«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Целитель Шегиров

1378 0
Целитель Шегиров
Анализируя сведени,я обоснованные на конкретных фактах, мы видим, что в 1917 году в Каракаралинске не было событий, участия в которых не принимал Аманбай Шегиров. Наряду с исцелением человека и его

души, он принимал активное участие в врачевании целого Каркаралинского общества.

О том какое место в истории народа занимает Каркаралы написано немало. В начале ХХ века Каракаралинск стал очагом национального движения, здесь же было написано письмо против колониальной политики. Каркаралинская петиция 25-26 июня 1905 года стала началом национального восстания, голосом народного неповиновения. Петиция, подписанная 12.767 казахами, подняла проблемы свободы слова, обучения на родном языке, свободу вероисповедания. Она стала важным явлением в истории казахского народа [1].

Непростая судьба сложилась у исторических личностей Каркаралинска. Мы расскажем об одном из этих личностей – Аманбае Чигирове. Получив специальность врача, он всю свою жизнь посвятил любимой работе. В исследовательских трудах карагандинских краеведов Е.Мустафина и Ю.Попова есть свежие сведения об Аманбае Чигирове. Также в архиве известного ученого, абаеведа Кайыма Мухамедханова был найден групповой фотоснимок, где есть и Чигиров, а также его биография собственноручно написанная его младшим братом Н.Ыбыраевым. Связи Чигирова с движением Алаш могут засвидетельствовать письма из многотомника, составленного Султан Ханом Аккулы «Алихан Бокейханов. Произведения». В ходе подготовки этого материала приоритет был отдан трудам каркаралинского краеведа Ерлана Мустафина [2].

Сын, рожденный в Караагаше. Путь к знаниям. Прошлая жизнь.

Аманбай Шегирулы происходит из подрода Айтимбет рода Аргын. Как известно, от Айтимбета происходят Дулат, Байгулы, Байгозы, Тлеуке. Шегир же в свою очередь был сыном Байгозы. Согласно текущему административно-территориальному делению, его семья проживала на территории аула Бакты Каркаралинского района.

По сведениям Ерлана Мустафина, в волости Кызылчилик-Караагач Кент Каркаралинского уезда Семипалатинской губернии 24 июля 1881 года  в семье Шегира на свет появился мальчик и дали ему имя Аманбай. В семье были также два сына Жаманбай и Ыбырай и девочка Уримбала. В личном архиве Кайыма Мухамедханова сохранилось письмо Нурпеиса, сына Ыбырая, третьего сына Шегира.

О детстве, о первых годах учебы нашего героя расскажет это единственное письмо: «Он в 1906 году закончил Томский медицинский техникум. Во время волостного правления давалось разнарядка на поступление двух юношей на высшее медицинское учебное заведение. Такая возможность в основном давалась детям богачей и волостных. В то время было мнение, что если ребенка отправить на учебу в Россию, то он примет крещение. Поэтому во многих случаях, богачи избегая этого, вместо своих детей отправляли на учебу детей бедняков. И именно в этот момент по возросту подходили сыновья Шегира: Жаманбай и Аманбай. И в один из таких удивительных дней волостной правитель Спан Жанаков вызвал к себе моего деда Шегира и сказал ему: «Так как ты беден, то мы решили тебе помочь и отправить твоих сыновей Жаманбая и Аманбая на учебу в Томск. До конца учебы мы дадим 3-х баранов, 2-х коз, муку высшего сорта и 25 рублей. Другую помощь мы оказать не можем. Если не согласишься на это, то мы силой отправим твоих детей на учебу. У деда не было другого выхода, и он дал свое согласие. С болью в сердце он отправил двух сыновей на учебу в Томск. Это произошло в 1901 году. По окончании учебы в 1906 году они оба вернулись в Каркаралинск» [2].  

 

(Из письма Нурпеиса Ыбыраева Кайыму Мухамедханову, 8 августа 1984 года)

Таким образом, неожиданное чудо изменило жизни двух братьев, дало им возможность служить родному народу. Вернувшись на родину, братья работали в сфере медицины и лесного хозяйства. По некоторым сведениям, Аманбай Шегиров одновременно руководил и отделом городского здравоохранения, и больницей города Каркаралинск. Н.Ыбыраев сохранил и такие воспоминания: «До 1917-1922 года он руководил Управлением здравоохранения Каркаралинска. С 1927 по 1930 годы заведовал городской аптекой Каркаралинска».

