Исходя из выводов, содержащихся в данной статье, нам представляется, что Казахстан и его многонациональный народ, наподобие другим цивилизованным странам мира, с богатой материальной и духовной культурой, должны рассматриваться как единая уникальная цивилизация, продолжающая свое развитие в потоке истории.
«И это правильный подход, позволяющий понять свои истоки, да и всю национальную историю во всей глубине и сложности», - отмечает Елбасы.
Данное положение вселяет в нас – ученых, чувство надежды и доверия, одновременно налагает и высокую ответственность. Поэтому мы принимаем активное участие в формировании у подрастающего поколения подлинного исторического сознания, подготовке молодых специалистов, владеющих национальными традициями своего народа, его богатой культурой и иными духовными ценностями. Мы должны способствовать формированию в обществе позитивного взгляда на свою историю. Однако, по утверждению Елбасы, «он не должен сводиться лишь к избирательному и конъюнктурному освещению того или иного исторического события». В нашей истории было немало драматических моментов и трагедий, смертоносных войн и конфликтов, социально опасных экспериментов и политических катаклизмов. Мы не вправе забывать о них.
В целях реализации выдвинутых в статье Елбасы основных положений и идей, на современном этапе необходимо углубленное изучение материалов и документов республиканских и региональных архивов, сосредоточивших ценный материал по отечественной истории, оцифровка имеющихся материалов, особенно по истории 20-50-х гг. ХХ века, подготовка научно-справочных, научно-популярных изданий архивных учреждений, перевод архивных материалов, написанных арабской вязью, латиницей (этим никто не занимается), привлечение к данной работе студентов исторических факультетов региональных вузов, должна проводиться конкретная работа, не просто мероприятия ради «галочки» .
«Модернизация общественного сознания невозможна без утверждения приоритета гуманитарного знания, обращения к истории, укрепления взаимосвязи исторического наследия и современности», - отмечает Глава государства.
В данном контексте необходимо усиление краеведческой работы, изучение региональной истории, привлечение к данной работе учащихся общеобразовательных школ. Региональные проекты, в которых изучение богатейшей истории Казахстана должно осуществляться совместными усилиями ведущих научно-исторических центров и местных учреждений (вузы, музеи, архивы). При этом особое внимание необходимо обратить на неравномерность изучения казахстанской региональной истории в целом, археологических исследований регионов Казахстана, в частности.
Следует также организовать изучение исторических персоналий, активизировать работу по выпуску монографий серии «Исторические личности», создать словарь исторических терминов, энциклопедии по персоналиям, включая представителей разных этносов, привлекая к сотрудничеству представителей зарубежной казахской диаспоры (особенно из России, Узбекистана, Монголии, Китая), осуществляя с ними совместные научные проекты, научные обзоры.
Пропаганда достижений исторической науки должна проводиться совместно с представителями литературы, искусства, кино. В реализуемых проектах должна быть наглядно показана и представлена отечественная история (мифы, легенды, эпос, знаменитые сражения, исторические персоналии, история казахской государственности). Особое внимание обратить на контент казахстанских сайтов, на недопущение второстепенной информации, криминальных новостей, необходимость кардинального изменения их содержания.
Т.М. АМИНОВ,
старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК
к.и.н., ассоциированный профессор