Этнокультурные центры как один из факторов становления и развития казахско-польских отношений в условиях независимости
01.05.2014 1446

На территории Казахстана поляки впервые появились в ХVІІІ-ХІХ вв. Это были участники освободительного движения, в том числе участники восстаний 1830 и 1863 годов. В советской историографии особое внимание обращалось на вопрос о насильственной депортации народов. Включение в научный оборот все новых и новых архивных документов позволяет говорить о том, что «к депортации целых народов советское правительство прибегло сразу же после установления власти большевиков. Одной из первых акций такого рода стало выселение весной 1920 года терских казаков (русских по происхождению)» [1; 37].

7 июня 1927 года был убит полпред СССР в Польше П.Л. Войков. В тот же вечер И.В. Сталин, находившийся на отдыхе в Сочи, направил в Москву шифрограмму в которой потребовал: «Надо теперь же расстрелять пять или десять монархистов. Надо отдать ОГПУ директиву о полной ликвидации (монархистов и белогвардейцев) всеми мерами. Убийство Войкова даёт основание…». К вечеру 8 июня 1927 г. был запущен в ход весь механизм массовых репрессий. Сначала без суда и следствия, как заложники были  расстреляны 20 представителей знати бывшей Российской империи. Затем ОГПУ провело около  20 тыс. обысков и арестовало 9 тыс. человек. Арестам подвергались все так называемые «бывшие» - помещики, белогвардейцы, вернувшиеся в СССР - «репатрианты», а также «кулаки», «буржуи», «торговцы», «попы и церковники» и даже группы старой русской интеллигенции. Точное число репрессированных в тот период до сих пор не известно.

Проблема депортации народов в Казахстан в отечественной историографии стала изучаться  в основном с конца 1980-х годов, с момента публикации архивных документов [2; 143]. Именно на рубеже конца 1980-х – начала 1990-х гг. появились первые серьезные научные публикации в Москве, Минске, Элисте. В 1996-1997 гг. такие работы о депортированных народах появились в Казахстане. На протяжении долгих лет «белым пятном» в истории поляков Казахстана оставалась их массовая депортация из западных районов Украины и Белоруссии  в 1936  и 1940-х годах, хотя так называемых «волн депортации» гораздо больше. Наибольшее количество научных исследований в Казахстане имеется по депортации немцев, корейцев, некоторое количество публикаций появилось по депортации чеченского и ингушского народов. Между тем, в годы второй мировой войны на территорию Казахстана были депортированы почти 250 тысяч поляков, хотя и эта цифра, и точное количество поляков в разных регионах  Казахстана нуждаются в уточнении.

 В последние годы бурно развивается историческая демография. Настало время более основательно изучать статистические данные, материалы переписей, воспоминания участников событий. Тем более что историко-демографический аспект проблемы депортации народов в Казахстан  до сих пор остается наименее изученным. Новый импульс эта тема получила в период независимости. Особую активность при этом проявили национально-культурные центры (так они  назывались до принятия  Доктрины национального единства народа Казахстана), которые стали одним из факторов развития межнациональных отношений в различных сферах общественной и культурной жизни.

По словам М.К. Козыбаева, «проблема депортации народов является сложной и многовекторной», причем, «политический аспект этой проблемы изучен наиболее основательно». Однако последующее изучение ее приобрело односторонний характер, так как все исследователи стали изучать депортацию не как единый исторический процесс в развитии, а как трагедию конкретного народа [3; 184]. Поэтому и нет пока обобщающих трудов, отражающих экономические, социально-бытовые, этнографические и другие стороны этой проблемы.

Следует обратить внимание на тот факт, что история возникновения первых неформальных общественных объединений поляков (общественные движения - тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных проблемах) также не получила пока своего отражения в научной литературе. Не все публикации равноценны по своему содержанию. Многие из них рассматривали развитие национально-культурных центров на конкретном материале областей. «В условиях полиэтничности населения Казахстана вопрос межнационального согласия является одним из ключевых и большую роль в решении данной проблемы в общественной жизни играют национально-культурные центры (НКЦ) различных регионов Республики, приоритетное место в выражении интересов всех этносов принадлежит республиканскому, во многом новаторскому органу - Ассамблее народов Казахстана, созданной в 1995 году, включающей в свой состав представителей национально-культурных центров» [4; 103].