После 1930 года по-иному сложилась судьба семьи Аманбая. По неизвестным сегодня причинам он с семьей переезжает в Алматы. До 1934 года он работал врачом в городской больнице города. «С июля 1934 года он был переведен заведующим дошкольного отдела и детскими домами» - пишет Е. Мустафин [2]. После этого Аманбая Шегирова по направлению переводят в Кызылорду. Он с 1936 по 1942 год работал заведующим детского дома. Последние годы жизни Аманбая Шегирова прошли в Семипалатинской земле. С 1942 года и до конца жизни он был заведующим домом инвалидов в Жана-Семее. Выпускник Томского медицинского техникума, фельдшер с большим сердцем Аманбай Шегиров умер 1 мая 1947 года, похоронен в г. Семей. Вот как пишет о медицинской деятельности своего дяди Нурпеис Ыбырайулы: «…Многие тяжелобольные вылечивались, поэтому к нему приезжали даже больные, которые жили за пределами нашей республики. Диагнозы он ставил не путем опроса больных, а определял сам по пульсу, соответственно к этому выписывал рецепты. Почти 99% из тех, кто обращался к нашему дяде Аманбаю, вылечивались. Пациенты были довольны… Начиная с 1906 года и до конца своей жизни он пропагандировал новшества в здравоохранении. Он не считался со временем - шел на вызов при любых погодных условиях, хоть в лютый мороз, хоть в буран. Он никогда не отказывал людям…».

У него даже было разрешение партийных советских органов города Семипалатинска на прием больных на дому, что по тем временам считалось неслыханной роскошью.

Суета нового века. Загадки времени

Пристальное внимание требуют найденные из личного архива искусного специалиста медицины Кайыма Мухамедханова и раскрытые дочерью ученого профессором Диной Кайымкызы фотоснимки А. Чигирова, имеющие историческую ценность. На внешней стороне этих снимков великий ученый своими руками написал «Аманбай? Жаманбай Чигиров». Что же касается лицевой части, то там четким почерком вырисована арабская графика «جامانباي». Это могло означать, что у ученого были сомнения относительно того, кем был один из братьев. Если считать, что историческая фотография была выгравирована на камне в г. Семей в 1911 году, то бесспорным является тот факт, что он был в рядах национально-освободительного движения Алаш. Аристократизм, иного стиля одежда, красивая посадка возвещает о том, что Аманбай Шегиров, сидящий рядом с Колбай Тогисовым и Нургали Кулжановым, которые сначала были бок о бок с деятелями Алаша, а позже примкнули к вражеской организации, был славным гражданином своего времени. По аккуратно уложенному лицевому волосяному покрову, одежде европейского стиля несложно понять, что он был фасадной, парадной личностью.

В газете «Семипалатинские областные ведомости» за 1910 год (№ 39) в списке присяжных заседателей по Каркаралинскому уезду на 1911 г значился Чигиров Аманбай Чигирович. Также его имя я обнаружил в списке жителей Каркаралинска, которые имели собственные дома. В списке за 1908 год идет: «Чигиров Аманбай, медицинский фельдшер». Еще в одной исторической записке сказано, что после собрания общества фельдшеров Каркаралинского уезда был подписан протокол. На собрании 10 марта 1917 года Аманбай Чигиров был делегатом, а позже был избран председателем общества фельдшеров уезда. Членами общества также были врач М. Оспанов, фельдшер Шипунов, акушерка Чигирова (жена Аманбая Чигирова), фельдшер станицы В. Зотов, А. Сембаев, М. Шантин.

Согласно данным краеведа Юрия Попова, в исторически значимых документах о создании казахского комитета в 1917 году при Каркаралинском уезде часто встречается имя Чигирова. При создании вышеуказанного комитета в Каркаралинск из Семипалатинска были отправлены преподаватели Нургали Кулжанов и Николай Васильевич Вайсер в качестве комиссаров. Они и стали ответственными за местных шаруа. 15 марта перед приехавшими в Каркаралы комиссарами встала задача создания Временного правительства. Нургали Кулжанов жил дома у Аманбая, а Вайсер – у Игнатия Бабина. Дороги двух человек, которые фотографировались как друзья еще в 1911 году в Семипалатинске, снова соприкоснулись.

