Минуло почти 70 лет с тех памятных победных дней, свет которых наполняет наши сердца великой гордостью за возвратившихся с войны победителей и великой неизбывной скорбью за тех, кому не суждено было вернуться.
Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, наш Казахстан, как и вся страна, поднялся на защиту тогда еще общей Родины. 12 стрелковых дивизий, 7 стрелковых бригад, 4 кавалерийские дивизии, 50 отдельных полков и батальонов разных родов войск было отправлено на фронт из Казахстана. Это 1 миллион 196 тысяч и 164 воина-казахстанца. В их числе были и мои родственники.
В самый первый день войны в нашем, тогда еще маленьком, селе Вишневка (ныне Аршалы) проходил митинг. Выступавшие говорили о своей решительности дать отпор врагу, защищать свою Родину.
Митинг в поселке Вишневка, 9 мая 1945 года
Тогда 22 июня 1941 года выступал и мой пра-прадедушка Максим Павлович Даниленко. Он получил право напутственного слова, потому что отправлял на фронт четырех своих сыновей.
Даниленко Максим Павлович и Даниленко Ульяна Васильевна
Такого горького исхода мужчин, как в первые годы войны, не знала наша земля. Из маленького степного района уходили на войну защитники. Многие из них были родственниками, одноклассниками, соседями, жившими на одной сельской улице.
Конечно, мобилизация проходила и позже, но в начале войны были призваны не только молодые, но и мужчины постарше. Никто не знал, сколько продлится война, сколько защитников поляжет на полях сражений, какого неимоверного напряжения потребуется от оставшихся в тылу стариков, женщин и детей.
Даниленко Андрей Максимович
Старший сын моего пра-прадедушки Андрей Максимович Даниленко к началу войны имел семерых детей и работал в колхозе конюхом. Поэтому, наверное, его отправили в кавалерийский полк.
Когда он уходил на фронт, его младшая дочь Рая спряталась от отца, надеясь, что, если он не попрощается с ней, то и не уйдет из дома на войну. Отец нашел девочку, поднял на руки высоко-высоко и сказал: «Я вернусь, я обязательно вернусь!».
Его жена Пелагея, оставшись с семью детьми, работала в колхозе дояркой, а ночами, чтобы прокормить детей, стирала обмундирование военных, возводивших вторую ветку железной дороги от Караганды.
Старшие дети семьи работали с 10 лет в колхозе, младшие собирали колоски. С весны в семье ели корешки, клубни диких растений, однажды съели даже алоэ. Было голодно, дети и взрослые болели тифом. Очень ждала семья своего отца, но Андрей Максимович не вернулся к своим детям. Он погиб 17 марта 1943 года в боях под Харьковом у деревни Большая Балка.
Вышло так: накануне его гибели, в тот трагический день перед наступлением, он нежданно встретил своего родного брата Алексея Максимовича. Братья договорились, что, когда закончится бой, они постараются разыскать друг друга... Бой закончился, но братья не встретились.
В тот день против нашей кавалерии фашисты бросили танки. Уцелеть было невозможно, почти вся конница полегла. Так и не стало старшего сына...
Даниленко Алексей Максимович
Алексею Максимовичу, единственному из четверых братьев, суждено было уцелеть на войне. В тех боях его тяжело ранили, а после госпиталя он был направлен на дальнейшую службу в Иран. От него долго не было писем. Его родные даже стали считать его без вести пропавшим. А он уцелел.
Третий брат Василий Максимович всегда хотел быть военным. Он до войны работал в школах военруком. Когда началась война, занимался формированием и обучением мобилизированных бойцов в Акмолинске. Добровольцем ушел на фронт 16 июля 1942 года.
Даниленко Василий Максимович
Он попал под Сталинград, в самое пекло боев. А 29 декабря домой пришло извещение о том, что он отбыл «в глубокий тыловой госпиталь». Всю войну и после нее, его родители, мой пра-прадед Максим Павлович и моя пра-прабабушка Ульяна Васильевна, ждали сына и надеялись на чудо. Но чудо не произошло...
Младший из четверых братьев, Петр Максимович, был направлен в формировавшуюся в Акмолинске знаменитую 310-ю стрелковую дивизию. Так как до войны и в армии он работал в типографиях, да и зрение у него было слабое, его хотели взять в редакцию дивизионной газеты, но он отказался и пошел рядовым. Участвовал в боях под Ленинградом. Петр Максимович погиб 23 сентября 1941 года.
Даниленко Петр Максимович
Даже через семь десятилетий после войны мне очень горько, и мне очень жаль моих пра-прадеда и пра-прабушку. Я представляю, как они дрожащей рукой крестили своих уходящих на фронт сыновей, как стояла у плетня Ульяна Васильевна, ожидая писем от сыновей, и как получала похоронные извещения...
Но это была не вся их беда во время войны. В июле 1942 года, когда еще не высохли слезы от первой похоронки на Петра Максимовича, арестовали мою прабабушку Марию Максимовну, сестру воевавших на фронте братьев. Ей присудили печально-известную 58-ю статью с обвинением в «контрреволюционной деятельности в пользу иностранного государства».
Даниленко Мария Максимовна
После года пыток и допросов в Акмолинске, мою пробабушку отправили в КАРЛАГ на 10 лет. Она попала в шахту 19 бис в забой и там, под землей, она трудилась на оборону, таская тяжелые вагонетки с углем. После полного истощения мою прабабушку направили на «легкие» земляные работы в Долинке.
Пока была жива моя прабабушка Мария Максимовна, она вспоминала, как уходили на фронт первые мобилизованные из села: «Их увозили на подводах, а во след по пыльной дороге до станции бежали дети и поспешали женщины, плач и горе простиралось по дороге...».
Прабабушка умерла три года назад в возрасте 91 года. Она часто говорила: «Если бы не война, как бы мы жили! Мои братики и я играли на музыкальных инструментах. У нашего дома летом трава вытаптывалась — когда мы садились на завалинку и играли, вся окрестная молодежь собиралась и танцевала до глубокой ночи. А сколько бы у нас было родни!».
Мой пра-прадедушка, будучи уже пожилым, работал в колхозе плотником все военные годы. «Все для фронта, все для Победы» — так, подчиняясь законам военного времени, жил тыл.
Память о войне в нашей семье всегда была памятью сердца. Наверное, поэтому моя бабушка Коростелева Таисия Максимовна 30 лет тому назад открыла вместе со следопытами в Доме пионеров историко-краеведческий музей и до сих пор в нем работает.
В музее живет Память о войне не только нашей семьи, живет Память о тех, кто ушел воевать с Вишневского района, тех, кто жил здесь из защитников Родины уже после войны. Будем помнить всех. И тех, кто Родину защищал, и тех, кто трудился в тылу. Будем помнить всех и каждого. И из каждой семейной памяти собирать и хранить большую память о войне, заставляя трепетать гордостью наши сердца.
Коростелева Юлия,
ученица Аршалынского Центра детского творчества,
поселок Аршалы, Акмолинская область
Становитесь участниками нашего фотопроекта «История одной фотографии», и мы опубликуем и вашу историю.