«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Илийск. Поселок на дне Капчагайского озера

619 0
Илийск. Поселок на дне Капчагайского озера
На протяжении веков поселок Илийский был знаком путешественникам как место для переправы через реку Или

В течение всего XIX века о поселке Илийск в своих дневниках упоминали российские географы Лев Берг, Николай Пржевальский, Петр Семенов-Тянь-Шанский, геологи Иван Мушкетов и Владимир Обручев, этнограф Григорий Потанин, Биолог Алексей Северцов и другие. Ныне поселение погребено под толщей вод рукотворного Капчагайского озера. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о некогда известном поселке Илийск, на месте которого в 60-х годах прошлого века возникло Капчагайское водохранилище

Материал содержит выдержки из книги «Солнечный город» писателя, исследователя истории города Капчагай Владимира Тарана

 

Путешественник Владимир Обручев впервые посетил Центральную Азию в 80-х годах XIX века. В ходе своих исследований он заключил, что ставший предметом изучения регион Жетысу относится к эпохе неогена, существовавшей 2,5 миллиона лет назад. Согласно исследованиям австрийского геолога Морица Гернеса, этот период характеризовался понижением уровня мирового океана и, как следствие, появлением континентов в том виде, в котором мы их видим.

Еще в Илийске В. Обручев допустил, что в период средневековья поселок был берегом древнего моря Тенгиз (на месте которого столетия спустя появился Балхаш), а горы Жетысу находились в считанных километрах от самого поселка. Именно в средние века, по мнению путешественника, европейские народы старались наладить дипломатические отношения с азиатскими соседями. В те далекие времена множество европейских, в т.ч. христианских, делегаций прибывали на территории Центральной Азии и собирали информацию о быте, истории, культуре местного населения. Так, монах-францисканец Гильом де Рубрук, побывавший в регионе в 1253-1255 годах, оставил описание реки Или: «…нашли там большую реку, через которую надлежало переправиться на судне…».

Много столетий спустя казахский ученый-этнограф Шокан Уалиханов, повторяя путь Г. де Рубрука, отметил в дневнике:

 

«…переправу через Или…содержат казахи рода Албан…, производят на плоскодонных суднах. Способ перевоза общий на всем Востоке: судно привязывается к хвостам лошадей, которые тянут его вплавь. Судно было очень ветхое: один лодочник правил рулем, а другие выливали воду, которая вытекала через дурно законопаченные войлоком щели»

 

Первые записи о поселении Илийский датируется 1853 годом. Тогда некий топограф Сонин избрал эту местность для переправы реки Или и занялся строительством укрепления «за рекой Илею». Позже, для охраны и обслуживания переправы в эту местность было командировано сорок солдат под предводительством хорунжего Лаптева. Летом 1854 года в поселении был построен первый саманный дом. Впоследствии количество домов было увеличено, а вокруг построек установили ров высотой в рост человека и бруствер. Внутренний плац поселения вскоре обзавелся собственной церковью. Вообще же, первооткрывателями поселения обнаруженные архивы называют самого хорунжего Лаптева, подпоручика Оленичева, а также нескольких инженеров.

 

Илийский край (карта из Военной энциклопедии)

 

Исследователи считают, что транспортное судоходство на реке Или до революции носило случайный характер. Первая попытка перевозки грузов по реке Или через озеро Балхаш была предпринята в 1854 году. В том году сибирский купец Василий Кузнецов, выполняя поставки для войск, казаков и переселенцев новосозданных станиц и поселений, заготовил припасы в Каркаралинске, а оттуда водным путем доставил восемь пудов ресурсов в укрепление Илийский. Путь в 355 верст, который преодолело его судно «Св. Николай» от северного берега Балхаша до дельты Или, заняло 72 дня. Путь в обратную сторону, в свою очередь, занял 17 дней.

Здесь стоит отметить, что на то время предпринимались попытки наладить судоходную логистику, однако трудности, в т.ч. многочисленные мели и быстрота течения, оставляли лишь пессимистические надежды на развитие судоходства в регионе. По этой причине винтовой 35-сильный пароход «Колпаковский», спущенный в 1883 году одним из известнейших градостроителей Верного Иваном Козелл-Поклевским, потерпел бедствие.

Год спустя по проекту инженера Николая Петрова был сооружен мост длиной 260 метров. Ширина моста достигала 10,7 м, а высота подмостового габарита – 6,4 м. Этот мост верой и правдой служил до 1953 года.

Правительство страны старалось ускорить развитие судоходной логистики в начале ХХ века во время быстрого роста торговых отношений с Китаем. Даже велись разговоры об открытии пароходства на реке Или, однако с началом Первой Мировой войны эти планы отошли на второй план.

Утром 23 мая 1918 года в поселение Илийский ворвались красногвардейцы под командованием бывшего поручика П. Береснева. Уже в полдень за подписью атамана Бородихина в Верный отбили телеграмму:

 

«Признаем Советскую власть, подчиняемся ее распоряжениям, оружие и патроны сданы в выселковый склад, образовали комитет общественной безопасности для порядка выселка и охраны моста»

 

Так жизнь поселения Илийский потекла по советскому времени.

Жители Илийска славились добычей чия и камыша на поделочные работы и устройство юрт, обыкновенной колючки, используемой на дрова, кeндыря – «илийского льна» - на производство веревок, тары, рыболовецкой снасти. Но главным промыслом илийцев все же было рыболовство. Полакомиться маринкой, окунем или губачом почитали за честь многие наслышанные о выдающихся гастрономических качествах рыбы. Семиреченские корейцы употребляли в пищу и особый вид лягушек, с темным хребтом и большого размера.