Идея создания Ассамблеи народов Казахстана впервые была высказана Президентом РК Н.А. Назарбаевым в 1992 году на Первом форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине независимости, образована Указом Президента как консультативно-совещательный орган при Главе государства 1 марта 1995 г. Цели и задачи, основные направления деятельности и Положение об Ассамблее народов Казахстана и Стратегии Ассамблеи утверждены Указом от 26.04.2002 г. №856.

Ассамблея имеет в своем составе 350 членов. Председателем Ассамблеи является Первый Президент РК, который имеет двух заместителей.

Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:

1.  Содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

2.  Выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающих на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

3.  Обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике.

Начавшийся в то время активный процесс возрождения национальных культур привел к созданию 22 республиканских и региональных НКЦ, которые объединили 470 областных, городских и районных организаций.

На первом этапе создания  национально-культурных центров большое значение имели энтузиазм и творческий подход к делу лидеров центров, и только в 1996 г. - национально-культурные центры стали работать на основе Закона «Об общественных объединениях» [5]. Вскоре НКЦ получили государственную поддержку и бюджетное финансирование. Основной деятельностью национально- культурных центров была образовательная, культурно-просветительская работа, возрождение и культивирование национальных обычаев и традиций народов Казахстана, проведение выставок, концертов, конкурсов, вечеров, развитие художественной самодеятельности.

1998 год в Республике был объявлен Годом национального единства и национальной истории. В связи с этим была проведена большая работа всеми национальными центрами края. «На стадии  обсуждения в это время находилось принятие Закона о национально-культурных центрах. Деятельность НКЦ курируют малые Ассамблеи» [4; 104].

Трудность изучения темы заключается не только в том, что основными материалами для написания статьи стали документы текущих архивов и официальных сайтов. При этом надо учитывать, что они двойные, с одной стороны, это сведения о национально-культурных центрах, а с другой, этнокультурных объединениях, хотя речь идет об одном и том же, но на разных стадиях развития. На первом этапе становления независимости Казахстана национально-культурные центры направляли усилия для возрождения национальных традиций и культур, а на этапе дальнейшего развития стало необходимо объединить усилия всех этносов для совместной деятельности.

С середины ХХ века в исторических исследованиях получает свое развитие идея холизма - равноценности всех культур, независимо от уровня развития, и термин «этнос» начинает использоваться как наиболее универсальное и не политизированное понятие.

Делопроизводственная документация и отчеты региональных объединений, подборки архивных фондов в сборниках документов по данному вопросу в разных регионах Казахстана существенным образом различаются, так как нет единых требований к отбору средств информации о национальных объединениях. Между тем, только комплексный анализ всех имеющихся материалов позволяет более объективно оценить трудности, успехи и достижения национально-культурных центров в независимом Казахстане на этапе становления и развития до 2010 г., когда Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев одобрил «Доктрину национального единства народа Казахстана» [6].

В настоящее время Ассамблея и этнокультурные центры действуют на основании Закона Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20.10.2008 г. №70-IV и Положения об Ассамблее народа Казахстана от 07.09.2011 г. №149.

Не вступая в терминологические дискуссии, хотелось бы охарактеризовать не только мрачные страницы появления поляков в Казахстане, но и ту роль, которую сыграли национально-культурные центры (теперь употребляют новое словосочетание этнокультурные объединения) в становлении и развитии казахско-польских отношений в условиях независимости. С момента принятия «Доктрины национального единства народа Казахстана» активизировалась работа по формированию казахстанской идентичности в сфере межэтнических отношений, интеграции усилий этнокультурных объединений, повышения роли Ассамблеи народа Казахстана. Необходимо напомнить, что Ассамблея также была переименована через 12 лет после своего создания в 2007 году и получила свое название вместо Ассамблеи народов Казахстана [7].

