Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

«История – это цепь взаимосвязанных событий»

1445
«История – это цепь взаимосвязанных событий» - e-history.kz
О богатой истории и неповторимой культуре нашей страны писали ученые со всего мира в древности, средние века и новое время... Чем сегодня интересуются зарубежные исследователи Казахстана?

Харун Йылмаз — доктор исторических наук, научный сотрудник Британской Академии при Лондонском университете королевы Марии (Queen Mary University of London). Доктор Йылмаз является региональным экспертом в Средней Азии, на Кавказе и Украине. Среди его опубликованных научных исследований грузинско-азербайджанские отношения (2009), формирование советского национального самосознания в Казахстане (2012, 2013) и в Азербайджане (2013). Он также преподает «Историю» и «Международные отношения» в Оксфордском университете. Сегодня он расскажет нам о своих исследованиях по истории Казахстана

— Расскажите о себе. Как часто вы приезжаете в Казахстан?

— Родился я в Стамбуле. Окончил магистратуру и защитил докторскую диссертацию в Оксфордском университете. Тема моей диссертации — «Написание национальной истории Казахстана, Украины и Азербайджана во время Сталина». Со времени написания моей диссертации я фокусируюсь на предмете создания национальной истории и идентичности. Я также был научным сотрудником в Гарвардском университете. Сейчас я являюсь научным сотрудником Британской Академии, а также преподаю в Лондонском университете. С 1999 года я часто приезжаю в Казахстан. Длительность и частота моих приездов зависит от моих исследовательских проектов. Обычно, когда я приезжаю в Казахстан, я остаюсь здесь на несколько месяцев.

— Над какой исторической темой вы работаете на данный момент?

— На данный момент моей исследовательской темой является то, как новое (постсоветское) поколение понимает свое советское (недавнее) прошлое в Казахстане и Азербайджане. Эта тема очень актуальна в Прибалтике, России и Украине, тем не менее она не так хорошо исследована в Средней Азии и на Кавказе. Данным проектом я занимаюсь не так давно, с сентября этого года.

— Сотрудничаете ли вы с казахстанскими учеными?

— В своих предыдущих проектах я сотрудничал с казахстанскими учеными. На данном этапе, пока проект в самом начале своего развития, у меня не было контактов с казахстанскими учеными, но в будущем я открыт к сотрудничеству.

— По-вашему, какое историческое событие в истории Казахстана мало исследовано и не до конца раскрыты все факты?

— Было сделано много важных исследований по истории Казахстана как во время советского периода, так и после объявления независимости. Веками казахская степь имела очень динамичную историю. Происходили важные исторические поворотные моменты, в том числе тюркификация, нашествие монголов, нашествие джунгар, присоединение к России. Каждый из этих поворотных моментов дает историкам большое поле для исследований. Последний поворотный момент в истории Казахстана — это то, что нация испытала во время господства советской власти. Интерпретировать недавнюю историю — нелегкая задача. Этот непростой период обещает ряд тем для исследований в будущем.

— Какие события объяснили бы определенные вещи о Казахстане, если бы мы знали больше о них?

— История — это цепь взаимосвязанных событий. Одно событие ведет к другому. Я не уверен, что можно выделить в истории одно конкретное событие, которое послужит ключом к пониманию всего.

— Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил идею празднования 550-летия государственности. Что вы думаете об этом?

— Это замечательная идея. Как историк и эксперт по национальной идентичности я полностью поддерживаю празднование этого события. Это станет отличным ответом тем, кто сомневается в том, что у казахов была своя государственность и история. Более того, торжество по случаю 550-летия государственности должно стать примером для празднований других исторических событий в стране. У казахов есть великие полководцы, мудрые ханы и значительные победы на полях сражений. Наряду с созданием первого ханства, эти блестящие имена и события также могут быть популязированы.


Беседовала 

Динара ТАУКЕБАЕВА 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?