Также читайте: #Алаш100: История уникальных снимков

Если 5 марта 1917 года в Семипалатинске было создан руководящий комитет Семипалатинской области, то на следующий день, 6 марта, в Каркаралинске было собрано уездный казахский комитет, куда было делегировано 23 волости. Если председателем Совета, участниками которого были члены комитета, был избран Жакып Акпаев, то его заместителем был Нарманбет Орманбетулы, секретарем – Смайыл Бектенов, а помощником последнего – Ахмет Бектибаев.

Протокол этого совещания был заполнен 9, 10 и 11 марта, с 16 марта передан на хранение в архив. По этому документу представители уезда по необходимости разработки законопроекта для связи местных и областных комитетов, и в связи с важностью сложившейся ситуации постановили:

1. Сформировать Каркаралинский уездный комитет киргизов;

2. Запросить Устав из Семипалатинского областного киргизского комитета;

3. Принимать в членство Комитета всех независимо от национальности, религии и этноса;

4. Определить членский взнос в размере не менее 5 рублей;

5. Оповестить жителей уезда об образовании Комитета;

6. Направить в Городское управление Каркаралинска копию постановления об образовании Киргизского комитета для сведения;

7. Учредить из членов комитета совет, а из членов совета президиум.

«Первый протокол членов Каркаралинского уездного казахского президиума заполнил Жакып Акбаев» говорит краевед Е.Мустафин. По его мнению, у Шегирова хорошо развивались отношения между общественным и государственным деятелем, членом правительства Алаш, магистром права Жакипом Акбаевым.  У обоих жены были из семьи Бекметевых, и вполне возможно, что они общались как бажа (свояк). Ерлан Мустафин в архиве города Семей нашел один важный документ, и в нем тоже встречается имя Аманбая Шегирова.

№ 23

Письмо комиссара временного правительства по Каркаралинскому уезду Семипалатинской области в Семипалатинский областной комиссариат об образовании комитета общественной безопасности

г. Каркаралинск                                 11 декабря 1917 г.                                                32

 

На предложение от 25 ноября сего года за № 16004 и в дополнение телеграммы моей от 17 ноября сего года за № 829, честь имею сообщить, что в составе членов комитета общественной безопасности в Каркаралинском уезде вошли: председателем - Ульяновский, членами - Якуп-Мурза Акпаев, Ахмет Раимбеков, Рахымбай Сапаков, Аманбай Шегиров, Омар Бекпавов, солдаты - Федор Кукерекин, Андрей Бражников, Мурат Мусин, Зуфахара Якупов, Джамель Бекметев, казаки - Захар Червев, Михаил Корнилов и горожане Павел Чемоданов и Павел Ковалев и что комитет этот организован на основании телеграммы Министра внутренних дел от 8 ноября сего года за № 71346, присланной мне при отношении областного комиссариата от 13 ноября сего года за № 15546. Цель образования комитета – борьба с хулиганством и наблюдение за порядком, так как состав настоящей милиции не вполне отвечает своему назначению.  

 

Комиссар                                                                                     Ульяновский

Исполняющий должность секретаря                                              Червев  

 

(ЦДНИ ВКО, ф.48, оп.1, д.5, л.122. Подлинник)

Из документа следует, что в Каркаралинске были уездная больница и амбулатория. В Кедейской волости - фельдшерский пункт. Действовали еще три передвижных фельдшерских пункта. Зафиксированы заболевания оспой и туберкулезом. В 1926 году намечалось открыть больницу в Кзыл-Эспе и 2 амбулатории в Кентской волости - для жителей долины Токрау… Штат медработников невелик: заведующий отделом здравоохранения, городской и разъездные врачи, 2 лекпома, одна акушерка, одна сестра, две сиделки, кухарка и сторож. В волостях еще работали 4 лекпома и 6 оспопрививателей. Если опираться на рассказы людей, то в Каркаралы у Аманбая Чигирова был высокий деревянный дом и первая на всю округу аптека. Подводя решающую, итогувую черту под этими фактами, в т. ч. из памяти народа, в Каркаралы 1917 года не было ни одного события, касающееся человеколечения и здравоохранения народа, которое проходило бы без участия Аманбая Чигирова.

 

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English