Сазан, сом, судак и иные промысловые рыбы появились позже. Любопытно, что сазан появился в Прибалхашье случайно, когда в 1905 году у верненского мельника Ф. Богданова паводком прорвало плотину в пруду, где мельник выращивал завезенных с Чу рыб. Весь сазан по стокам ушел в Или, где к 1915 году приобрел промысловое значение. Благодаря надуманным «мичуринским» опытам в акклиматизации рыб и кормовых микроорганизмов сегодня местное переселенческое рыбное хозяйство сведено на нет.

А еще Илийск славился охотой на дикого кабана и прибалхашского тигра. Небезызвестный Троцкий, всесильный нарком в Москве и советский политкаторжанин в Алма-Ате, вспоминал об охоте на Или в 1928 году, что добыча не была велика: «Всего около 40 уток». И добавлял, что охотиться лучше на Балхаше, где водятся, по рассказам бывалых, леопарды и даже тигры. Однако, заявляет А.Д. Троцкий: «Я решил заключить пакт о ненападении с тиграми».

Следы последнего тигра на Или охотники встречали в 1948 году. Ученые полагают, что тигры исчезли в 1952 году в результате интенсивного освоения региона человеком, устройства им «самопалов» тростника.

 

Илийск. Фото из архива Андрея Михайлова

 

Уже при советской власти начались работы по освоению реки. В августе 1924 года Центральным правлением речных пароходств СССР была снаряжена экспедиция для обследования возможностей судоходства на реке Или. Обследование участка от китайской границы до Илийска показало, что при правильном использовании возможностей реки судоходство станет удобной и дешевой дорогой для советско-китайской торговли. Уже в мае 1926 года было организовано Илийское пароходство, а в следующем году на судоремонтном заводе на реке Или появился пассажирский теплоход «Коммунар» и товарный баркас «Казахстанец».

Численность речного транспорта росло. К 1930 году, кроме транспортных судов, пароходство имело целую флотилию мелких рыболовецких судов, обслуживавшую малотоннажные баржи. Позже на реке Или была налажена поставка и сборка секций-заготовок пароходов и барж Сормовского и Киевского судостроительных заводов. Позже этот флот сумел обеспечить перевозку значительной доли грузов для строительства Балхашского медеплавильного завода, а также стало связующим звеном между Турксибом и новостройками Карагандинской железной дороги.

В годы Великой Отечественной войны Балхаш-Илийское пароходство обеспечивало Балхашский медеплавильный завод необходимым сырьем, осуществляло торговые перевозки в Китай, а также обеспечивало саксаулом Алма-Ату. Интересно, что в те года саксаул, привезенный из низовий рек Или, был основным видом топлива, т.к. весь уголь уходил на промышленные нужды.

 

Илийск. Фото из архива Андрея Михайлова

 

В 1953 году вместо отслужившего свое старого моста был построен новый автомобильный мост. Он прослужил до 1969 года, когда был возведен новый мостовой переход по строившейся Капчагайской плотине.

За несколько лет до начала строительства Капчагайской плотины, 16 декабря 1963 года, на страницах газеты «Семиречье» вышла статья профессора М. Чебышева «Долина изобилия», в которой ученый экономически обосновал строительство Капчагайской ГЭС и искусственного водохранилища. Строительство гидроэлектростанции и искусственного водохранилища, по мнению ученого, позволит развить орошаемое земледелие на общей площади в 3 295 500 гектар, увеличит производство риса, молочных продуктов, овощей, фруктов и картофеля для населения. Что касается затрат на строительство, то ученый писал:

 

«Капиталовложения по ирригации на каждый гектар орошаемой земли составляют всего лишь 1000 рублей вместо 2500 рублей в других районах страны. Средства, вложенные в ирригацию, окупятся прибылью только самих совхозов в течение 1,5-2 лет, а с учетом полного освоения средства окупятся в течение не более 5 лет»

 

Если о строительстве Капчагайской ГЭС вопросов не возникало, то строительство искусственного водохранилища было продиктовано необходимость регулирования стока реки Или. Местность, где находилось поселение Илийский, была выбрана в качестве места предполагаемого нахождения водохранилища. В поселении на тот момент жило более 5 тысяч человек, которые вскоре были переселены в новые поселки Новоилийск (ныне - Капчагай), Жетыген и рыболовецкий колхоз (ныне - Арна). 29 сентября 1969 года в 4 часа 15 минут местного времени главное русло реки Или было перекрыто камнебросной плотиной. 26 декабря этого же года начался первый этап заполнения водохранилища, а весной 1970 года поселок Илийск ушел на дно искусственного водохранилища, начав рождение рукотворного Капчагайского озера.

Город Новоилийск, куда были переселены жители поселка Илийский, после распада СССР был переименован в Капчагай. В 1995 году Капчагай торжественно отметил свой 25-летний юбилей. Несмотря на тяжелое время, город продолжал свое развитие. К тому моменту в нем уже был построен сельский строительный и рыбоперерабатывающий комбинаты, а также комбинат хлебопродуктов, рисовый, фарфоровый и камнеобрабатывающий заводы, пассажирское и грузовое автопредприятия и нефтебаза. Одновременно с ними возводились школы и детские сады. 

Глубоко символично, что во время телемост Земля - орбитальная станция «Мир» командир космического экипажа Талгат Мусабаев, глядя в иллюминатор, воскликнул в восторге: «А это Капчагай! Смотрите, вот он, Капчагай!». Тогда вся страна, прильнувшая к экранам телевизоров, с нескрываемым восхищением наблюдала город и водохранилище с космических высот!

В материале использованы выдержки из книги «Солнечный город» писателя, исследователя истории города Капчагай Владимира Тарана

Автор: Аян АДЕН

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English