Шаукенова Зарема, директор Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК
11-13 сентября 2015 года в Астане прошли торжественные мероприятия по празднованию 550-летнего юбилея Казахского ханства. Период возникновения Казахского ханства с 1465 года для всего мира был переломным. Во второй половине 15 века состоялись ведущие географические открытия Христофора Колумба, Васко да Гама, которые сформировали единое мировое пространство — восточное и западное полушария. В альтернативу Великого шелкового пути открыт морской путь из Европы в Индию. Торговый путь из Азии в Европу, развивавшийся с III века до н.э. и до начала XV века н.э. пришел в упадок.
В этот период формировался облик современной Европы. В 1453 году завершилась 100-летняя война между Францией и Англией, начинает правление династия Габсбургов в Австрии, Германии. Завершается период раздробленности Франции во времена Людовика XI.
Произошел распад Золотой Орды на 5 ханств: Большую Орду, Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское. Пала православная Византия и возникла Османская империя. Обостряются отношения между исламским и христианским миром — реконкиста в Испании. В то же время 15 век — это расцвет Ислама в Центральной Азии — строительство библиотеки Улугбека и возведение мавзолея Ахмеда Яссави.
Возникают крупные изобретения. Около 1450 году Гуттенберг создал первый печатный станок, что послужило началу СМИ. То есть, это был период тектонических изменений в жизни всего мира. Сегодня мы можем привести исторические аналогии тому периоду. Новые торговые отношения и союзы между Востоком и Западом. При этом вновь поднимается актуальность Великого шелкового пути на новом витке технологического и транспортно-логистического развития мировой цивилизации. Переструктурирование Евразии, когда одна империя рухнула, дав жизнь качественно новым независимым государственным образованием.
Поэтому празднование 550-летия Казахского ханства — это есть важный шаг по реанимации собственного исторического опыта. Все прошлые годы, включая советские, мы жили в условиях обедненной истории, которая ограничивалась формационным подходом и идеологическими перегородками. Все богатство древней, средневековой и новой истории сводилось к материальным отношениям, вопросам эксплуатации и типу хозяйствования. При этом взгляд на историю формировали преимущественно оседлые культуры, которым трудно постичь, как богатый бытовой, культурный, исторический опыт мог передаваться через преимущественно устные инструменты коммуникаций.
Празднование 550-летия Казахского ханства — это прежде всего раскрытие истории как «вещи в себе» по И.Канту, Гегелю и Дж.Локку. История этноса не зависит от субъективного восприятия, отрицания ее или подтверждения. Она существует вне зависимости от нашего желания и продолжается, протяженна во времени, пронизывает тот период, в котором мы осмысливаем историю как «вещь для себя», то есть уже сегодня в современности.
Мир сегодня подвижен и меняется, как было тогда во второй половине 15 века. В частности, это проявилось в возникновении феномена женской истории. Вся история древнего мира и средних веков показывала вторичность роли женщины. Пример великой царицы Томирис скорее исключение, чем правило. 15 век еще называют женским средневековьем, когда произошел переход от представления женщин с позиции гонений на ведьм в период инквизиции до героизации. В раннем новом времени ярко проявили себя такие исторические личности-женщины как Жанна д`Арк, ставшая во главе сопротивления Англии. Изабелла Кастильская, ставшая во главе объединения Испании. По сути, она способствовала морскому путешествию Христофора Колумба и открытию Америки. Есть знаменитые имена и в казахской истории, например, ханша Айганым, Домалак ана, Бопайханум, акын Сара.
Чтобы выжить в сегодняшнем мире, нам очень важно вновь и вновь обращаться к истории. Она питает нас как новыми смыслами, так и этнической энергией, подкрепляя на новые подвиги в новом времени.
Главным уроком периода Казахского ханства являлось формирование особой этнической черты казахов — объединяться перед внешней угрозой. Кочевые племена всегда отличались независимостью, точнее сказать вольницей. Степь олицетворяет собой свободу. Здесь нет ограниченности жизненного пространства как у оседлых народов. С кочевым образом жизни связаны все традиции, быт, технологии, например, хранения и вяления мяса, производства кумыса, иных молочных напитков. Однако внешняя угроза заставляет объединяться кочевые племена.
Для богатых оседлых азиатских регионов, бесконечные степи не являлись привлекательными в силу суровости климатических условий. Однако казахи не только выжили, но и обустроились на земле. Сегодня мы можем быть только благодарными своим предкам, которые боролись за каждый кусок земли — этих бесконечных степей, пустыньне зная, что они таят огромные богатства тех ресурсов, которые сегодня дают нам развитие.
Например, можно задаться вопросом — почему воевали за свою землю адайцы, хотя по всей их территории расселения на юго-западе Казахстана, кроме песков и барханов, колючек и меловых год найди еще что-то сложно. Потому что есть особое отношение к земле у кочевников. Кочевники не роднятся только с одной частью земли, но объемлют все пространства, фактически путешествуя, кочуя из одной местности в другую. Конечно, тогда это было связано с необходимостью поддержания главного богатства и капитала — скота. Однако они оставили громадное наследие — девятую в мире территорию, даже при том, что многие территории казахов еще в период столыпинской и ленинской реформ были отторжены в сопредельные республики.