До того, как охарактеризовать роль и значение польских национально-культурных центров в независимом Казахстане необходимо выяснить, как поляки оказались на территории Казахстана.

По словам известного российского ученого, профессора Н. Бугая «Полякам пришлось претерпеть несколько переселений, сначала с западных районов Украины и Белоруссии на север и восток, затем из европейской части территории Российской Федерации в Сибирь. Своеобразным третьим этапом стало их переселение в более приемлемые для них районы в климатическом отношении – на Украину и юг Российской Федерации» [1; 37-49]. Финалом кампаний по переселению явились Соглашение между СССР и Польшей от 6 июля 1945 г. о праве на выход из советского гражданства лиц польской и еврейской национальностей, проживавших на территории СССР, и об эвакуации в Польшу. А также постановление ЦК КПСС, принятое в январе 1956 г., о снятии ограничений по спецпоселению с лиц польской национальности.

Изучение документов, выявленных в архивах НКВД-МВД СССР, НКГБ-МГБ СССР, в том числе в «Особой папке» И.В. Сталина и опубликованных в каталоге статей Польским молодежным центром культуры позволяет дать более полные и точные ответы на многие вопросы, связанные с историей казахстанских поляков.

Одним из первых документов, связанных с депортацией поляков в 1930-1950-е годы был документ, подписанный Народным комиссаром внутренних дел СССР Ягодой об условиях расселения и обустройства на территории Казахстана немцев и поляков.

Совершенно секретно.

Заместителю председателя СНК СССР тов. Чубарю В.Я. На запрос тов. Исаева от 29 января 1936 г. о порядке устройства переселенцев из Украинской ССР в Казахстан 15000 (45000 тыс. человек) хозяйств немцев и поляков считаю целесообразным; переселяемых немцев и поляков объединить в самостоятельные колхозы. Переселенцам, изъявившим желание работать в совхозах, должна быть предоставлена полная возможность по устройству в совхозах. Переселенцам – единоличникам, не вступившим в колхозы и поступающим на работу в совхозы, отвести землю из переселенческого фонда. Разрешить переселяемым взять с собой весь принадлежащий им скот. Переселенцам, состоящим в колхозах, из общественного рабочего скота выделить лошадей в том размере, который падает на долю переселяемых. Снабжение переселенцев необходимым сельхозинвентарем произвести на месте переселения – Казахстан.

В другом документе за подписью Председателя Всесоюзного Переселенческого комитета А. Муралова уточняется, что разместить 15000 хозяйств необходимо в 10% существующих колхозных хозяйствах Казахстана, в районах свеклосеяния и обеспечить их сельскохозяйственным инвентарем и рабочим скотом [8].

Все это нашло свое отражение в постановлении №776-120сс СНК СССР 28 апреля 1936 года «О выселении с Украинской ССР и хозяйственном устройстве в Карагандинской области КазССР 15000 польских и немецких хозяйств».

«Возложить на НКВД СССР переселение и организацию поселений в Карагандинской области Казахской ССР для польских и немецких семейств… по типу сельскохозяйственных поселков НКВД. Переселяемый контингент не ограничивается в гражданских правах и имеет право передвижения в пределах административного района расселения, но не имеет права выезда из места поселений…. Обязать Наркомзем СССР не позднее III квартала 1936 года организовать на территории новых поселений 3 МТС, отпустить на организацию этих МТС  4500 тыс. руб., в том числе 2 110 тыс. руб. за счет плана капвложений Наркомзема СССР на 1936 год и 2 330 тыс. руб. – за счет резервного фонда СНК Союза ССР… Возложить на Наркомздрав СССР и Наркомпрос РСФСР по принадлежности организацию в поселках содержание и обслуживание медико-санитарной сети и культурно-воспитательных учреждений. Обязать СНК СССР весь скот, находящийся в индивидуальном пользовании выселяемых, отправить вместе с выселяемым хозяйством в Казахстан… Определить затраты на проведение переселения и хозяйственное устройство переселенцев в сумме 23 млн. рублей, в том числе за счет резервного фонда СНК СССР в сумме 19 млн. руб.» [9]. Всего же на депортацию народов в 1937 году было выделено из бюджета 75 млн. рублей, а с учетом перерасхода в 28 млн. рублей это составило сумму в 103 млн. рублей.

