Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Историки обсудили задачи образования и науки в свете идеи «Мәңгілік ел»

1583
Историки обсудили задачи образования и науки в свете идеи «Мәңгілік ел» - e-history.kz
30 октября 2014 г. ученые Института истории государства КН МОН РК и Евразийского национального университета провели «круглый стол».

Вопросы, затронутые в интервью Президента КазахстанаН. А. Назарбаева в Улытау об истории казахского народа, продолжают находить глубокий отклик срединаучно-педагогической общественности и придают импульс дальнейшему обсуждению ключевых проблем изучения и преподавания национальной истории в учебных заведениях страны.

На встрече ученых-историков обсуждались основные задачи исторической науки Казахстана и обучения в организациях образования в свете идеи Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Мәңгілік ел».

В мероприятии принял участие министр образования и науки РК А. Б. Саринжипов. Модератором круглого стола выступил директор Института истории государства, доктор исторических наук, профессор Б. Г. Аяган. В нем приняли также участие депутаты Парламента, представители Министерства образования и науки республики, общественные и государственные деятели, ученые-историки, философы и политологи, языковеды, учителя школ.

Состоялся заинтересованный разговор по проблемам основных ориентиров в преподавании такого фундаментального мировоззренческого предмета, формирующего историческое самосознание нации, каким является «История Казахстана», в школах и вузах страны, качества учебников и учебных пособий, учебно-методического сопровождения данного предмета.

Перед началом «круглого стола» состоялся брифинг, который провел для редколлегии журнала «Мәңгілік ел», депутат мажилиса парламента РК, член Комитета по социально-культурному развитию, доктор политических наук, профессор К. Н. Бурханов. В своем интервью мажилисмен подчеркнул, что образовательный предмет «история» призван способствовать формированию мировоззрения, патриотизма юных граждан страны. В многовековой истории казахского народа много ярких и героических страниц, достойных должного освещения в учебниках истории. Разные времена и эпохи исторического полотна казахской истории являются золотыми звеньями единой истории казахов и их государственности.

Идея Президента страны Н. А. Назарбаева «Мәңгілік ел» является основой философии истории и идеологии государства, сказал К. Н. Бурханов и в своем основном докладе «круглого стола». Как профессиональный историк и политолог докладчик отметил важность изучения вначале базовой составляющей исторического знания — философии истории, ее теории и методологии, аргументируя, что эти ипостаси являются основой, корнем и стволом великого дерева истории, на их базе может строиться каноническая история страны. По мнению выступавшего, история Казахстана как учебный предмет — это история народа и страны, стержнем которой должна быть казахская государственность. Он говорил о роли истории в формировании национальной идентичности, государственного мышления граждан.

Он отметил также необходимость объективного освещения в учебниках истории таких замалчивавшихся прежде в советской истории тем, как, к примеру, советско-финская война, расстрел польских офицеров в Катыни, оккупация советскими войсками стран Балтии и частей Румынии и Польши.

В докладе затронуты и проблемные вопросы периодизации истории, говорил автор и об уважительном отношении к различным научным точкам зрения и мнениям.

Его коллега, депутат мажилиса, доктор исторических наук, профессор, генерал-лейтенантА. Б. Тасбулатов акцентировал внимание на воспитании казахстанского патриотизма, государственности и гражданственности среди подрастающего поколения на основе серьезного изучения истории страны и родного края. Ведь без малой родины, без знания истории о подвиге славных предков-батыров того или иного края казахской земли нет большой родины.

Директор Института философии, политологии и религиоведения, доктор социологических наук, профессор З. К. Шаукенова предложила наладить практику распространенных прежде широких общественных площадок — постоянно действующих «круглых столов» по актуальным проблемам национальной истории.

В прениях по основному докладу выступили также директор Научного центра «Евразия» ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, доктор исторических наук, профессор З. Е. Кабульдинов, профессор К. Сарткожаулы, декан исторического факультета ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, доктор исторических наук, профессор Т. С. Садыков, депутат мажилиса парламента РК, доктор технических наук, профессор У. К. Бишимбаев, учитель истории школы-лицея № 38 Б. Н. Маженов, директор Института культуры и духовного развития «Алаш» С.-Х. А. Жусип.

Участники «круглого стола» рассказали о разнообразных формах использования ресурсов исторического знания, об опыте работы по патриотическому воспитанию среди студентов и взаимодействию с военно-патриотическими клубами, изучению истории Великой Отечественной войны и участию в ней казахстанцев, подготовке сборников научных статей и обобщающих трудов по проблемам изучения и преподавания истории, акцентировали внимание и на перспективных задачах по популяризации национальной истории в связи с предстоящими юбилейными историческими датами, проблемных сторонах создания учебников, недостатках и просчетах при формулировке тестовых заданий по истории Казахстана для учащихся школ.

В перерыве состоялась презентация отчета начальника отдела Института истории государства, кандидата исторических наук, доцента К. М. Ильясовой по результатам проведенной ею работы в архивах и библиотеках г. Стамбула по изучению наследия тюркской интеллигенции в эмиграции в Турции.

Участники «круглого стола» посетили вновь открывшийся музей истории образования Евразийского национального университета. Важность вопросов, поднятых в ходе профессионального обмена мнениями и опытом ведущих историков, политологов, философов подкрепляется тем значением, которые имеют историческое и социально-гуманитарное знание в формировании государственного мышления, что было краеугольным камнем всех выступлений.

Идеи и предложения, прозвучавшие в ходе обсуждений, придают новый импульс системной работе по повышению качества исторического образования, воспитанию истинных патриотов, преданных интересам государства.


Жанна Кыдыралина,

первый заместитель директора
Института истории государства, 
доктор исторических наук

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?