Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Жизненный путь автора Герба Республики Казахстан

2032
Жизненный путь автора Герба Республики Казахстан - e-history.kz
«Тренд Казахстана – успешные люди». Эксклюзивное интервью с Жандарбеком Малибековым

Жандарбек Малибеков — заслуженный архитектор Узбекистана, автор Государственного герба Республики Казахстан.  Родился 24 марта 1942 года в ауле Екпинди Жанакорганского района Кызылординской области. Окончил архитектурный факультет Ташкентского политехнического института. Главный архитектор проектов, руководитель градостроительной мастерской Узбекского научно-исследовательского института промышленности. Принимал активное участие в проектировании аэровокзала в г. Андижане, зданий областного почтамта в г. Фергане, областной администрации, драматического театра и Центральной библиотеки в г. Самарканде, ряда жилых микрорайонов в городах Ангрене, Фергане и Самарканде.  

ae520866e3e5e08b72da8fb9d1d959de.jpg

d0072bf42eb1649e760a19741fbdb258.jpg

f50018b16e74f9f7e4e8069e49b6da8b.jpg

Макет «Экспо-2017» Жандарбека Малибекова 

— Жандарбек Малибекович, расскажите о Вашей семье, и о том где прошло ваше детство?  

— Я родился в семье железнодорожника 24 марта 1942 года  в Кызылординской области в местности Жанакорган. Моего отца звали Малибек Андабаев. Отец работал железнодорожником в Турксибе до 1955 года. За период работы в годы ВОВ он был награжден множеством орденов, а самое главное - орденом Трудового Красного Знамени, что было крайней редкостью. Моя мать умерла, когда я еще был маленьким, но успела родить отцу троих сыновей: Шабдарбек, Айдарбек и Жандарбек. Мы были выходцами из младшего жуза, а именно из рода найман — садыр — тоң. Место моего рождения является святым, раньше около 3000 лет назад здесь было основано городище Сыганак. Рядом также располагался мавзолей Кок Кесене, я часто проходил около него по пути в школу. Марко Поло писал, что это непревзойденное архитектурное сооружение по своей уникальности. Весь мавзолей был облицован зелеными мелкими терракотовыми плитками. Здесь прошло мое детство. 

— Как сложились Ваши школьные годы? 

— Ситуация с образованием была очень сложная. Еще в 50-х годах в нашем ауле не умели читать и писать. Помню периоды, когда рабочие ставили печать о получении зарплаты своим пальцем. Было очень мало медресе, и то, те кто их оканчивал, вели просветительскую работу только по религиозным вопросам. Я проучился 10 классов в школе. Помню, вместо школьного здания был какой-то барак, в котором преподавали люди, возвратившиеся с войны. После окончания 10 классов, я подумал, а что дальше? У меня всегда была склонность к рисованию. Я увидел объявление о наборе в ташкентское художественное училище в газете «Пионерская правда» и решил туда поступить. 

— Когда Вы решили поступать в художественное училище в Ташкент, у Вас не было ни денег, ни работы. Как Вам удалось добраться туда? 

— В 15-16 лет я один в ауле выложил около 10 тысяч сырцовых кирпичей, так я заработал деньги на поездку. Но мне было очень страшно ехать туда. Никого не предупредив, я сел на поезд и уехал с закрытыми глазами в Ташкент поступать в это училище. Когда я прибыл в Ташкент, оказалось, что все процедуры приема в училище были закрыты. 

— И какое решение Вы приняли тогда? 

— Я был растерян. Тогда я случайно встретил человека, который учился в политехническом институте. Он мне порекомендовал поступить в этот институт. Я пошел туда, сдал 4 экзамена и поступил на архитектурно-строительный факультет. Так, я случайно пришел в архитектуру, в детстве я даже не знал, что такое архитектура.  

— Как проходили ваши годы обучения в институте? 

— Первые три курса днем мы работали на производстве, а вечером были на учебе. В университете я проучился 6 лет. Последние 3 года мы беспрерывно обучались.  В этот период в Советском Союзе очень хорошо была налажена система практики, нас направляли в среднюю Азию и Европу. Наша группа была универсальная в составе которой были электрики, маляры, кладчики и др. После 4 курса нас направили в университет Киева. Нам доверили отремонтировать химический факультет. За три месяца мы закончили работу. Это был мой первый серьезный проект, который я поставил своими руками. Также мы ездили на практику в Ригу и Москву. Однажды меня отправили бригадиром в Грецию. Греческая архитектура была очень красивая, уникальная, но далеко не простая. С тех пор я еще больше полюбил свое дело. Связь производства и учебы сформировала во мне профессионала. 

— Как вы пришли к созданию собственной семьи? 

— Когда я приезжал к родственникам в Кызылорду, они постоянно спрашивали меня о женитьбе. К 27 годам я уже раздумывал над этим серьезным решением. Будущая супруга училась с моей двоюродной сестренкой в Кызылорде. Однажды я увидел ее и решился «атаковать». После этого, в 1969 году, мы поженились. Многие спрашивали о нашем супружестве: заключили ли мы брак по любви или нет. Но это не главное. Казахи говорят «қатын алма, қайын ал». Если ты разводишься с женой, то ты разводишься с детьми и сватьями, это намного страшнее и показывает твою безответственность перед своими детьми. Мы уже 43 года живем «любишь, не любишь». За эти годы мы и ругались и мирились. Я думаю самое главное, это взаимопонимание и уважение. Сейчас имею троих сыновей. Все получили образование в области архитектуры.  

— Вы много времени прожили в Узбекистане, как вы вернулись на родину? 

— После института я просил, чтобы меня направили в Казахстан, но меня оставили. Я 17 лет руководил строительством всех объектов в Самарканде. Всю жизнь я мечтал вернуться на родину. В 1992 году мне было 50 лет. Казахстан получил независимость и тогда объявили конкурс на государственные символы и мне предложили принять участие. Чтобы создать герб, я изучил очень много символов, не только казахских, но и символы других народов. У казахских джузов было более 300 танба и я всячески старался не использовать ни один из них в гербе. Ведь в гербе должна быть заложена вся история нашей страны, его прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, объявленный конкурс на герб возвратил меня на родную землю.  

— Жандарбек Малибекович, в заключение интервью не хотели бы что-нибудь добавить от себя?  

— Я хотел бы высказать собственное мнение о нынешней архитектуре. Сейчас мы живем в секционных домах и не знаем друг друга, очень редко видимся с соседями. Стали равнодушными к окружающим людям. Во всем этом, отчасти, виновата современная архитектура, потому что секционные дома ограничивают нас, они разрушили наши традиции, быт, общение и, соответственно, язык. Наши предки жили в таких уникальных архитектурных сооружениях как юрты, все казахские традиции воспитывались в ней. Поэтому, я считаю юрту уникальным созданием мировой цивилизации, в которой формировалась казахская степь. Я спрашиваю у студентов, когда появилась юрта? когда появился казах? Никто не может ответить. И я всегда отвечаю сам: юрта появилась тогда, когда появился казах. 

— Благодарю Вас за уделенное время, желаю Вам успехов и здоровья!  

Материал подготовил Мирас Нурланулы

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?