они видоизменяются вместе с развитием исторической науки и самого общества. Поэтому освещение истории культуры Казахстана будет неполным без освещения истории образовательных систем и характеристики социально-экономических условий в стране. 
В типовой школьной учебной программе сказано: история как школьная учебная дисциплина является стержнем всех гуманитарных и обществоведческих курсов в основной общеобразовательной школе, напоминает эксперт. Формируя национальное самосознание и нравственно-этические нормы, история служит мировоззренческой основой изучения учебных дисциплин. Историю Казахстана изучают школьники с 5 по 11 класс, период с древности до современности. 
Согласно типовому плану из 36 часов обучения в неделю на изучение истории Казахстана приходится максимум два часа в 5 и 11 классах, в остальных – 1,5 и 1 час в неделю, – рассказывает Алтын Уалтаева. – Можно ли за это время обеспечить возможность критического восприятия учащимися окружающей реальности? Определить собственную активную гражданскую позицию по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанно смоделировать собственные действия в тех или иных ситуациях? Из-за дефицита времени на уроках и необходимости готовить учащихся к ЕНТ учителя с 5 класса доводят до автоматизма ответы на сухие тестовые вопросы. А на развитие умения использовать в жизни полученные знания, самостоятельно обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формировать личностное отношение к тому или иному историческому явлению, на творческое применение исторических знаний, умение работать с историческими источниками, осмысливание исторических событий и явлений на основе сравнительного анализа остается мало времени. История Казахстана – обязательный предмет в рамках Единого национального тестирования, –говорит эксперт. – При этом предметы такого статуса изучаются школьниками в неделю в 5–6 раз больше. Качество содержания учебников и учебных пособий по истории Казахстана требует сегодня полного пересмотра и научного редактирования.
– Что же касается изучения истории Казахстана в высших учебных заведениях, то обязательному предмету за четыре года общего обучения отводится только один семестр, 135 часов, – объясняет историк. – В конце семестра проводится экзамен, имеющий статус государственного, опять же в тестовой форме, и студенты до конца обучения забывают этот предмет. Логичнее было бы проводить данный государственный экзамен в конце всего учебного процесса, как и остальные дисциплины, ведь молодой специалист прежде всего должен быть патриотом своей Родины, иметь социальный, духовный, нравственный опыт формирования национального мировоззрения. 
Госсекретарь РК считает, что все эти факты, идеи, события должны получить системную, объективную оценку. Это требует серьезного научного анализа, а не констатации и является важной частью задачи, которая поставлена перед историками: необходимо создать современный и по-настоящему научный единый государственный стандарт исторического образования в средней школе и вузах, который базировался бы на самых современных методах исследования и методиках преподавания.
Для этого национальная история должна стать центральным звеном среди общественных наук, – уверена Алтын Уалтаева. – Необходимо выработать на качественно новом уровне общую концепцию истории Казахстана. Она должна быть тесно увязана с всемирной историей, четко показывать место Казахстана в глобальных исторических процессах, системе их взаимосвязи и научной периодизации. 
В предстоящей работе, по мнению госсекретаря, необходимо уделить первостепенное внимание сбору, систематизации и классификации всего имеющегося у нас и за рубежом исторического материала о Казахстане, – рассказывает историк. – Поэтому необходимо тщательно исследовать все основные зарубежные хранилища исторических артефактов и изучить вопрос о возможности репатриации этих исторических материалов в Казахстан. Либо, если это невозможно, обеспечить их копирование с последующим доступом для исследователей и широкой публики.
Особое значение, по словам Алтын Уалтаевой, было уделено и вопросу подготовки качественных учебников по истории. Поэтому сотрудники Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова совместно с другими учеными начали работу по подготовке новых учебников.

Ирина ТУЛИНОВА