«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Подарок узбекского этнокультурного центра главному музею ЮКО

1739
Подарок узбекского этнокультурного центра главному музею ЮКО
В рамках празднования 20-летия Ассамблеи народа Казахстана историко-краеведческий музея ЮКО представил этнографическую коллекцию национальной одежды разных этносов, проживающих в республике.

2015 год объявлен Годом Ассамблеи народа Казахстана. В Южно-Казахстанской области работают 20 этнокультурных центров. Основной задачей центров является возрождение культуры, языка, обычаев и традиций представителей разных национальностей. Этнокультурные центры организовывают концертные программы, участвуют на ежегодных фестивалях дружбы народов Казахстана, организовывают выставки картин, изделий народных умельцев и многое другое.

Деятельность узбекского этнокультурного центра в нашей области очень активна. К примеру, председатель этого этнокультурного объединения Икрам Хашимжанов подарил областному историко-краеведческому музею образцы национальной одежды узбекского народа. Эти историко-этнографические материалы представлены в экспозиции музея и иллюстрируют традиционную культуру узбекского народа. Хочется рассказать о некоторых из них. 

b127f1b48c44b4fd0298bf72636a8e05.jpg

Тюбетейка — мужской головной убор, или, как ее еще называют, легкая шапка, бывает круглой или квадратной формы, островерхой или плоской. Традиционно тюбетейки носили как в городах, так и в сельской местности в Центральной Азии. Основой тюбетейки является хлопчатобумажная ткань белого цвета, накрахмаленная, простеганная сверху искусственной тканью черного цвета. Твердая шапочка имеет особый покрой, состоящий из четырех равнобедренных треугольников, которые при соединении образуют четырехгранную форму. Головной убор украшен вышивкой в виде четырех отдельных элементов в виде перышка. Снизу головной убор окантован шелковой искусственной тканью и украшен по всему околышу узорной вышивкой.

Есть в коллекции музея и мужской чапан — узбекский халат, с рубашкой — яхтаг. Чапан популярен в Центральной Азии, включая Узбекистан, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан и другие соседние страны. 

a3ce6873bce4f6f04ab4bb47df575720.jpg

В cтарину подкладку делали из маты — недорогой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху его покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят как пожилые люди, так и молодежь. Этот халат распашной, просторный, с длинными прямыми рукавами. Он предназначен для повседневной носки, лицевая поверхность изготовлена из искусственной ткани, орнаментированной разноцветными полосами. Ворот халата отделан планкой. Рубашка-яхтаг, которая надевается под чапан, прямая и широкая. Она сшита из хлопчатобумажной ткани, в боковых швах имеются разрезы, рукава короткие, прямые. Ворот рубашки имеет треугольную форму.

Один из обязательных предметов одежды узбекского народа бельляма — платок-пояс для мужского костюма. Изготовлен он из искусственного шелка. Ткань представляет собой радужное сочетание цветовых пятен в узоре, которые ритмично чередуют разновеликими и разноокрашенными полосами. По краям пояса вышивкой выполнены три волнообразных линии.

0b07b0b62e4da7f77af548f349923cec.jpg

Паранджа — узбекский уличный женский костюм. Это специальный халат-накидка с ложными рукавами, который носили с чачваном — волосяной сеткой, закрывавшей лицо. Халат прямого широкого покроя. Лицевая часть сшита из плотной хлопчатобумажной ткани серого цвета. Подкладка выполнена из цветной и серой хлопчатобумажной ткани. 

По линии плеч пришиты ложные рукава, которые закинуты назад и на концах соединены. Длина рукавов достигает края подола. Расцвет культуры ношения паранджи у народов Средней Азии пришелся на конец XIX — начало ХХ века.

Историко-этнографические материалы, представленные в экспозиции областного музея, повествуют об истории развития этнокультурных объединений, образе жизни народов разных национальностей, сохранении национальных традиций и обычаях в настоящее время. Популяризация идей межнационального согласия, толерантности и патриотизма воплощается и посредством ознакомления с лучшими образцами предметов повседневности, традиционных для представителей разных национальностей, в частности узбекского народа.


Жолбасхан Айгуль,
научный сотрудник
историко-краеведческого музея ЮКО