Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

1990: секретарь, председатель, президент

2256
1990: секретарь, председатель, президент  - e-history.kz
24 апреля 1990 года Нурсултан Назарбаев был избран президентом Казахской ССР. 88% народных депутатов Верховного Совета проголосовали за его кандидатуру

В 1990 году в политической атмосфере появились первые ощущения приближения краха Советского Союза. Нурсултан Назарбаев находился перед сложным выбором: сохранить Казахстан в социалистической системе или двигаться к экономической самостоятельности? Решение было принято твердое: двигаться к цивилизованным рыночным отношениям, несмотря неутешительные прогнозы экономистов и аналитиков.

В кризисных условиях активно велась работа по преодолению сырьевой направленности республики, по укреплению горизонтальных внутрисоюзных экономических связей, сохранению единого экономического пространства, что позволило бы укрепить взаимоотношения между союзными республиками. В этот период глава республики принимал деятельное участие в разработке важнейших законопроектов республики: о собственности, земле, самоуправлении, внешнеэкономической деятельности, иностранных инвестициях, свободных экономических зонах. Созданная новая законодательная база позволяла республике в числе первых подготовиться к испытаниям, последовавшим после распада СССР.

Острейший кризис в республике требовал активных действий со стороны руководства. Понимали это и казахстанские депутаты, полностью вверяя судьбу республики Н.А. Назарбаеву. В феврале 1990 года на ХVІ сессии Верховного Совета Казахской ССР одиннадцатого созыва они избрали его Председателем Верховного Совета Казахской ССР. Его первым заместителем стал Сергей Терещенко.

Совмещение двух должностей – Первого секретаря ЦК КП Казахстана и Председателя Верховного Совета республики далось Н.А. Назарбаеву нелегко. Что же побудило его принять это предложение? Он отвечал:

«В… переходный период крайне важно не замешкаться, не упустить момент осуществления принципиально важных государственных решений. Сама жизнь сегодня не дает времени на раскачку. Завтра будет поздно сделать то, чего требует нынешняя ситуация. А процесс передачи власти Советам у нас несколько затянулся. Поэтому-то, взвесив все «за» и «против», я принял предложение возглавить Верховный Совет республики, не дожидаясь выборов его нового состава, думаю, что это диктуется и логикой развития событий в общественно-политической жизни».

Выступая на сессии, он озвучил свою политическую платформу: «Я вижу приоритетные направления в продолжении и активизации уже начатого обновления политической, социально-экономической, духовной жизни республики. Вся наша деятельность должна быть проникнута заботой о людях, об обеспечении им достойных условий жизни и труда, утверждении принципов социальной справедливости, расширении возможностей для всестороннего развития личности. К сожалению, – продолжил он, – сегодня приходится оглядываться на реакцию союзных министерств, мириться с их «аппетитами», которые порой не знают предела. Республика, как известно, владеет всего 7,5% объема, имеющегося на ее территории промышленного производства, остальное – в распоряжении центра. Поэтому в ближайшее время предстоит покончить с этой несправедливостью».

Политическая ситуация в стране накалялась. Усиливалась конфронтация между центром и республиками. Оставаясь руководителем коллегиальных органов – в должности Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Верховного Совета СССР, М.С. Горбачев стремился к укреплению своего положения в системе власти.

В марте 1990 года в Политбюро ЦК КПСС шло обсуждение вопроса о введении поста президента СССР. Сомнения по поводу республик и их отношения к этому нововведению при обсуждении вопроса на съезде депутатов выразил председатель Совмина СССР Н.И. Рыжков: «Нет, здесь дело не в депутатах, дело в республиках».

Мартовский III Внеочередной съезд народных депутатов СССР 1990 года избрал М.С. Горбачева президентом СССР, отменил шестую статью Конституции, законодательно закреплявшую монополию КПСС на власть в стране. Как показало время, введение поста президента СССР не помогло М.С. Горбачеву контролировать ситуацию в стране и сохранить Союз. Набирали обороты политические процессы и социально-экономический кризис.

К апрелю 1990 года у Нурсултана Назарбаева сложилось ясное представление, что «внутренний» суверенитет будет неполным и неполноценным без внешнеэкономического, валютного суверенитета. Выход на международный рынок, создание совместных предприятий с участием иностранных партнеров – в этом тоже важный путь экономической самостоятельности. В проведении такой политики в жизнь он видел одну из первоочередных своих задач.