Как видим, по содержанию документов по сравнению с другими депортированными народами немцы и поляки находились в более выгодных условиях, так как могли взять с собой весь свой скот, не ограничивались в гражданских правах, на их обустройство были выделены большие суммы денег, кроме того, в поселках создавалась сеть медицинских и образовательных учреждений. Но исследования, основанные на воспоминаниях репрессированных поляков, существенным образом отличаются от зафиксированного в текстах. К 1939 году, когда Л. Берия подписал  Положение о спецпоселениях и трудовом устройстве осадников, выселяемых из западных областей УССР и БССР, положение поляков резко изменилось в худшую сторону. В этом Положении говорилось о том, что в каждом поселке создаются комендатуры НКВД СССР, все трудоспособные спецпоселенцы-осадники обязаны заниматься общественно-полезным трудом, они сами и их семьи не имеют права выезда за пределы административного района или места работы на время свыше 24 часов, а переходить из барака в барак могут только с разрешения коменданта поселка. Из инструкции «О порядке ссылки в отдаленные северные районы союза ССР членов семей лиц, находящихся на нелегальном положении, и осужденных участников контрреволюционных организаций украинских, белорусских и польских националистов» становится ясно, что террор в отношении поляков усиливается. Все совершеннолетние члены семей, лиц, находящихся на нелегальном положении, скрывающихся от органов власти, и расстрелянных… «польских националистов, совместно с ними проживающие или находящиеся на их иждивении» подлежали ссылке на 5-8 лет в отдаленные северные районы. Направление в ссылку проводилось по решению Особого совещания. Сама операция по переселению осадников началась 10 февраля 1940 года. Всего было переселено 139596 осадников, которые  были расселены в 21 краях и областях, в 115 спецпоселениях. В данных нет сведений о национальном составе 33539 спецпоселенцев (27270 осадников, 6269 беженцев).

Переселение сопровождалось  высокой смертностью (особенно  среди осадников). Неудовлетворительными были жилищные условия: 1,5-2 метра на человека, в поселках было до 400 семей, не имеющих в своем составе трудоспособных: старики, инвалиды, дети. Среди спецпоселенцев было много больных, не изолированных от здоровых. Значительное количество детей не было охвачено школой. Спецпоселенцы были плохо обеспечены питанием.

12 августа 1941 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, подписанный М. Калининым, «О предоставлении амнистии польским гражданам, содержавшимся в заключении на территории СССР». По этому указу амнистия предоставлялась «всем польским гражданам, содержащимся ныне в заключении на советской территории в качестве или военнопленных или на других достаточных работах». В соответствии с постановлением СНК СССР польские граждане были переселены из северных районов в южные районы страны [1; 37-49].

Первые неформальные объединения поляков в Казахстане появились в конце 1980-х годов. Такие группы возникли в Караганде (инициатор Ф. Богуславский), Кокчетаве (А. Касонич), Алматы (А. Левковский) и др. Эти отдельные объединения, зарегистрировав себя юридически в 1992 году, создали Союз поляков Казахстана. Численность польского населения по результатам последней переписи насчитывает по одним данным около 50 тысяч человек, по другим свыше 50 тысяч человек, а профессор Козина В.В. утверждает, что их значительно меньше - примерно 34 тысячи. Основная масса поляков проживает в селах и городах северного Казахстана, Караганде, Алматы. Организационно Союз состоит из 14 областных и городских объединений, возглавляемых выборными председателями городских и областных советов Союза поляков. На республиканском уровне деятельность СПК осуществляется Республиканским координационным советом, во главе которого стоит выборный председатель и его заместители.