Однако казахи в силу своего номадического характера, свободного духа не таят и не накапливают обид. Ведь изначально слово «казак» не имело ни политического, ни этнического значения, а обозначало всякого вольного человека, отколовшегося от своего племени, не признававшего власти законного государя и ведущего жизнь искателя приключений. Казаком мог стать любой человек, будь он по крови тюрк или перс, по происхождению простой скотовод или принц по крови в десятом поколении.
Данные тематического исследования, проведенного в 2013 году, показали, что почти 65% опрошенных, включая не титульные национальности, считает, что казахи по своей природе толерантны и имеют мирный характер. Только 27% респондентов полагает, что толерантность — это приобретенная черта у казахов после исторического опыта.
Именно такая природная терпимость позволила казахам принимать у себя депортированные народы. И эти народы сегодня выражают благодарность казахам за их историческую миссию, что дали кров и хлеб всем народам, которых насильно выслали в казахскую степь.
В этой связи, порядка 83% опрошенных поддержали предложение Президента, высказанное на сессии Ассамблеи народа Казахстана в апреле 2015 года, об учреждении Дня благодарности этносов. Порядка 90,2% респондентов видит в этом празднике признание знак исторической справедливости, что казахи, будучи сами в нужде во времена голода, репрессий и голода принимали другие народы к себе. 88% респондентов согласны с выражением Президента, что казахи, хотя и многое претерпели, но не жаловались на судьбу, завоевав в итоге свою независимость.
Столько же опрошенных считает, что такие культурные и исторические приобретения, опыт, ценности помогают продвигать брэнд страны на международной арене, одерживать победы, получать право на проведение крупных мероприятий по типу председательства в ОБСЕ, ОИК, международной выставки ЭКСПО-2017.
Между тем, именно создание и закрепление государственности стало исторической основой для того, чтобы казахи выстояли в этой вечной борьбе за выживание. Это прекрасно иллюстрируется периодом правления Тауке хана. Он создал единый свод законов — Жетыжаргы, который регламентировал жизнь казахов. В этот период укрепляется роль биев, более четко структурируется общество. Период правления Туке хана считается золотым веком казахской государственности. Далее был сложный период, характеризуемый как Столетняя война между джунгарами и казахами. Период национальных героев и батыров. Именно к этому периоду относится высказывание Ахмета Жубанова «Мен казақпын, мыңөліп, мыңтірілген». По данным исследования87,5% респондентов согласны с той точкой зрения, что казахи много претерпели в истории и стояли на грани гибели, но сумели возродиться.
Все это уроки истории для нас, что нация должна быть единой. Прежде всего, это касается казахов как государствообразующего этноса.
Поэтому даже несмотря на неблагоприятные времена в экономике, казахстанцы в большинстве своем считают, что не надо жалеть денег и усилий, чтобы снимать исторические фильмы. Это не просто как это модно говорить брэндирование, этим мы отдаем дань памяти и уважения своим предкам. На их плечах, а зачастую жизнях формировалась казахстанская государственность.
По сравнению с некризисным 2013 годом, число поддерживающих съемку исторических фильмов, не уменьшилась. Даже увеличилось число твердо поддерживающих производство исторических кинолент.
Это еще раз подтверждает, что казахстанский народ перед внешними угрозами и вызовами еще больше объединяется, проявляется свою главную черту как единой нации состоявшегося государства — Республику Казахстан.
В праздновании 550-летия Казахского ханства больше 40% опрошенных видит укрепление президентской патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и в меньшей степени материальную сторону.
Казалось бы, ничего не может быть вечным. Даже Вечный Рим сменился вторым и третьим Римом. В то же время преимуществом Китая — Поднебесной считается тысячелетняя история. Однако если посмотреть историю Великой степени, то она практически не имеет границ и по археологическим и иным фольклорным, этнографическим исследованиям восходит еще к эпохе ариев и более ранней истории андроновского периода. По различным источникам древние предки тюрков появились не позднее неолитического периода (8-9 век до н.э.) и населяли широкую степную и лесостепную зону Евразии от Минусинской котловины на востоке до Карпат на западе. Наиболее активным периодом этногенеза тюрков считается конец IV тысячелетия до н.э., когда они в течение 500-600 лет распространились на огромную территорию от Забайкалья до Дуная, от Урала до границ современной Турции. Такое восприятие своего прошлого направлено на решениетакой проблемы как дефицит исторического времени. Наша история не замыкается в 24 года независимости. У Казахстана сегодня есть главное преимущество, которого не было у наших предков. Мы не замкнуты в пространстве. Мы используем все преимущества, дарованные нам природой и историей, включая тот самый исторический Шелковый путь. Мы имеем выход к морям, чего не имели основатели Казахского ханства — Жанибек и Керей.
В целом, празднование 550-летия Казахского ханства означает новый этап внутриполитического развития нашей страны — развитие патриотизма с долгосрочным видением.