Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Байжанов Жаяу Муса

Байжанов Жаяу Муса - e-history.kz
Имя Байжанов Жаяу Муса
Дата рождения 1835
Дата смерти 1929
Народный композитор, певец, акын.

ЖАЯУ МУСА Байжанулы родился1835 году близ оз. Жасыбай, в Баянаулском районе Павлодарской области Казахстана. Отец Жаяу Мусы Байжан был бедняком. Мальчик рано испытал тяготы сиротства, оставшись в детстве без матери. В судьбе Мусы принял участие дядя, давший ему воспитание. С 7-ми лет был отдан на учение мулле, у которого познал азы арабской грамоты. В детские годы Муса познакомился с искусством посещавших его родной аул певцов и кюйши, с разновидностями исполнителей школы народной музыки. Сам он также пел и играл на домбре.

В 1851, приехав в Кызылжар (ныне Петропавловск), самостоятельно изучал русский язык. Помимо домбры и кобыза, осваивал скрипку и сырнай. Посещал концерты певцов и различных оркестров, что в значит, мере способствовало формированию его музыкально-эстетических взглядов. Муса дружил с первым казахским ученым, путешественником Ш. Ш. Уалихановым, создал музыку на стихи И.Алтынсарина «Давайте, дети, учиться», вел дневниковые записи в стихотворной форме, посвятил песни Абаю Кунанбаеву, назвал сына именем одного из героев Л. Н. Толстого — все это свидетельствует о том, как глубоко ощущал поэт веяние своего времени, дыхание современности, какой полнокровной творческой жизнью он жил.

Многопланово и идейно содержание песен и стихов Жаяу Мусы, в творчестве которого критичные наблюдения, гаклии, сатира, пейзажные зарисовки перемежаются с изображением тяжелой женской доли, свободолюбивых устремлений, мотивами неудовлетворенности, значит, место в нём занимают любовная и гражданская лирика, образцы жоктау, басни.

В 1854 Жаяу Муса учился в русской школе в г. Омске. В городской библиотеке знакомился с газетами, журналами, издаваемыми в Петербурге, Москве, Казани, Оренбурге, Акмолинске. На страницах этих изданий, наряду с официальными материалами, проводящими в жизнь политику царского правительства, встречал статьи, авторы которых стремились изображать панораму явлений с демократических позиций.

Первое крупное произведение «Кыздарай» («Ох, девушки») Муса создал в Омске. Творчество Жаяу Мусы, композитора и певца, развивалось в тесной связи с традиционным искусством того времени. Образцами, опираясь на которые поэт устремлялся к поискам новых средств выразительности, служили произведения таких современных ему акынов и жыршы, как Токсанбай, Жанак, Тубек, Котеш, Жанабай и др.

Вернувшись из Омска в родные края, Муса активно включился в общественную жизнь. В ту пору им сочинена песня «Аксиса» («Белый ситец»), в которой воссоздана картина социального неравенства, произвола правящей верхушки, протеста против несправедливости. Мелодия этой песни полностью передает композитор, манеру, творческого почерк Жаяу Мусы.

С царскими карательными отрядами Жаяу Муса побывал в Польше, Литве, участвовал вместе с Шоканом Уалихановым в походах генерала Черняева против Кокандского ханства. Потрясенный актами террора, устраиваемыми Черняевым над народом, Жаяу Муса возвратился на родину. Однако, вновь подвергнувшись преследованиям, поэт продолжал бороться, создавая гневные, обличительные песни и стихи. Стремясь рассказать правду о тяжелой жизни народа, беспросветном существовании подневольных, деспотизме власть-имущих, он отправился в Петербург. Однако он не нашел сочувствия, но и не был допущен на прием к правительственным лицам; вернувшись домой, он объехал, посещая самые отдаленные его уголки. Некоторое время жил в Казани. На творчество Жаяу Мусы значительное влияние оказала музыка, созданная разными народами, услышанная в различных городах, привнесшая в его произведения танцевальные ритмы, формы марша. В своих песнях он смело использовал не только интонации казахской народной музыки, но и интонации русской крестьянской и городской песни.

Информация была взята с сайта wikipedia

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?