Деятельность Союза поляков направлена на возрождение национальных традиций и обычаев, изучения родного языка и польской истории. За последние 6-8 лет в городах и селах страны построены десятки костелов, в которых ведут службу и осуществляют благородную  духовную миссионерскую деятельность католические священники, приглашенные из Польши. По специальному соглашению между министерствами просвещения Казахстана и Польши в 16 средних школах городов и сел республики работают классы с обучением на польском языке, в которых преподают учителя из Польши и 22 воскресные школы для детей и взрослых. Финансовое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение указанных школ осуществляется, в основном, из бюджета Казахстана, но значительную помощь оказывает и Польша.

Союз поляков Казахстана представляет интересы польского населения в Ассамблее народа Казахстана и в других правительственных учреждениях страны. В областях и городах польские национальные объединения входят в состав городских и областных Ассамблей. Их возглавляют опытные общественные деятели, в числе которых широкую известность получили такие поляки, как Антонина Касонич, Федор Канцерский, Виктор Белецкий в Кокчетаве, Виталий Свинцицкий в Павлодаре, Алина Берлимбле, Людмила Сикорская, Ян Зинкевич, Александр Павловский в Алмакты, Александр Сварычевский в Караганде, Нина Пекарская, Светлана Клопотовская в Петропавловске, Ромуальда Гицевич в Костанае, Виктор Сорокин, Елена Роговская, Виктор Пашковский в Астане, Виктор Каневский в Таразе, Наталья Клиновицкая-Порубчишина, Наталья Новокшонова в Усть-Каменогорске, Станислав Тарнопольский в Чимкенте, Елена Цыбульская в Актюбинске, Наталья Малицкая в Талдыкоргане и другие. Они являются инициаторами и руководителями всех общественно-политических и культурно-просветительных мероприятий среди польского населения.

Высоким художественным уровнем известен польский народный ансамбль из г. Кокшетау, руководителем которого является  пани Антонина Касонич, детский танцевальный ансамбль при Польском культурном центре в г. Алматы, руководителем которого является пани Людмила Сикорская, Щучинский ансамбль песни и танца (руководитель пан Витольд Вержбицкий) и другие. Алматинская поэтесса Инесса Домбровская за цикл стихов, посвященных Польше и Казахстану, была удостоена персональной награды папы Иоанна-Павла II во время его визита в Астану в 2002 году.

За последние годы СПК превратился в авторитетную общественную организацию, занимающую достойное место среди национальных групп единого народа Казахстана.

Карагандинское областное польское общество «Полония» было организовано одним из первых в ноябре 1991 года. Его председателем стал Франц Николаевич Богуславский.

По соглашению между Министерствами образования Казахстана и Польши, которому уже более 10 лет, в школы Караганды приезжают польские учителя для обучения родному языку детей и взрослых. В средних школах Караганды и в гимназии Темиртау проводятся курсы по изучению польского языка. В вузах Польши обучаются более 70 человек.

Польская гуманитарная акция «Вспульнота Польска» ежегодно на летних каникулах вывозит в Польшу детей, изучающих польский язык. 20-25 школьников глубже узнают историю Польши, в практике общения с местными жителями усваивают полученные языковые знания. Кроме того, «Вспульнота Польска» организовывает курсы интенсивного изучения языка, в ходе которых проводятся экскурсии, идет знакомство с обычаями и традициями, культурой польского народа. Знают в области женскую вокальную группу и танцевальный кружок, который возглавляет Э.Т. Надобко.

О перспективности образовательной программы в рамках сотрудничества двух государств говорит тот факт, что польское общество «Полония» и областной Департамент образования провели конференцию польских учителей на тему: «Изучение польского языка в Казахстане. Состояние и перспективы». По соглашению между Министерствами образования Польши и Казахстана польская сторона ежегодно обеспечивает культурные центры преподавателями. Правом бесплатного изучения языка пользуются дети и взрослые не только польской национальности, но и все желающие.