«Только через отстаивание своих законных прав республика защитит свои интересы».

24 апреля 1990 года Верховный Совет внес изменения и дополнения в действующую Конституцию и учредил пост президента Казахской ССР. Это было не просто веянием времени, но назревшей структурной необходимостью. Депутаты Верховного Совета первым президентом Казахской ССР единодушно избрали Н.А. Назарбаева. Пост президента был имплантирован в существующую систему.

Избрание Н.А. Назарбаева на пост президента подавляющим большинством голосов позволяет констатировать, что электорат хотел видеть его своим лидером. Его предвыборная программа внушала надежды на эффективное решение внутренних проблем республики. Казахстанцы знали, что президент способен твердо отстаивать интересы республики и достойно представлять Казахстан и в Союзе, и перед международным сообществом.

На первой сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва, Н. А. Назарбаев уже в качестве президента Казахской ССР, заявил, что предметом особой заботы «станет принятие мер по укреплению национальной государственности, политического суверенитета Казахской ССР, наполнению его новым, реальным содержанием в рамках советской социалистической федерации, по более четкому разграничению полномочий Союза ССР и республики».

Президент Казахстана – один из тех редких лидеров, кто стремился высказывать свои истинные мысли, говорить правду, какой бы она не была. Например, говоря о переходе на рыночные отношения, он был откровенен: «Надо быть готовыми к тому, что на начальном этапе… в первые 1,5– 2 года нас ожидают существенные потери, снижение уровня жизни населения и другие негативные моменты. Мы должны понять, что другого пути резкого подъема экономики, ломки структуры диктата и монополизма у нас нет. Мы должны сознательно пойти на крутой поворот в общественном сознании, создавая атмосферу всеобщей заинтересованности и деловой инициативы, широко разъясняя людям существо вопроса». Этими словами он пытался подготовить казахстанцев к предстоящим испытаниям.

В силу центра никто уже не верил. Для Казахстана эта ситуация имела особенно драматический оттенок. Глава государства понимал тогда, что рано или поздно, а скорее всего, достаточно скоро республике придется пускаться в самостоятельное экономическое плавание. Свое окружение и парламент он также настраивал на открытый доверительный диалог с населением.

З. Федотова, заместитель Председателя Верховного Совета Казахской ССР в период с 1990 по 1994 г., так описывает те сложные месяцы в республике:

«Президент требовал от нас выходить на улицы, разъяснять проводимую политику и перспективы развития Казахстана, приглашать митингующих к обмену мнениями и так далее. Нурсултан Абишевич часто говорил о том, что только вместе, сохраняя стабильность в обществе, мы сможем избежать межнациональных, межконфессиональных конфликтов и сохранить унитарное государство – Республику Казахстан».

Н.А. Назарбаев понимал, что просто обязан говорить непопулярные вещи в интересах психологического здоровья общества, ибо общественное сознание не может базироваться на стереотипах и лжи. Не случайно Президент Казахстана в мае 1990 года говорил: «Меня беспокоит покачивание нашего общества то вправо, то влево. Особенно вправо, то есть к такому состоянию, в котором мы недавно пребывали. Это невозможно. Этого не будет». В последних словах заключалась емкая четкая позиция гражданина, руководителя вверенной ему народом республики.

В конце 90-го года отношения между центром и республиками окончательно обострились. Центральные органы, озабоченные сохранением своей власти, не желали прислушиваться к конструктивным предложениям «снизу». Республики, в свою очередь, стремились избавиться от опеки центра и требовали полной самостоятельности. Сосуществование командно-административной системы с новыми для СССР рыночными реалиями породило хаос в стране, приведший в дальнейшем к «параду суверенитетов».

События в СССР 1990 года наглядно показали бессилие руководства Советского Союза в управлении страной, его неспособность справиться с кризисной ситуацией, а главное – нежелание реформировать социально-экономическую систему. Курс советского правительства на перестроечные реформы под лозунгами ускорения, гласности, демократизации, провозглашенный в апреле 1985 года, завел страну в тупик.

По материалам книги Аяган Б. Нурсултан Назарбаев и казахстанская модель строительства государства: ист. аспект / Б. Аяган, А. Аунасова; под ред. Б. Аягана. - Алматы: Литера-М, 2012.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?