Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

О погребениях эпохи энеолита в положении «сидя» из могильника Бестамак

13098
О погребениях эпохи энеолита в положении «сидя» из могильника Бестамак - e-history.kz
Могильник Бестамак находится в северной части Тургайского прогиба, на правом берегу р. Буруктал, у северо-восточной окраины поселения Бестамак.

Могильник Бестамак находится в северной части Тургайского прогиба, на правом берегу р. Буруктал (первый восточный приток р. Убаган, правый приток р. Тобола), у северо-восточной окраины поселения Бестамак. Памятник исследовался Тургайской археологической экспедицией в течение девяти полевых сезонов 1991-1993, 1997, 2002, 2003, 2005¬2008 гг. (Калиева С. С. и др., 1992; Логвин А. В. и др., 2004-2007). Общая площадь раскопа в настоящее время составляет 9092 кв. м. Исследование памятника показало, что некрополь использовался древними жителями Тургайского прогиба в течение большого отрезка времени от эпохи каменного века до эпохи средневековья.

a7b4a08b5e8b784e6d5e56ef75e10b50.jpg

d0ab6ace0d9ad23be44fa0687a567519.jpg

В 2002, 2003, 2006 годах на могильнике авторами данной статьи впервые на территории Костанайской области были обнаружены погребения доандроновской эпохи. К настоящему моменту обнаружено одиннадцать таких погребений. Костяки погребенных очень плохой сохранности. Погребения совершались в округлых и овальных ямах, с заметным преобладанием последних. Размеры ям варьируются, длиной от 1 м до 2 м, шириной от 0,4 до 0,85 м. Глубина ям от 0,1 м до 0,6 м. Там, где сохранность погребения позволяет установить положение костяка, зафиксировано вытянутое положение костяка на спине и только в двух случаях отмечено положение «сидя». Головой погребенные ориентированы на северо-восток, север и северо-запад. Подавляющее большинство погребений относятся к детским (от 7 до 14 лет). Одной из деталей погребального обряда могильника является наличие охры красного и желтого цвета во всех доандроновских погребениях. Что касается инвентаря, то необходимо отметить, что на могильнике присутствуют погребения как с сопровождающим инвентарем, так и безинвентарные погребения (Колбина А. В., Логвин А. В, Шевнина И. В, Калиева С. С, 2006. с. 396-398).

Настоящая работа посвящена доандроновским погребениям могильника Бестамак в положении «сидя» (погребения № 117 и 144).

Яма № 117 перекрыта рвом. Была зафиксирована на глубине 1 м от уровня современной поверхности. Яма округлой формы, серовато-коричневого цвета, диаметром 1,15 м, глубина 0,9 м. На глубине 0,4 м яма уменьшилась (диаметр - 0,87 м), сдвинулась к востоку, образовывая небольшой подбой. Костяк погребенной женщины 50-60 лет был обнаружен в положении сидя, лицом к восточной стенке ямы (рис. 1 - 1; фото 1 - 1). Голова слегка завалилась на спину, руки согнуты в локтях, ноги, по отношению к костяку, подтянуты. Весь костяк обильно посыпан охрой. При расчистке костяка был зафиксирован тлен. За спиной погребенной находился каменный шарик диаметром 15 мм (Фото 1 - 2) и отщеп без ретуши. Других находок нет.

Антропологическое описание костных останков. Череп имеет очень маленький поперечный (125) и средний продольный (171) диаметры. Лоб среднеширокий, затылочная часть узкая, хорошо выражены теменные бугры. Лицо высокое с очень малым скуловым диаметром (114). Орбиты широкие, средневысокие, мезоконхные. Нижняя челюсть содержит все зубы. Клык и два резца слева утрачены посмертно. На верхней челюсти при жизни были утрачены коренные зубы, кроме первого слева, и клык справа. Левый медиальный резец также отсутствует. Корни зубов сильно обнажены, что говорит о возможной длительной парадонтопатии. На месте отсутствующего клыка имеется небольшая подрывная полость образовавшаяся в результате воспалительного процесса с последующей утратой зуба. Зубочелюстной аппарат мог использоваться в качестве инструмента специфической трудовой деятельности, откуда и происходит неравномерная стертость зубов (Фото 2 - 1). На левом сосцевидном отростке отмечены следы перфорации возможно вследствие перенесенного мастоидита (Фото 2 - 2). На правой теменной кости имеются два перфорированных участка костной ткани травматического или инфекционного характера (?) (Фото 2 - 3).

Яма № 144 была зафиксирована на глубине 0,8 м от уровня современной поверхности. После зачистки выглядела, как пятно серовато-коричневого цвета. Яма округлой формы, диаметром 1 м, глубина 0,4 м. На глубине 0,15 м по всей площади погребения в заполнении была зафиксирована охра красного цвета (рис. 1 - 2; фото 1 - 3). В яме захоронена женщина (?) 40-50 лет. Костяк начал фиксироваться с глубины 0,15 м у южной стенки ямы. Костяк очень скорчен, лежит на правом боку, шейные позвонки смещены, ориентирован на юг. Правая рука выше левой, плечом упирается в стенку ямы, левая лежит вдоль тела, на бедре. Ноги и ступни ног сильно согнуты, причем левая ступня неестественно вывернута. Череп же погребенного, лежит сверху на шейных позвонках, лицом на восток, теменной частью к верху. Весь костяк посыпан охрой красного цвета, особенно верхняя часть туловища и голова. Из всего выше сказанного можно предположить, что первоначальная поза погребенного была в положении «сидя», впоследствии тело сползло, потому так много неестественности в позе умершего. Инвентаря нет.