Польский национально-культурный центр «Полония» активно участвует в жизни региона, плодотворно сотрудничает с общественными организациями и учреждениями культуры и образования области.

В национальном докладе Республики Казахстан в рамках Универсального периодического обзора по правам человека на 2010 год, утвержденного 6 ноября 2009 года №1778, говорится о том, что в Казахстане 46 этносов имеют свои национально-культурные центры [10]. Казахстан приложил максимальные усилия для того, чтобы сохранить в период сложных реформ стабильность в социальной, политической и экономической сферах. Информация о численности государственных служащих в разрезе национальностей свидетельствует о том, что поляки стабильно занимают 0,15% среди госслужащих РК.

год

Политические госслужащие

Административные госслужащие

 итого

В процентах

2007

2

151

153

0,16 %

2008

5

134

139

0,15 %

2009

7

136

143

0,15 %

По Карагандинской области действуют 55 национально-культурных центров. В 20 центрах функционируют воскресные школы. Число обучающихся в каждой школе в среднем составляет 25 человек. Наиболее активны национально-культурные центры гг. Караганды, Жезказгана, Сатпаева, Темиртау, Бухар-Жырауского района. «У нас - одна судьба, одна дорога» - так назывался первомайский праздник, посвященный Дню единства народов Казахстана. В праздничном шествии приняли участие школьники, студенты колледжей, ВУЗов, духовые оркестры воинских частей области, учебных заведений и учреждений культуры гг. Караганды, Сарани, пос. Шахан, Нуринского района. Основным лейтмотивом праздника была любовь к щедрой земле Казахстана, в разные годы приютившей представителей более 100 национальностей. На родных языках прозвучали поздравления представителей 17 национально-культурных центров. Все НКЦ представили горожанам и гостям города выставочные материалы, отражающие историю, быт, культуру.

3 мая 2010 г. прошла встреча представителей польского национального-культурного центра «Полония» с Чрезвычайным и Полномочным Послом Польши в Республике Казахстан. В результате встречи были выделены 3 детские путевки на отдых в Польшу. По соглашению с посольством Польши в Казахстане 3 студента - представителя польской диаспоры - получили гранты на обучение в ВУЗах Польши.

За два десятилетия независимости успех казахстанского проекта строительства национального государства получил заслуженное признание в международном сообществе.

В преддверии 20-летнего юбилея Независимости государства в беседе с корреспондентом Виталий Свенцицкий, руководитель национально-культурного общества поляков в Павлодаре, председатель Союза поляков Казахстана, член Совета Ассамблеи народа Казахстана сказал: «Если не считать времен Чингисхана, к которому поляки приходили в качестве послов, и ссыльных польских революционеров начала прошлого века, то на территории нынешнего Казахстана мои соотечественники массово появились в результате депортации перед Отечественной войной. Позже к ним добавились жители Кавказа, немцы, корейцы, крымские татары. То есть людей лишили их родины. Спустя годы многие представители репрессированных народов вернулись на свою историческую родину и, случалось, не находили там любви и заботы. Получается, что родина там, где ты родился и пригодился, где помнишь свою школу, друзей, соседей. Когда Казахстан стал суверенным и начали образовываться национальные общества, я принял активное участие в создании «Полонии». Это не был вызов кому-либо. Просто я и мои соплеменники хотели, чтобы возродились наши язык, культура, народные обычаи и традиции. Так мыслили не только поляки, но и представители других народов, живущие в Казахстане. Наш Президент Нурсултан Назарбаев чутко уловил это движение национальных низов, и появилась нынешняя Ассамблея народа Казахстана. Она разрешила многие межнациональные вопросы и проблемы, погасила недоверие людей друг к другу, вселила в представителей некоренной национальности уверенность в том, что они также имеют все права. Во всем мире уже давно признали уникальность Ассамблеи народа Казахстана и эффективность ее деятельности в межнациональных вопросах. Но до сих пор еще возникают опасения по поводу того, что мы в стране замкнемся в своих «национальных квартирах». Это не так. Ассамблея, как я уже говорил, демонстрирует равенство всех народов нашей республики, а общая Родина Казахстан сближает людей всех национальностей на основе общих интересов».

