Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Лекция по искусствоведению «Природа и символы: от палеолита до Сезанна и немного дальше»

900
Лекция по искусствоведению «Природа и символы: от палеолита до Сезанна и немного дальше»  - e-history.kz
Лекция напрямую касается вдохновения, откуда что вытекает, это преемственность и история с которой мы берем источники для своих произведений

В Национальном музее Республики Казахстан состоялась лекция российского доктора искусствоведения Дмитрия Северюхина: «Природа и символы: от палеолита до Сезанна и немного дальше» 

Лекция состоялась в рамках музейного проекта «Мировая культура и современное искусство». В ходе лекции подробно рассмотрели такое явление художественного творчества, как природоподражание (по-гречески — μίμησις — мимесис), т.е. стремление к иллюзорному воссозданию видимого мира и символическое обобщение образа как элемента некоей условной знаковой системы. Обе тенденции боролись и пересекались друг с другом, нередко сосуществуя, и плодоносно подпитывая друг друга в каждом художественном поколении. 

a8c20e670ca0a62de5156c41953ddeea.JPG

Изобразительное искусство, начиная с палеолита насыщенно мимесисом и символическими образами, которые трансформируясь, привели к созданию образного языка современного искусства. Основными символическими образами стали изображения животных и человека, которые отражали мифологему мышления самого человека, создававшего их из разных материалов и средств. 

В искусстве нашего времени первопроходцем в этом направлении стал французский постимпрессионист Поль Сезанн. Творчество Сезанна, философия которого легла в основу искусства ХХ века, указало художникам путь освобождения, как от прямого копирования природы, так и от литературно-символической составляющей. 

5dbdc3387c0d70e7008aea01052461d6.JPG

Слушателями лекции стали студенты, магистранты и докторанты ВУЗов специальности «Искусствоведение». 

8cae0e5789eb10979d53b1dd8986f28c.JPG

— На этой лекции мы знакомимся с историей искусства, и это объяснение к предыдущей выставке «Диалоги с великими». Лекция напрямую касается нашего вдохновения, откуда что вытекает, это преемственность, это наши учителя, история с которой мы берем источники для своих произведений. Ведь искусство — это все объединяющее начало. Я сам родился в Казахстане и непременно тесно знаком с казахстанским искусством. Особо хочу отметить прекрасный казахский орнамент, тут, куда не посмотри, видишь орнаменты и понимаешь, что это Казахстан. Орнамент определяет принадлежность нации к государству. Хотел бы отдельно всех поздравить с великим праздником 550-летие Казахского ханства. Я художник, который выставлялся во многих музеях мира, не могу не отметить Национальный музей РК, он лучший в мире и как для казаха по национальности вызывает во мне огромную гордость. Хочу всем пожелать огромного развития, прежде всего культурного развития, без культуры никуда, — сказал Казбеков Латиф — член союза художников Санкт-Петербурга. 

dac63f4cff10aaf82081973db25beb57.JPG

— Я предполагаю, что орнаменты имели не прикладное значение, а были формой календарей, формой записей, которые прочитывались в свое время. Наша древнейшая память, которая заложена, где-то в глубинах подсознания позволяет нам воспринимать орнамент, как нечто радостное, увлекательное, — рассказал в соей лекции Дмитрий Северюхин — член союза художников Санкт-Петербурга. 

6a6434ddc669c52cb3d1497c8ca4e5be.JPG

Дмитрий Северюхин — доктор искусствоведения, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, автор-разработчик учебно-образовательных комплексов по образовательным программ магистратуры, издатель и редактор книжной серии «Петербургские исторические записки», руководитель осуществленных проектов «База данных и интернет-сайт «Энциклопедия благотворительности: Санкт-Петербург» и «Международная научная конференция «Марк Шагал и Петербург: жизнь, творчество, наследие. К 125-летию со дня рождения художника», и действующего проекта «Институциональная история художественной жизни Санкт-Петербурга-Петрограда». В качестве исполнителя участвует в долговременном проекте «База данных и интернет-сайт «Архитектура и изобразительное искусство русского зарубежья». 

В 2009 году награжден Анциферовской премией за лучший научный труд по краеведению.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?