Антропологическое описание костных останков

Сохранность костной ткани неудовлетворительная. Реставрация черепа и измерения практически невозможны. Умеренно развитый надглазничный рельеф, малые размеры сосцевидных отростков, форма вырезки тазовых костей позволяют определить пол данного индивида как женский. Возраст погребенной определялся по степени стертости зубов и длинным костям. Поверхность костей грубая, шероховатая имеются наросты. На лобной кости имеются дефекты в виде мелких углублений (Фото 2 - 1, 4).

Для погребений были получены радиоуглеродные даты. Яма №117-3970±40 (ГИН-12853), яма № 144 - 4530+60 (Кі-13753). Обе даты укладываются в хронологические рамки эпохи энеолита Тургая.

Аналогии подобной позе умершего в энеолите были найдены на территории лесостепного Притоболья (погребения могильников Верхняя Алабуга, Убаган 1, Гладулино 1) (Потемкина Т. М., 1982. С. 151, 153, 168; Шилов С. Н., Маслюженко Д. В., 2006. С.186); лесостепного Поволжья (погребения Хвалынского могильника (Агапов С. А., Васильев И. Б., Пестрикова В. И., 1990. С. 58, 77-78); Приангарья (погребения могильника Шумилиха, могильники глазковской культуры) (Савельев Б. А., Михнюк Г. Н., Лежненко И. Л. и др., 1981. С. 7-17; Лежнеико И. Л., Мих-шок Г. Н., 1973. С. 223-224).

Погребения эпохи энеолита достаточно редки для Урало-Казахстанских степей. Погребений же в положении «сидя» в данном регионе единицы. Необычность позы погребенных женщин не вызывает сомнений, однако ответить на вопрос, чем продиктована такая поза, достаточно сложно.

При описании «сидячих» погребений могильника Бестамак, обращает на себя внимание, прежде всего схожесть в обряде: округлая форма ям, обильная посыпка охрой, безинвентарность, женский пол и пожилой возраст погребенных, наличие инфекционных болезней, отразившихся на костях.

Оригинальность обряда может быть обусловлена различными причинами.

Возможно, такое отношение к погребенным было продиктовано наличием инфекционных заболеваний, следы которых обнаружены на костях.

Или же данные захоронения могут указывать на смену статуса погребенных при достижении пожилого возраста. Об этом может свидетельствовать отсутствие инвентаря, отличная от других округлая форма ям, и, наконец, сама поза погребенных.

По нашему мнению, обе версии наиболее оправданы, более того, смена статуса при достижении определенного возраста в обществе и наличие болезней, которые могли отражаться на внешнем виде погребенных могли сыграть ключевую роль при совершении подобного обряда, отличающегося от основной массы доандроновских погребений могильника Бестамак.

Так же не исключено, что эти погребения свидетельствуют о наличии еще одной археологической культуры эпохи энеолита, отличной от доандроновских погребений в вытянутом положении с инвентарем на могильнике Бестамак. Но нам представляется маловероятным, что при исследовании такой огромной площади могильника, данная культура представлена всего двумя погребениями.

Кроме этого, возможно, что обе женщины занимали необычный статус в общине (жрицы, шаманки, знахарки), но четких признаков, указывающих на это, зафиксировано не было. Но при этом как особый признак нельзя исключить безинвентарность вкупе с необычностью позы.


А. В. Логвин, И. В. Шевнина, А. В. Колбина (КГУ, г. Костанай, Республика Казахстан)

Библиографический список:

1.  Агапов С. А., Васильев И. Б., Летрикова В. И. Хвалынский энеолитический могильник - Саратов, 1990.

2.  Колбина А. В., Логвин А. В, Шевнина И. В., Калиева С. С. Доандроновские погребения могильника у поселения Бестамак // Современные проблемы археологии России: материалы Всероссийского археологического съезда. - Новосибирск, 2006. — Т. 1.

3.  Лежненко И. Л., Михнюк Г. II. Раскопки нового могильника в Верхнем Приангарье // Археологические открытия 1972 года. - М., 1973.

4.  Савельев Б. А., Михнюк Г. Н., Лежненко И. Л., Горюнова О. И., Петрова Н. А., Панковская Г. И. Могильник в местности Шумилиха // Бронзовый век Приангарья. Могильник Шумилиха. - Иркутск, 1981.

5.  Потемкина Т. М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. - М., 1985.

6.  Шилов С. II., Маслюженко Д. II. Сидячие погребения эпохи энеолита на территории лесостепного Притоболья // Вопросы археологии Поволжья. - Самара, 2006.