Сегодня в Республике имеют этнообразования: немцы - 49, казахи - 40, корейцы - 36, татары - 29, славяне - 27, чечены и ингуши - 27, азербайджанцы - 23, уйгуры - 21, русские - 20, украинцы - 19, евреи - 18, поляки - 16, турки - 14, греки - 12, армяне - 11, белорусы - 10 и др. В Казахстане издается 4 республиканских и 15 региональных национальных газет, работает 6 национальных театров, действует 100 национальных школ, функционирует 170 воскресных школ, где изучают 23 родных языка. В трех школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 12 родных языков [11].

Создание Ассамблеи народа Казахстана, а также Малых Ассамблей в регионах способствовало активизации деятельности этнокультурных объединений (ЭКО) и духовно-культурному развитию этносов. В ходе XVII сессии Ассамблеи народа Казахстана 18.04.2011 г. Президент  РК Н.А. Назарбаев заявил, что «этнокультурные объединения должны активно участвовать во «всенародных проектах».

Ассамблея задействует свой потенциал в индустриально-инновационном направлении, показателем которого стали результаты определения уровня развития страны среди 184 стран мира. Продолжительность жизни в Казахстане увеличилась до 67 лет и Республика заняла 68 место,  то есть выше на одну строку, чем в 2010 г. [12].

На Гражданском форуме по вопросам толерантности в Центральной Азии, посвященном 20-летию независимости Республики Казахстан, прошедшем в формате «круглого стола», заведующий секретариатом Ассамблеи народа Казахстана Ералы Тугжанов сказал: «Все нации и народности, проживающие на казахской земле, должны чувствовать себя надежно и уверенно в нашем общем доме. Не должно быть межэтнической напряженности. Конечно же, толерантность не воспитаешь за день или год. Нужна планомерная, тщательно выверенная работа на протяжении всей жизни и, особенно в период становления личности человека» [13].

Таким образом, становление и развитие национально-культурных центров в Казахстане и последующее их преобразование в этнокультурные объединения свидетельствуют о реализации многих научно-образовательных, политико-экономических и историко-культурных проектов, в которых активно участвуют поляки. Создание в РК 18 совместных научно-технических предприятий, 5 национальных научных центров, реализация проекта создания Казахско-польского университета (г. Астана) на базе Казахского университета экономики, финансов и международной торговли и Гуманитарно-экономической академии в Лодзи (Польша) – убедительные свидетельства динамичного  развития казахско-польских отношений.

Зуева Л.И., к.и.н., доцент КарГУ им. Е.А. Букетова г. Караганда


Список литературы:

1.  Бугай Н.Ф. 20-40-е годы: депортация населения с территории европейской России //Отечественная история.-1992.-№ 4.-С.37-49.

2.  Погружены в эшелоны и отправлены к местам поселений. Л. Берия-И. Сталину// История СССР.-М., 1991.-№ 1.-С. 143-160.

3.  Козыбаев М.К. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. В двух книгах. Книга вторая.-Алматы: Рауан, 2000.-388с.

4.  Кулмагамбетова С.С., Нурмакова М.С., Хаирова М.Е. Национально-культурные центры и их развитие в условиях Западно-Казахстанской области// Досуг. Творчество. Культура. – Омск, 1998.- С.103-106.

5.  Закон «Об общественных объединениях»// Ведомости Парламента Республики Казахстан 1996 г.-№8-9.ст.234.

6.  almaty. assembly. kz

7.  www. nomad. su

8.  ГАРФ.5446.Оп.12.Д.Э09.Л.170.

9.  Там же

10.  Национальный доклад Республики Казахстан в рамках Универсального периодического обзора по правам человека на 2010 год, утвержденного 6 ноября 2009 года № 1778.

11.  kazakhevub. org. il

12. http://kazpravda.kz./c/1321494441

13. www.assambly.kz