Никогда больше
22.02.2018 1227
В Посольстве Азербайджана состоялось открытие фотовыставки «Никогда больше: Ашаршылык, Холокост, Камбоджа, Ходжалы, Руанда», посвященной памяти жертв этих ужасных преступлений против человечества

Ходжалы - небольшой город, расположенный в Нагорном Карабахе. В феврале 1992 года невиданная по своей жестокости резня была устроена против азербайджанского населения в Ходжалы. Кровавая бойня, известная как Ходжалинская трагедия, привела к уничтожению и пленению тысячи азербайджанцев, город был стерт с лица земли. В ночь с 25-го на 26 февраля 1992 года армянские вооруженные формирования при поддержке 366-го мотострелкового полка Вооруженных Сил бывшего СССР провели штурм города и взяли Ходжалы. Над мирным населением была учинена жестокая расправа. Ходжалинский геноцид стал черной страницей истории человечества конца ХХ века.

Мероприятие было организовано Посольством Азербайджанской Республики в Республике Казахстан и Международным фондом тюркской культуры и наследия при поддержке Международной тюркской академии и Института истории государства МОН РК. 

В своем выступлении Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Республике Казахстан Рашад Маммадов подчеркнул, что эта дата была выбрана не случайно. Она связана с датой памяти жертв Холокоста, утвержденной ООН, и с трагедией Ходжалы. В этот раз выставка дополнена материалами по голодомору 30-х годов, предоставленными Институтом истории государства КН МОН РК.

Президент Международного фонда тюркской культуры и наследия Гюнай Эфендиева отметила, что сегодня все собрались здесь, чтобы почтить память жертв террористических событий, являющихся одной из самых глобальных проблем в мире: Ашаршылык, Холокост, Камбоджа, Ходжалы, Руанда оставили кровавые следы в памяти человечества. Ходжалинский геноцид является одним из страшных примеров проявления жестокости и насилия. Несмотря на то, что прошло 26 лет с этой страшной даты, она до сих пор отзывается в сердцах граждан. Мы скорбим по тысячам мирных жителей, которые были взяты в плен и подверглись нечеловеческим пыткам. Трагедия гибели детей – это трагедия будущего, это боль людей, потерявших будущее.

Война – это зло, которое обязано покинуть цивилизацию. Борьба с этим злом – дело каждого из нас. Мы против насилия, мы против террора. В этом хрупком мире мы все несем ответственность друг за друга.

Главный раввин города Астаны Шмуэль Карнаух напомнил о цене человеческой жизни. Когда люди стали грешить, во времена Всемирного потопа, когда Ной вышел из ковчега, люди приняли основные заповеди, одна из первых – не убий. Если мы будем соблюдать эти основные семь заповедей мы сможем существовать. Ни одно государство не сможет существовать без них. Дай бог, чтобы мы процветали, чтобы у нас было сильное государство, чтобы были правильные законы, и никогда больше не допустило лишение людей несмотря на национальность, цвет кожи и расы.

Самая главная фраза, которую я здесь вижу «Никогда больше». Никогда больше не видеть, как наши дети умирают, никогда больше не видеть голод и холод. Мы благодарны казахскому народу, который принимал нас, прибывших со всех сторон, во времена Холокоста, во времена репрессий.

Заместитель директора Института истории государства при Министерстве науки и образования Казахстана, доцент, кандидат исторических наук Амангельды Кашкимбаев выразил готовность поклониться перед духом тех людей, которые стали невинными жертвами.

Документы фотовыставки заставляют в очередной раз задуматься: «Как это случилось? Как же так произошло?». Президент Нурсултан Назарбаев всегда об этом напоминает. Например, еще в 2012 году впервые в Астане была проведена международная конференция, а на одной из главных улиц столицы появился памятник жертвам голода 30-х годов. 

Вниманию участников была предложена новая песня, посвященная геноциду в азербайджанском городе Ходжалы, в исполнении казахстанской певицы Нейли Гулиевой.

Выставка сопровождалась музыкальным исполнением заслуженного артиста Азербайджанской Республики, доцента Бакинской музыкальной академии, дирижера, композитора господина Ислама Манафова. Композитор тоже выразил свои чувства, но не словами, а звуками, исполняя свои произведения на профессиональном инструменте.