Многовековой праздник Наурыз
19.03.2015 1303
В древние времена по всему миру Новый год люди праздновали в марте.

По словам нашего Президента, «история говорит о том, что Древняя Греция, Древний Рим, Великобритания до 18 века, и Древняя Русь до 1700 года отмечали Новый год именно в марте». Нурсултан Абишевич напоминает о том, что на Востоке в этот день принято говорить обо всем «хорошем и добром, быть оптимистичным и веселым» и что это «праздник всепрощения и доверия, он очень необходим для многонационального Казахстана».

Праздник Наурыз сохранился в календаре народов таких стран, как Индия, Ирак, Афганистан, Иран, повсеместно на территории Средней Азии и, конечно же, Казахстана. В былые времена Наурыз называли «Улыс», этот праздник был Новым годом у степных кочевников.

22 (9) марта - это первый день Наурыза, «Улыстын улы куны» (что в переводе означает Великий день Улыса). Новый год у кочевников совпадал с днем Великого равноденствия, когда день и ночь становились равны, к тому же в этот период заканчивал плодиться скот. Согласно мифам ночью с 21 на 22 марта старик Кадыр обходит и одаривает людей счастьем, благоденствием и садит дерево. Куда он взглянет, там земля станет плодородной, а где слишком сухо, там камни плавятся под его взглядом и становятся водой, которая утоляет жажду всего живого.

В восточных преданиях говорится, что во время Наурыза из земли восстает полуденный дух, приносящий мир всем воюющим, исцеление всем больным и немощным и свет всем незрячим. С этого дня народ начинал готовиться к летнему сезону. Все трудности сменялись облегчением, холода теплом, заснеженная степь покрывалась цветами, стада скота и табуны лошадей обновлялись и увеличивались. Именно поэтому Наурыз - это праздник всеобщей радости, на котором гулял и развлекался весь кочевой народ.

Во всех аулах чувствовалось приближение Наурыза задолго до самого праздника. Юрты преображались, над каждой развевались флаги, символизирующие принадлежность жителей юрты к определенному роду. Мужская половина занималась расчисткой оттаявших родников, готовили места стоянок, старикам отводилась участь сажать новые деревья. Женская половина занималась рукоделием, вышивкой. К празднованию люди приводили себя в порядок, надевали новые одежды.

По традиции начинать праздник должен был старец с благословения, которое гласило, что это великий, новый и святой день. Он желал всем больших удоев, светлого пути в жизни, открытости душ, а темные мысли просил гнать от себя подальше и навсегда. Народу он желал достатка, чтобы все плохое ушло в землю.

Особое место было отведено цифре 7 в традиционных празднованиях Наурыза. На праздничный стол выставлялось ровно 7 предметов, в каждом из них был свой сакральный смысл. В глиняных больших горшках взбивали много сливочного масла. Помимо традиционного блюда, Наурыз коже, к праздничному столу заранее готовили особый семидневный кумыс, который оказывал целительное действие, а мужчинам, отведавшим этот напиток, долго не удавалось заснуть.

Наурыз коже - это один из главных атрибутов Наурыза, ритуальное блюдо из 7 ингредиентов. В него входили баранья голова, мясо, молоко, рисовая крупа или пшеница, соль, вода и лук. Чтобы год был сытым, Наурыз коже было принято есть, пока не насытишься. В канун Наурыза все емкости в юрте наполнялись айраном, кумысом, молоком, зерном и чистейшей ключевой водой в знак достатка, урожая, дождей и удоев в наступающем году.

Праздник был наполнен радости, песен и игрищ. Отовсюду доносились айтысы, устраивались соревнования между девушками и юношами. Игра под названием «Белый Буран» символизировала борьбу между зимой и летом. Этим же смыслом наполнялись айтысы. Спортивным состязаниям отводилось особое место в празднике: игры верхом на лошадях, скачки, борьба и многое другое. Самые юные принимали участие в беге босиком. Предки считали, что через босые ноги земля дарит детям свое тепло и силу. Молодежь развлекалась на качелях алтыбакан, которые похожи на те, что сейчас зовутся «зубр» и устанавливаются в некоторых парках. 

Самым важным в этот день было угощение всех Наурыз коже, добрые пожелания и поздравления. Те, кто прежде враждовал, должны были примириться, обменяться оружием и отведать кушанье из одного казана. Это особый обряд примирения. Он был обязателен, даже если по окончании праздника приходилось вновь воевать, но уже оружием врага. Праздник праздником, война войной. С наступлением темноты гуляния не заканчивались, перед рассветом все старались подняться на какую-нибудь возвышенность и дождаться первых лучей восходящего солнца.