Жамбылский областной историко-краеведческий музей был открыт 25 августа 1931 года как городской музей. Самыми ценными экспонатами первоначально были предметы археологии. Тогда музей занимал небольшое здание из двух экспозиционных залов общей площадью 328,5 кв.м. В сороковых годах прошлого столетия музей приобретает статус областного. В конце 40-х годов музей приобретает новый статус. Это уже не городской а областной музей. В середине 70-х годов прошлого столетия Жамбылский областной историко-краеведческий музей был включен во Всесоюзный туристический маршрут, а с 1977 года его стали посещать группы иностранных туристов. В 2002 году, к 2000-летнему юбилею города Тараза, в музее открылись 3 новых павильона : «Музей древнетюрксой письменности и древнетюркских каменных изваяний», музей истории города «Тараз—2000» и художественный музей Л. В. Брюммера. Таким образом, Жамбылский областной историко-краеведческий музей — это музейный комплекс с общей экспозиционной площадью 2010 кв.м. В фондах музея насчитывается около 40000 единиц хранения (экспонатов), число которых из года в год увеличивается. Это — исторические, археологические коллекции, историко-бытовые предметы, рукописи и печатные документы, произведения изобразительного и декоративного искусства, нумизматика и др.
Основной корпус музейного комплекса
Открывает экспозицию музея отдел природы. Знакомство начинается с карты, на которой показано место расположения области на территории нашей страны с ее своеобразными формами и особенностями рельефа. В геологическом прошлом на территории Южного Казахстана трижды возникало и исчезало море. Доказательством тому являются остатки морских организмов, относящихся к каменноугольному периоду — моллюски, кораллы, отпечатки плавников и самих рыб. Особую ценность представляют хранящиеся в музее экспонаты сакского периода (8-4 вв до н.э.): шлем сакского воина, фрагменты оружия, бронзовые котлы на высоких поддонах. Процесс образования Казахского ханства нашел свое отражение в экспозиции следующего зала. Вниманию посетителей представлены предметы быта казахов, воинское снаряжение периода джунгарских войн — 17-18 вв. В отдельном зале демонстрируются экспонаты, рассказывающие о преобразовании края с момента вхождения Казахстана в состав России. Значительное место отведено предметам быта и домашней утвари, а также одежде народов, переселившихся в наш край. Широко представлены денежные знаки царского периода, коллекция самоваров и чайников 19 века. Очень много иных экспонатов, свидетельствующих и о других периодах истории представлены в этом корпусе, которые следует увидеть самим.
Музей древнетюркской культуры
Этот музей не имеет аналогов не только в Средней Азии, но и на территории СНГ. Здесь представлены образцы древнетюркской письменности и каменные изваяния. Необычна и форма здания — куполообразная, напоминающая, с одной стороны, юрту, а с другой — курган, вблизи которых, в своем большинстве, встречаются каменные изваяния, экспонируемые в музее. Древние тюрки обессмертили себя, создав свой, особый, вид монументального искусства — каменные изваяния. Эти безмолвные свидетели далекого прошлого дают посетителям представление о культуре тюрков периода господства Тюркского Каганата (6-8 вв.) и государства карлуков (7-9 вв.) Древние тюрки воплотили в камне образ умершего и обожествленного предка. Изваяния служили объектом особого поклонения и почитания. Они устанавливались на курганах с каменными оградами и являлись местом поклонения и жертвоприношения. Культура тюркских племен нашла свое отражение и в памятниках письменности. В экспозиции музея размещены образцы письменности, относящиеся к «таласскому типу». Это — рунические письмена, строчные знаки на серебряной миске из кургана Иссык. Древние тюрки оставляли надписи не только на различных предметах, но и на камнях. В экспозиции размещены два камня с четко прослеживаемыми знаками, дешифровка одного из них находится на стадии изучения учеными-тюркологами. В музее представлена копия «Золотого человека» и серебряная чаша с рунической надписью, свидетельствующая о высокой культуре сакских племен.
Музей «Тараз — 2000»
Самыми интересными коллекциями областного музея считаются, по праву, коллекции древнего Тараза, которому насчитывается более 2000 лет. История создания города Тараза уходит в далекую древность. О времени возникновения города известный ученый академик А.Х. Маргулан сообщает: «...По исследованиям ученых Шаванны, Де-Грота, В.Бартольда и многих других, гунны обосновались в долине реки Талас еще в третьем — втором веках до нашей эры и построили город Талас с дворцами и башнями». Многочисленные находки, добытые в результате раскопок на древнем городище Тараз, позволяют по-новому высветить историю города. Тараз был крупным торговым центром на Великом Шелковом Пути из Китая в Европу. Сюда съезжались купцы из Индии, Средней Азии, Ирана, Ирака и других стран. С востока на запад, с запада на восток с караванами шли писатели и поэты, ученые и мыслители, миссионеры и паломники, зачастую передавая религию, обряды и культуру своих народов. Происходил оживленный обмен материальными и духовными ценностями. Он являлся в свое время столицей Тюркского Каганата, а позднее Карлукского Каганата. В год празднования 2000-летия Тараза большая коллекция экспонатов музея таразского периода побывала во Франции, в Париже,в штаб-квартире ЮНЕСКО и произвела на посетителей большое впечатление.
Макет фундамента глиняных мастерских
Пятирожковый светильник
Таразская люстра
Художественный музей Л. В. Брюммера
Это третий новый музей Таразского музейного комплекса. Он посвящен творчеству уникального художника Л. В. Брюммера, репрессированного во время второй мировой войны и сосланного в Казахстан. Последние 15 лет он прожил в Джамбуле (ныне Тараз) и всю свою коллекцию картин (более 1000) завещал городу.
Родился Леонид Брюмер на Украине, в г. Херсоне в 1889 году, в семье обрусевшего немца фон Брюмера. Мать — француженка М. Гуттьер. В 1915 г. с отличием окончил художественное училище в Киева. Отправился учиться в Санкт-Петербург в Императорскую Академию Художеств. Завершить образование не позволили послереволюционные события: нищета, борьба с «бывшими».
Брюмер жил и работал в Ялте, Старом Крыму, Орле, Нальчике. Из Нальчика был репрессирован в 1941 году из-за немецкого происхождения в Казахстан, в Павлодарскую область. С 1955 по 1971 г. жил в Джамбуле (Таразе).
Этот музей уникален тем, что здесь собрано большое количество картин одного художника.
Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ
Благодарим Жамбылский областной историко-краеведческий музей в предоставлении материалов